Существуют
также должностные обязанности,
которые присущи конкретному
виду государственной службы и конкретной
занимаемой должности. Они регламентированы
в должностных инструкциях, а
также локальных нормативных
актов того учреждения, в котором
проходит службу государственный служащий.
Таким образом,
мы видим, что обязанности госслужащего
являются логичным продолжением его прав
и в совокупности с ними делают возможным
сделать систему государственного управления
более эффективной.
2.3 Ограничения и запреты, связанные с
государственной службой.
Для государственного
служащего установлены специальные
ограничения и запреты по службе
(ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»).
Служащий не может быть принят на гражданскую
службу, а служащий не может находиться
на службе в случае:
1) признания
его недееспособным или ограниченно
дееспособным решением суда, вступившим
в законную силу;
- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Для служащего
установлены запреты, связанные
с службой. Служащему, например, запрещается:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
- замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания
или назначения на государственную
должность;
б) избрания
на выборную должность в органе местного
самоуправления;
в) избрания
на оплачиваемую выборную должность
в органе профессионального союза,
в том числе в выборном органе
первичной профсоюзной организации,
созданной в государственном
органе; государственный служащий обязан
полностью посвятить себя государственной
службе, что обеспечивает ее эффективность.
Государственный служащий не вправе
занимать другую должность, быть депутатом
законодательного (представительного)
органа Российской Федерации, законодательных
(представительных) органов субъектов
РФ, органов местного самоуправления.
Этот запрет обусловлен требованием от
государственного служащего полнейшей
самоотдачи, нахождения на службе постоянно
в течение всего служебного времени;
- осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;
- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т. д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.
Таким образом,
государство накладывает на госслужащего
ограничения и запреты, связанные
с тем, чтобы государственный
служащий более эффективно использовал
свое служебное время в интересах
государства и общества
2.4 Ответственность государственных
служащих
Ответственность
государственных служащих наступает
за нарушение законности и служебной дисциплины,
неисполнение либо ненадлежащее исполнение
ими своих должностных обязанностей. Служебная
дисциплина на государственной службе
— обязательное для служащих соблюдение
служебного распорядка государственного
органа и должностного регламента, установленных
в соответствии с федеральными законами,
иными нормативными правовыми актами,
нормативными актами государственного
органа и со служебным контрактом. Служебный
распорядок государственного органа может
быть определен нормативным правовым
актом государственного органа, в котором
устанавливается режим службы и время
отдыха служащих. Служебный распорядок
государственного органа утверждается
представителем нанимателя с учетом мнения
выборного профсоюзного органа данного
государственного органа.
Государственные
служащие могут нести дисциплинарную,
административную, уголовную и материальную
ответственность.
Основным
видом ответственности государственных
служащих является дисциплинарная ответственность
(за совершение должностного или дисциплинарного
проступка), поскольку соблюдение служебной
(трудовой) дисциплины и укрепление
государственной дисциплины относятся
к важнейшим обязанностям служащего.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение
государственным служащим возложенных
на него обязанностей (должностной проступок)
на государственного служащего могут
налагаться органом или руководителем,
имеющими право назначать государственного
служащего на государственную должность
государственной службы, установленные
дисциплинарные взыскания.
Дисциплинарная
ответственность заключается в
наложении на государственных служащих,
совершивших должностные (дисциплинарные)
проступки, дисциплинарных взысканий
властью представителей администрации
(руководителей, начальников). Дисциплинарными
взысканиями, применяемыми к гражданским
служащим, являются:
замечание;
выговор;
предупреждение
о неполном должностном соответствии;
освобождение
от замещаемой должности гражданской
службы;
увольнение
с гражданской службы по основаниям,
установленным п. 2 (неоднократное
неисполнение гражданским служащим
без уважительных причин должностных
обязанностей, если он имеет дисциплинарное
взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 (прогул
— отсутствие на служебном месте
без уважительных причин более четырех
часов подряд в течение служебного
дня. Появление на службе в состоянии алкогольного,
наркотического или иного токсического
опьянения. Разглашение сведений, составляющих
государственную или иную охраняемую
федеральным законом тайну, и служебной
информации, ставших известными гражданскому
служащему в связи с исполнением им должностных
обязанностей. Совершение по месту службы
хищения (в том числе мелкого) чужого имущества,
растраты, умышленного уничтожения или
повреждения такого имущества, установленных
вступившим в законную силу приговором
суда или постановлением органа, уполномоченного
рассматривать дела об административных
правонарушениях). п. 5 и 6 (принятие гражданским
служащим, замещающим должность гражданской
службы категории «руководители», необоснованного
решения, повлекшего за собой нарушение
сохранности имущества, неправомерное
его использование или иное нанесение
ущерба имуществу государственного органа;
однократное грубое нарушение гражданским
служащим, замещающим должность гражданской
службы категории «руководители», своих
должностных обязанностей, повлекшее
за собой причинение вреда государственному
органу и (или) нарушение законодательства
РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»7.
Противоправное
виновное неисполнение или ненадлежащее
исполнение государственным служащим
возложенных на него должностных
обязанностей (нарушение служебной
(или трудовой) дисциплины), не влекущее
уголовной ответственности, принято
именовать должностным (дисциплинарным)
проступком.
Приказ
(распоряжение) или постановление
о дисциплинарном взыскании с
указанием мотивов его применения
объявляется (сообщается) государственному
служащему, подвергнутому взысканию,
под расписку.
Перед применением
дисциплинарного взыскания проводится
служебная проверка (ст. 59 Федерального
закона «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»).
Если
в течение года со дня применения
дисциплинарного взыскания государственный
служащий не будет подвергнут новому
дисциплинарному взысканию, то он считается
не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному
взысканию.
Орган (должностное
лицо, представитель нанимателя), применивший
взыскание, может снять его до
истечения года со дня применения
взыскания по собственной инициативе,
по письменному заявлению гражданского
служащего или по ходатайству
его непосредственного руководителя,
если подвергнутый взысканию не совершил
нового проступка и проявил себя
как добросовестный служащий. Вышестоящему
руководителю также принадлежит
право снятия дисциплинарного взыскания.
С государственного служащего может
быть снято только одно дисциплинарное
взыскание.
В течение
срока действия дисциплинарного
взыскания, меры поощрения к государственному
служащему не применяются, за исключением
досрочного снятия ранее наложенного
дисциплинарного взыскания.
В случае
несогласия государственного служащего
с решением о привлечении его
к дисциплинарной ответственности
он вправе в письменной форме обжаловать
это решение вышестоящему руководителю
(начальнику вышестоящего государственного
органа, комиссии государственного органа
по служебным спорам) и (или) оспорить
в суде.
Российское
законодательство предусматривает
административную ответственность государственных
служащих в случаях, когда они являются
должностными лицами, в соответствии с
законодательством об административных
правонарушениях. Под должностным лицом
в КоАП РФ 8 понимается
лицо, постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, т. е. наделенное
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
в служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. Основанием для
привлечения должностных лиц к административной
ответственности является совершение
ими административных правонарушений
в связи с неисполнением либо ненадлежащим
исполнением своих служебных обязанностей.
Действующим
законодательством предусмотрена
уголовная ответственность должностных
лиц за злоупотребление должностными
полномочиями, превышение должностных
полномочий, отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию РФ или Счетной
палате РФ, присвоение полномочий должностного
лица, незаконное участие в предпринимательской
деятельности, получение и дачу взятки,
служебный подлог и халатность (ст. 285—293
УК РФ9). В зависимости
от характера этих общественно опасных
деяний суд назначает различные меры уголовного
наказания, в том числе увольнение от должности.
При рассмотрении дел о преступлениях
против интересов государственной службы
суды могут применять такую меру уголовного
наказания, как лишение государственного
служащего — должностного лица — права
занимать соответствующие государственные
должности.
Для государственных
служащих установлена материальная
ответственность. Она выполняет право-восстановительную
функцию и наступает за должностной проступок,
который причинил материальный ущерб
органам государственной власти (в том
числе органам исполнительной власти).
Материальная ответственность состоит
в возмещении виновным служащим причиненного
им имущественного ущерба или вреда. Сама
по себе материальная ответственность
не исключает привлечения виновного лица
и к дисциплинарной ответственности.
Действующее
законодательство о государственной
службе не содержит соответствующих
правовых норм о материальной ответственности
государственных служащих. Однако,
как известно, в сфере регулирования
государственно-служебных отношений
действует законодательство о труде. Поэтому
соответствующие статьи ТК РФ или специальных
законов и иных нормативных правовых актов
распространяются и на случаи материальной
ответственности государственных служащих.
Именно
высокий статус и большая важность
государственно-волевых решений, которые
принимает гос.служащий обуславливают
тот высокий уровень ответственности,
которую государство накладывает на него.
Заключение
Таким образом,
на основе всего вышеизложенного
можно сделать вывод, что правовой
статус государственного служащего
нуждается в некоторой корректировке,
связанной в первую очередь к
повышению прозрачности его деятельности
со стороны общества. К повышению
ответственности чиновников за свои
действия.
Совокупность
норм, регулирующих взаимоотношения
чиновника и государство можно
назвать особой отраслью права –
служебным правом. Служебное право
является базовым для государственного
служащего и определяет его правовой
статус. Относительно новый закон
о государственной гражданской
службе некоторые исследователи
даже называют «трудовым кодексом чиновников»
во многом благодаря тому, что некоторые
его положения во многом дублируют
соответствующие нормы Трудового
кодекса. Те взаимоотношения, которые
не урегулированы служебным правом,
регулируются нормами трудового
законодательства.