Понятие, признаки и виды административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 02:32, контрольная работа

Краткое описание

Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-5
1. Понятие и признаки административного правонарушения……….…6-10
1.1 Понятие административного правонарушения…………………….…6-7
1.2 Признаки административного правонарушения…………………….8-10
2. Виды административных правонарушений и юридический состав..11-22
2.1 Виды административных правонарушений…………………………11-16
2.2 Юридический состав административного правонарушения……….17-22
Заключение………………………………………………………………...23-24
Список использованных источников……………………………………..25-26

Вложенные файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

 

10

2. Виды административных  правонарушений и юридический  состав

2.1 Виды административных  правонарушений

      Классификация видов административных правонарушений служит научной основой кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

      Все виды административных правонарушений объединены в Кодексе РФ об административных правонарушениях в следующие классификационные группы.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; подкуп избирателей, участников референдума, использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком; нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; нарушение законодательства о труде и об охране труда, и т. д.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-

11

эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной (целительством) и т. д.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; самовольная добыча янтаря; пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); самовольное занятие участка лесного фонда; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, и т. д.

4. Административные правонарушения  в области охраны окружающей

природной среды и природопользования: сокрытие или искажение экологической  информации; порча земель; нарушение  требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение  правил лесопользования; нарушение  правил охраны рыбных запасов и т.д.

5. Административные правонарушения  в промышленности, строительстве  и энергетике: нарушение требований  промышленной безопасности; нарушение  требований нормативных документов в области строительства, и т.д.

6. Административные правонарушения  в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель: нарушение  правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными  вредителями растений, возбудителями  болезней 

12

растений, растениями-сорняками; непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки  наркосодержащих растений, и т. д.

7. Административные правонарушения  на транспорте: действия, угрожающие  безопасности движения на железнодорожном  транспорте; действия, угрожающие безопасности  полетов; действия, угрожающие безопасности  движения на водном транспорте; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, и т. д.

8. Административные правонарушения в области дорожного движения: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; нарушение правил перевозки людей; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, и т.д.

9. Административные правонарушения  в области связи и информации: самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; повреждение телефонов-автоматов и т.д.

10. Административные правонарушения  в области предпринимательской  деятельности: осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации или без специального  разрешения (лицензии);

13

незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограниченна; нарушение законодательства о рекламе; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ненадлежащее управление юридическим лицом, и т. д.

11. Административные правонарушения  в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг: нарушение  срока постановки на учет в  налоговом органе; нарушение сроков  представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых  для осуществления налогового  контроля; незаконные сделки с  ценными бумагами; грубое нарушение  правил ведения бухгалтерского  учета и представления бухгалтерской  отчетности и т.д.

12. Административные правонарушения  в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил): незаконное перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РФ; непринятие мер по таможенному  оформлению или по выпуску  находящихся на временном хранении  товаров и транспортных средств, и т.д.

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной  власти: невыполнение законных требований  члена Совета Федерации или  депутата Государственной Думы; воспрепятствование деятельности  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации; неисполнение  распоряжения судьи или судебного пристава, и т.д.

14. Административные правонарушения  в области защиты Государственной  границы РФ и обеспечения режима  пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства на  территории Российской Федерации:  нарушение режима

14

Государственной границы РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ, и т. д.

15. Административные правонарушения  против порядка управления: самоуправство;  неповиновение законному распоряжению  сотрудника милиции, военнослужащего  либо сотрудника органов уголовно-исполнительной  системы; неповиновение законному  распоряжению должностного лица  органа, осуществляющего государственный  надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие его в залог;подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность: мелкое  хулиганство; нарушение установленного  порядка организации либо проведения  собрания, митинга, демонстрации, шествия  или пикетирования; демонстрирование  фашистской атрибутики или символики;  распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения.

17. Административные правонарушения  в области воинского учета:  непредставление в военный комиссариат  или в иной орган, осуществляющий  воинский учет, списков граждан,  подлежащих первоначальной постановке  на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет;

15

несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение  от медицинского обследования, и т. д.

      Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой основе обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление борьбы с административными правонарушениями и укрепление законности в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

2.2 Юридический состав  административного правонарушения

      Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

      Признаки административного правонарушения следует отличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе состава правонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех его элементов.

Совокупность признаков административного  правонарушения и его юридический  состав - явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них  различное назначение. С помощью  признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую  и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический  состав решает задачу, связанную с  правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.3

      Рассмотрение понятия состава административного правонарушения имеет очень важное как теоретическое, так и практическое значение, т.к. позволяет правильно квалифицировать совершенное деяние органами административной юрисдикции, способствует эффективному применению административных наказаний, повышает общую правовую культуру населения.

3Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 114.

17

       К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.

     Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления. Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан - при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства.

     Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

 

18

     Действие - это активное нарушение установленных запретов и правил. Многие административные правонарушения могут совершаться только в форме действия. Так, например, только путем совершения определенных действий осуществляется правонарушение, предусмотренное ст. 14.11 КоАП РФ "Незаконное получение кредита".

     Бездействие - это пассивное поведение, связанное с несовершением лицом тех действий, которые оно обязано совершить в силу требования закона. Существуют правонарушения, совершаемые только путем бездействия, например предусмотренные ст. 12.17 КоАП РФ Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами".

       Все субъекты административного правонарушения могут быть разделены на три группы: общие, специальные и особые. При этом в различных ситуациях один и тот же субъект может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным лицам).

Информация о работе Понятие, признаки и виды административных правонарушений