Понятие, признаки, состав административного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 06:55, контрольная работа

Краткое описание

В Российской Федерации действует большое количество правил, соблюдение которых необходимо для поддержания общественного правопорядка, порядка управления, для четкой работы различного рода коммерческих и некоммерческих организаций и т.д. к таким правилам относятся правила поведения в общественных местах, правила торговли, правила дорожного движения, правила охраны труда, правила охоты, рыбной ловли, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, таможенные правила и многие другие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки административного правонарушения………….5
1.1 Понятие административного правонарушения ………………………5
1.2 Признаки административного правонарушения ……………………..5
2. Состав административного правонарушения………………………….8
2.1 Понятие состава административного правонарушения……………....9
2.2 Объект административного правонарушения…………………………10
2.3 Объективная сторона административного правонарушения…………11
2.4 Субъект административного правонарушения…………………………12
2.5 Субъективная сторона административного правонарушения………..14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

административный процесс.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, объектом административных правонарушений является весьма широкий  круг общественных отношений.

Каждое правонарушение имеет конкретный объект, на который оно посягает и причиняет ему вред. Это видовой или, иначе, непосредственный объект административного правонарушения. Конкретный объект правонарушения определяется в норме права, содержащей его описание. Применительно к мелкому хулиганству видовым объектом является общественная нравственность, честь и достоинство.

В ряде случаев административное правонарушение причиняет непосредственный материальный или иной ущерб. Пример тому – уничтожение  или повреждение сенокосов и  пастбищных угодий, мелиоративных систем, уничтожение мест обитания животных и т.д. Речь в данном случае идет о конкретном предмете административного правонарушения, которому правонарушитель причиняет вред.

Однако в большинстве  своем административные правонарушения причиняют вред тем, что вносят дезорганизацию в общественные отношения, препятствуя осуществлению прав и свобод граждан, нормальной деятельности различных государственных и негосударственных структур и т.д. следовательно, предмет не всегда является объектом правонарушения. Например, его нет при нарушении правил проезда перекрестков, выразившемся в выезде на перекресток или пересечения проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

 

2.3. Объективная сторона  административного правонарушения

 

Объективная сторона  состава административного правонарушения выражается в конкретном противоправном действии (бездействии), запрещенном  нормами права, и наступившими вредными последствиями в связи с совершением  такого действия (бездействия). Так, обман  потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ) выражается в следующих противоправных действиях: в обмеривании; обсчете; введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара; умышленном искажении сведений о сроке годности товара, его сортности, продаже товара с нарушением требований о его комплектности и т.д. последствиями таких действий могут быть продажа товара в меньшем размере, взимание с потребителя большей суммы, чем это обусловлено ценой товара, передача потребителю товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартизации и т.д. данный состав правонарушения, поскольку он требует обязательного наступления вредных последствий и установления причинно-следственной связи между деянием и этими последствиями, называется материальным составом.

Однако не всегда совершение административного правонарушения связано с вредными последствиями. Такой состав административного  правонарушения называется формальным составом. Следует отметить, что  административные правонарушения в  подавляющем большинстве имеют формальный состав, например, такие правонарушения, как самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений (ст. 10.12 КоАП РФ).

Содержание объективной  стороны административного правонарушения, помимо указанных признаков (действия, бездействия и вредных последствий), характеризуется и другими признаками, например повторностью, неоднократностью, злостностью, систематическим совершением противоправных посягательств.

Наличие объективной  стороны административного правонарушения законодатель в некоторых случаях  ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния. К противоправным действиям, связанным с названными признаками, относится, например, несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. К таковым относятся и такие действия, как стрельба из оружия в неотведенных для этого местах, самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора, умышленная порча удостоверения личности гражданина и др.

 

2.4. Субъект  административного правонарушения

 

Субъектами административного  правонарушения, согласно КоАП РФ (ст. 1), являются физические и юридические  лица.

Применительно к физическим лицам общим субъектом административной ответственности являются лица, совершившие административные правонарушения, которые достигли 16-летнего возраста. Помимо этого указанные лица должны обладать еще одним свойством, а именно: быть вменяемыми, то есть способными по состоянию своего психического здоровья осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) или руководить ими. Невменяемые лица, которые в силу хронического или временного психического расстройства или иного болезненного состояния не могли осознавать характер своих действий (бездействия), не являются субъектами административной ответственности и не могут быть привлечены к указанной ответственности.

В каждом отдельном случае вопрос о вменяемости физического  лица решается экспертами-психологами, которые устанавливают наличие и характер болезненного расстройства психики лица или отсутствие такового и уведомляют о результатах проведенной экспертизы орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. Последний решает вопрос о том, подлежит ли данное лицо административной ответственности.

Таким образом, вменяемость, наряду с таким признаком, как  достижение определенного законом  возраста, является необходимым признаком, относящимся к характеристике субъекта административного правонарушения.

К специальным субъектам относятся должностные лица, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Особым субъектом административного правонарушения является военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены особенности  в применении административной ответственности  в отношении должностных лиц. Она заключается в том, что должностные лица несут ответственность не только за свои действия, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих правила в связи с их деятельностью на предприятии, учреждении, организации.

В КоАП РФ (примечание к  ст. 2.4) впервые дано понятие должностного лица. Под ним понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя  власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъектами административной ответственности являются и юридические лица, под которыми понимается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами являются коммерческие и некоммерческие организации.

Юридические лица подлежат административной ответственности  в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Согласно КоАП РФ, юридические лица несут административную ответственность по многим видам правонарушений в различных сферах общественных отношений, например, в сфере предпринимательской деятельности, охраны окружающей природной среды, избирательных прав граждан и др.

Основной мерой наказаний  в отношении юридических лиц  установлен административный штраф  в размерах, превышающих размер санкций, налагаемых на граждан и должностных лиц. Целью привлечения к административной ответственности юридических лиц является не только наказание их за противоправные действия, но предупреждение совершения новых правонарушений этими лицами.

 

2.5. Субъективная  сторона административного правонарушения

 

Субъективная сторона  административного правонарушения – психическое отношение субъекта к противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Это вина субъекта административного правонарушения, которая выражается в форме умысла или неосторожности.

Умысел налицо, если субъект  административного правонарушения сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его последствия  и желает их наступления (прямой умысел). Например, нарушение правил остановки  транспортных средств, мелкое хищение, мелкое хулиганство, уничтожение или разорение муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных всегда совершается с прямым умыслом. Примером косвенного умысла могут быть использование транспортных средств с техническими неисправностями. Водитель, выезжая на неисправной автомашине, не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает, что они могут произойти, или безразлично к ним относится.

В статьях КоАП РФ ряд  составов административных правонарушений прямо указывают, что ответственность за конкретное деяние наступает лишь при наличии умышленной формы вины (например, ст. 5.14 – умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму, ст. 19.2 – умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) и др.).

Об умышленной форме  вины свидетельствуют и такие  слова, включенные в описание состава  административного правонарушения, как «сокрытие», «уклонение», «воспрепятствование», «заведомо ложные» и др., однако в большинстве случаев вывод  о субъективной стороне правонарушения можно сделать лишь на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения.

Нарушение будет квалифицироваться  как совершенное по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления  вредных последствий своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (по легкомыслию) либо не предвидело возможности их наступления, хотя должно было и могло их предвидеть (по небрежности). В КоАП РФ мало статей, в которых бы указывалось, что данное правонарушение может быть совершено только по неосторожности. Например, в ст. 7.26 КоАП РФ говорится о небрежном хранении пользователем материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшим утрату таких материалов и данных. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется неосторожной виной в виде небрежного хранения материалов и данных.

Иногда КоАП РФ, формулируя конкретные составы административных правонарушений, допускает обе формы вины за их совершение, например, за разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13). при этом подобные действия, совершенные по неосторожности, служат основанием для назначения менее строгого наказания, чем те же действия, совершенные умышленно.

Следует отличать административное правонарушение от невиновного причинения вреда. Так, деяние признается совершенным  невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам  дела не могло осознавать антиобщественного  характера своих действий либо не предвидело возможности наступления таких последствий и не могло их предвидеть. Деяние признается совершенным невиновно и в том случае, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий, но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. По общему правилу, невиновное причинение вреда не является административным правонарушением и не подлежит ответственности.

Вина юридического лица определяется в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ. Основанием для признания  юридического лица виновным в совершении административного правонарушения является положение о том, что  у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом следует иметь  в виду, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. К таким лицам относятся сотрудники (должностные лица) юридического лица, которые обязаны обеспечивать соблюдение, например, соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных правил и других правил. Равным образом привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридических лиц.

Субъективную сторону могут характеризовать также мотив и цель правонарушения. Мотив – это причина, побуждающего виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей. Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный, совершая административное правонарушение. Данные признаки учитываются при определении вида и размера административного наказания, назначаемого виновному лицу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Понятие, признаки, состав административного правонарушения