Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:16, курсовая работа
Административное задержание – это наиболее распространенное процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными органами, в особенности – с милицией. Это понятие может быть применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе административное задержание не существует, а является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А ответственность за него наступает с 16 лет.
Общим основанием административного задержания служит административный проступок.
Глава 1. Правовые основы административного задержания
1.1. Понятие административного задержания
Административное задержание – это наиболее распространенное процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными органами, в особенности – с милицией. Это понятие может быть применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе административное задержание не существует, а является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А ответственность за него наступает с 16 лет.
Общим основанием административного задержания служит административный проступок.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, можно сделать вывод : задержание может быть только при наличии административного правонарушения, что никакое лицо не может быть подвергнуто административному задержанию, если это лицо не совершило административного правонарушения. Никакие иные доводы не могут являться основанием для административного задержания – ни отсутствие паспорта, ни национальность гражданина.
Помимо общей предпосылки (совершения проступка) для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных):
КоАП устанавливает общий срок административного задержания – не более 3-х часов, допуская из этого ряд исключений :
Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.
Итак, задержание прямо ограничивает основное право человека и гражданина – его свободу, оно грубо подпирает это право, непозволительно унижая личность задержанного, если производится с нарушением закона.
1.2.Отграничение административного задержания от уголовно-процессуального задержания, особенности, связанные с административным задержанием
Задержание по уголовно-процессуальному праву - мера уголовно-процессуального принуждения, близко примыкающая по характеру ограничений, которым подвергается личность, к мере пресечения в виде заключения под стражу. По существу - это кратковременное лишение свободы подозреваемого в силу неотложности задержания закон не требует для его применения санкции, прокурора или решения суда. В то же время закон устанавливает ряд гарантий законности и обоснованности осуществления этой меры принуждения, четко регламентируя условия, основания, мотивы и сроки ее применения.
Правила производства задержания закреплены в УПК, а также в Положении о порядке кратковременного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Производство задержания допустимо лишь при определенных условиях и по основаниям, указанным в законе.
Задержание может быть применено только к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Только орган дознания, следователь и прокурор правомочны решить вопрос
о задержании лица.
Под основаниями задержания понимают фактические данные, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а именно:
когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения:
При наличии "иных данных", дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого. Под "иными данными" следует понимать доказательства, полученные в ходе производства по делу и достаточные для подозрения лица в совершении преступления. К таким данным, например, относятся показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и т. п.
Поскольку иные данные менее определенны, чем указанные в п. 1, 2,3 ч. 1 ст. 122 УПК РФ, закон связывает допустимость задержания по ним с наличием определенных условий: покушение, побег, отсутствием постоянного места жительства, не установлением личности подозреваемого. Эти условия делают необходимым производство задержания, т. к. придают ему неотложный характер и усиливают степень вероятности данных о причастности лица к преступлению.
Закон говорит о праве органа дознания и следователя задержать лицо, если есть установленные законом условия и основания. Чтобы право на задержание превратилось в обязанность, налицо должны быть мотивы, обусловливающие его необходимость в данном конкретном случае. Мотивы задержания определяются теми целями, которые преследует эта мера процессуального принуждения.
Положение о порядке кратковременного задержания (ст. 1) называет в качестве целей задержания выяснение причастности задержанного к преступлению и разрешение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Такими целями могут быть также воспрепятствование подозреваемому продолжать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, помешать установлению истины.
Во всяком случае задержание должно быть оформлено протоколом. В нем излагаются основания и мотивы задержания, день и час, год и месяц, место задержания, объяснения задержанного и время составления протокола. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным (ст. 122 УПК РФ).
Протокол задержания, составленный в полиции или в другом органе дознания, должен быть утвержден начальником органа, так как закон только его наделяет правом произвести задержание.
Положение о порядке кратковременного задержания предусматривает в качестве правового основания задержания и помещения задержанного в камеру для задержанных, кроме протокола также постановление следователя или органа дознания (ст. 3, 6). Постановление о задержании выносится, если основания к задержанию выявляются в ходе расследования дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и ст. 47 УПК РФ с момента объявления подозреваемому протокола задержания, но не позднее 24 часов с момента задержания, к участию в деле допускается защитник.
Если при задержании необходимо произвести личный обыск подозреваемого, его производство не требует вынесения постановления и санкции прокурора.
Срок задержания исчисляется с момента доставления лица, подозреваемого в совершении преступления, в орган дознания или к следователю, поэтому важно, чтобы в протоколе указывалось время доставления лица в орган дознания или к следователю. Если задержание производится на основании постановления органа дознания или следователя, то срок задержания исчисляется с момента фактического задержания лица (ст. 3 Положения).
О всяком случае задержания лица орган дознания или следователь обязаны в течение 24 часов сделать письменное сообщение прокурору, а последний в течение 48 часов с момента получения извещения обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Следовательно, срок задержания не может превышать 72 часов.
Орган дознания (следователь) обязан уведомить о задержании подозреваемого его семью, если известно место ее жительства. Если лицо задержано по подозрению в совершении тяжкого преступления, уведомление семьи производится в случае, если это не воспрепятствует установлению истины.
Цель административного задержания как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении, когда его составление является обязательным, но на месте составить протокол невозможно. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.
Не подлежат административному задержанию иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом и предъявившие в подтверждение этого соответствующий документ (дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку и т.д.).
В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей Российской Федерации" не могут быть подвергнуты задержанию судьи. Пункт 5 ст.16 названного Закона устанавливает: "Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях". Аналогичное положение о недопустимости задержания прокурора и следователя содержится в п.2 ст.42 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации".
Как правило, не применяется административное задержание к военнослужащим. В случае совершения ими серьезного административного правонарушения в общественном месте, где нет военных патрулей, они могут быть задержаны и немедленно вместе с материалами о правонарушении переданы военным комендантам, командирам воинских частей, военным комиссарам.
Действующее законодательство предусматривает особенности задержания несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение. Они доставляются в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений. В центры могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение.
КоАП содержит перечень лиц, уполномоченных в пределах установленной компетенции осуществлять административное задержание. К ним относятся: должностные лица органов внутренних дел, старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, должностные лица военной автомобильной инспекции, военнослужащие органов и войск пограничной службы, должностные лица федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие и должностные лица уголовно-исполнительной системы.
В связи с тем, что административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы, то признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина при применении данной меры - обязанность государственных органов и должностных лиц. Это означает, что никто не может быть подвергнут задержанию, кроме случаев, предусмотренных законом.
Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Он может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган или прокурору. Лица, применившие данную меру, обязаны предоставить задержанному возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме.
Важным процессуальным действием при задержании является составление протокола. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. В протокол могут также вноситься объяснения задержанного.
Протокол об административном задержании направляется вместе с протоколом об административном правонарушении, в связи с которым лицо было задержано, уполномоченному должностному лицу для принятия решения.
Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.
КоАП предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.
Информация о работе Права и обязанности задержанного, прокурорский надзор