Понятие нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:33, доклад

Краткое описание

Термин «нотариат» происходит от латинского слова nota, означающего «знак». В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для быстроты записи стенографические знаки. В литературе встречается определение нотариата как учреждения для публичного удостоверения различного рода актов, договоров и вообще важных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и частных лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

not_ap.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

Практика Конституционного Суда РФ. Юридическая сила решений  Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Непосредственное значение для деятельности нотариусов заключается в том, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 87)[57].

 

В этом плане  можно привести два Постановления  Конституционного Суда РФ: от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности  отдельных положений ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год»[58]и от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате[59].

 

Практика Верховного Суда РФ. Важное значение имеют решения  Верховного Суда РФ, когда указанный  судебный орган реализует свои полномочия по проверке соответствия федеральным  законам актов Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а также разрешает гражданские дела в кассационном и надзорном порядке.

 

Например, своим  решением от 4 августа 1998 г. N ГКПИ 98-238 Верховный  Суд РФ признал Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности, утвержденное Министерством юстиции РФ 22 ноября 1993 г., недействующим и не подлежащим применению со дня его утверждения.

 

Важное значение имеет практика толкования Верховным  Судом РФ и нижестоящими судами общей юрисдикции применяемого в нотариальной деятельности материального законодательства. Поэтому такая практика обобщается и используется в работе нотариусов, а также публикуется в виде обзоров[60].

 

Определенное  правовое значение имеет и практика Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

Например, Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 20 января 1998 г. N 5754/97 отметил относительно рассмотрения арбитражным судом  жалобы истца на действия нотариуса  по поводу совершения нотариальной надписи и принятия в этой части решения следующее. Данные действия арбитражного суда являются неправомерными, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 49 Основ законодательства РФ о нотариате такие дела подведомственны суду общей юрисдикции. Поэтому производство по делу в этой части подлежало прекращению.

5. Законы субъектов  Российской Федерации

 

Поскольку в  соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного  ведения, то по вопросам нотариата может  осуществляться правовое регулирование  субъектами РФ. Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В целом ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов Федерации, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов РФ законов о нотариате принято не много. В частности, законы о нотариате приняты в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области.

 

Например, Закон  Смоленской области о нотариате  решает ряд таких важных вопросов, не урегулированных прямо в Основах, как круг обязанностей нотариуса, вопросы  дисциплинарной ответственности и др.[61].

6. Подзаконные  акты как источники нотариального  аконодательства

 

Указы Президента РФ. В качестве примера можно привести Положение о консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. N 1330[62]. Из недавно принятых отметим важный Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», согласно которому в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» установлено, что Государственный герб РФ помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и (или) выдаваемых ими документах.

 

Постановления Правительства РФ. Таких актов  немного. К их числу можно отнести  Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 703 «Об утверждении порядка уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности».

 

Акты федеральных  органов исполнительной власти. Указанные  акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, непосредственное значение для нотариальной деятельности имеют Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (утвержденная Министерством юстиции РФ 19 марта 1996 г.), а также Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ (утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. N 91).

 

Отличительной особенностью нормативных актов по нотариату является то правило, что многие из них должны приниматься совместным решением Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой, поскольку последняя наделена рядом регулирующих полномочий в сфере нотариата. Например, Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и Приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. N 132.

Таким образом, можно сказать, что основными  источниками законодательства как  об организации нотариальной деятельности, так и относительно порядка совершения нотариальных действий являются федеральный  закон и судебная практика его  толкования. Только относительно ряда процедурных вопросов назначения на должность нотариуса и нотариального делопроизводства в случаях, предусмотренных Основами законодательства РФ о нотариате, источником нотариального законодательства являются нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, при этом в ряде случаев принятые по согласованию с Федеральной нотариальной палатой.

3) ПРИНЦИПЫ НОТАРИАТА.

Принцип представляет собой основное, руководящее начало, на котором и строится та или иная деятельность, теория. Применительно к Российской Федерации «сборником» таких руководящих начал является Конституция РФ. На основе ее положений формируется вся законодательная база, регулирующая ту или иную область общественных отношений (в данном случае связанная с нотариатом).

 

Принципы нотариальной деятельности можно определить как  руководящие начала создания, функционирования и направленности рассматриваемой  деятельности, которые наиболее полно  выражают содержание законодательства, регламентирующего организацию  и деятельность данного правового института.

 

Принципы организации  и деятельности нотариата перечислены  в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. К ним  относятся следующие принципы:

 

• законности;

 

• независимости;

 

• тайны совершения нотариальных действий.

 

Законность —  основа нормальной жизнедеятельности  цивилизованного общества, равенства  граждан перед законом, неукоснительного следования букве закона. Признаками законности можно назвать всеобщность, неразрывную связь с правом.

 

К принципам  законности относится верховенство закона, т. е. главенство закона в системе нормативных актов, точное соблюдение законов всеми без исключения.

 

Единство означает, что на всей территории Российской Федерации действуют законы, которые  не должны противоречить нормам федеральных законов.

 

Говоря о целесообразности законов, следует сказать, что все  они должны отвечать потребностям и  степени развития общества.

 

Реальность закона состоит в том, что при его  неисполнении неизбежна ответственность, т. е. наказание.

 

Таким образом, принцип законности является общеправовым принципом и применительно к организации и деятельности нотариата содержит следующие положения:

 нотариальные органы создаются в строгом соответствии с действующим законодательством;

 нотариусы в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение;

 за нарушение положений действующего законодательства нотариусы несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

 

Независимость — это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование нотариальных органов, а также профессиональная деятельность нотариата не связаны с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему нотариата.

 

Независимость обеспечивается запретом вмешательства  в деятельность нотариуса, установленным порядком назначения и прекращения полномочий нотариуса и другими мерами его правовой защиты.

 

Согласно этому  принципу нотариус самостоятельно принимает  решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность нотариуса со стороны любых лиц.

 

Следуя этому  принципу, любые органы и должностные  лица не вправе давать нотариусу указания о необходимости совершения каких-либо действий иначе как в порядке, установленном законом, а также обсуждать действия нотариуса и давать им оценку как правильным или неправильным.

 

Принцип беспристрастности  говорит о том, что нотариус, удостоверяя  гражданско-правовые сделки, выступает  представителем государства, осуществляет от его имени контроль за законностью этих сделок, обеспечивает права и законные интересы сторон.

 

Принцип соблюдения тайны совершенного нотариального  действия заключается в том, что  при соблюдении государственного интереса относительно заключения сделок строго в соответствии с требованиями закона нотариат охраняет личную неприкосновенность любых интересов конкретных граждан и юридических лиц.

 

система административного права

Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм.

Необходимо  различать систему административного права, т. е. совокупность институтов, подотраслей и норм административного права, и систему административного законодательства, представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов, связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления. Административное право и административное законодательство — неразрывные понятия; логика их взаимоотношений обусловливает дальнейшее совершенствование механизма административно-правового регулирования.

На  протяжении многих десятилетий учеными  предлагается примерно одинаковая система  административного права, состоящая  из двух частей — общей и особенной.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:

  • понятие административного права;
  • вопросы предмета, метода и системы административного права;
  • административно-правовые нормы и отношения;
  • наука административного права;
  • субъекты административного права;
  • административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;
  • административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;
  • административное правонарушение и административная ответственность;
  • компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с установившимся стандартом преподавания административного права в общую часть административного права также входят: институт административно-процессуальной деятельности (сущность и виды административного процесса, виды административно-процедурных производств, административная юрисдикция и производство по делам об административных правонарушениях); обеспечение законности в сфере реализации исполнительной власти; виды государственного контроля (президентский контроль, контроль законодательных (представительных) органов власти, контроль в системе исполнительной власти, судебный контроль); прокурорский надзор; административный надзор; административная юстиция; общественный контроль.

Информация о работе Понятие нотариата