Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 17:27, реферат
Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка
1. Введение.
2. Понятие, виды и задачи аудита.
3. Требования, предъявляемые к аудиторам.
4. Случаи обязательного проведения аудиторских проверок (в законодательных актах).
5. Правовое значение аудиторского заключения.
6. Заключение.
Правовое
регулирование аудиторской
Реферат
План:
1. Введение.
2. Понятие, виды и задачи аудита.
3. Требования, предъявляемые к аудиторам.
4. Случаи обязательного проведения аудиторских
проверок (в законодательных актах).
5. Правовое значение аудиторского
заключения.
6. Заключение.
Введение.
Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.
В конце этого века (как и вначале) В Росси вновь произошёл крупнейший в мире передел собственности, но национально ориентированный капитал. Который должен оберегать аудитор, ещё очень слаб и хил. Пока он страдает от провокационно - карательного характера налоговой системы, и от явного криминалитета. Тем не менее именно национально ориентированный капитал больше всего нуждается в становлении сильного правового государства, в действенных и авторитетных аудиторских услугах. Ему нужны хотя бы условные гарантии выживаемости. Новые приоритеты в политике и экономике, начавшаяся приватизация и переход торговых, строительных и бытовых предприятий, промышленного и агропромышленного комплекса к рынку ещё на рубеже 80-90 -х гг. объективно вызвали соответствующую потребность. Они породили и развивали, обостряли спрос на аудиторские услуги.
В нашей стране аудит зародился в конце 80-х годов и стал быстро развиваться. Аудитор превратился в весьма важную и престижную фигуру на возрождающемся рынке России. Аудиторы напряжённо работают, сами проводят к рынку через российскую правовую и учётную трясину не без оснований колеблющихся акционеров, а также более энергичных предпринимателей и представителей властных структур всех уровней управления страной.
Понятие, виды и задачи аудита.
В соответствии с Указом Президента № 2263 от 22.12.93.г. «Об аудиторской деятельности в РФ» (далее - Указ Президента) и утверждёнными им Временными правилами осуществления аудиторской деятельности в РФ ( далее - Временные правила), -- «Аудиторская деятельность – аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой отчётности), платёжно - расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг».
Аудиторская проверка
устанавливает достоверность
Проводится специально аттестованными специалистами - аудиторами, работающими:
--- в составе аудиторских фирм (Аудиторские фирмы – юридические лица ( в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными лицами), имеющие любую организационно - правовую форму, предусмотренную законодательством (кроме ОАО). Осуществляют аудиторскую деятельность при условии, что доля в уставном капитале аттестованных аудиторов и (или) получивших лицензию аудиторских фирм составляет не менее 51%);
--- самостоятельно ( Аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат и зарегистрированные как предприниматели).
Деятельности как самостоятельных аудиторов , так и аудиторских фирм, должно сопутствовать включение их в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Обязательным условием осуществления аудиторской деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством порядке на проведение определённого вида аудита.
Виды лицензий: -- банковский аудит;
Основными целями аудиторской деятельности являются: А)- установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность -- форма обнаружения истины, обоснованная каким - либо способом. А основой достоверности бухгалтерской отчётности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности. В этом случае аудитор действует как в публичных интересах, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчётности.
Б)- установление соответствия совершённых экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Всё, что делает аудитор в процессе проверки, направлено в первую очередь на достижение главной цели --- сформировать мнение о проверенных фактах. По существу аудит состоит в том, чтобы найти и оценить доказательства, подтверждающие мнение аудитора о соответствии фактов установленным критериям. «Типы полученных доказательств и критерии, используемые при их оценке, могут меняться, но во всех случаях основой процесса аудита является их получение и оценка» («Положение об основных концепциях аудита», с.2). Например, при финансовом аудите доказательствами, показывающими степень соответствия содержащихся в финансовом отчёте утверждений общепринятым принципам учёта, служат лежащие в его основе учётные данные (такие документы, как журналы, главные книги и др. и подтверждающая их информация из счетов- фактур, материалов проверки, а также полученная путём опросов, наблюдений, фактического осмотра имущества и изучения переписки с заказчиками). Прежде чем сделать вывод о том, что факты соответствуют объективным критериям, аудитор должен не только собрать, но и оценить полученные свидетельства.
аудиторов:
Внешние, или независимые, аудиторы, не принимаемые на службу теми предприятиями и организациями, которые подвергаются аудиту, а также не имеющие родственных связей с представителями её руководства, не участвовавшие (даже косвенно, например, как держатель акций) в её хозяйственной жизни, хотя получают вознаграждение от клиента за свою работу. Независимые аудиторы проверяют финансовый отчёт для удовлетворения потребностей инвесторов и кредиторов. В условиях рынка такие аудиторы чаще всего осуществляют аудит бухгалтерской отчётности. Результатом проверки является представление заключения относительно правильности составления финансовых отчётов (в материальном отношении) в соотношении с общепринятыми принципами бухгалтерского учёта.
Внутренние аудиторы, являющиеся служащими тех хозяйственных систем, структурные организационные подразделения которых они ревизуют, но работающие в составе администрации, т.е. независимо от тех подразделений и тех видов деятельности, которые они проверяют и ревизуют. Институт внутренних аудиторов определяет внутренний аудит как независимую оценку, проводимую внутри организации. Задача внутренней аудиторской службы состоит в помощи членам организации эффективно выполнять свои должностные обязанности --- отдел внутреннего аудита является составной частью организации и функционирует в рамках политики, определённой руководством и правлением (советом директоров).
Кроме перечисленных видов аудита, аудиторская деятельность подразделяется на обязательный и инициативный. Но это мы рассмотрим в п.4 Плана нашей работы.
Независимость (как главный принцип аудита) внутренних аудиторов отличается от независимости внешних. Независимость внутренних определяется их статусом в организации, т.е. их функцией и подчинением, а также объективностью. Для внешних же аудиторов независимость определяется отсутствием каких - либо обязательств или финансовой заинтересованности в фирме - клиенте, его руководстве или владельцах.
Требования, предъявляемые к аудиторам.
Существует много критериев
определения аудиторской
независимость (если при проверке аудитору не дали нужный документ, он вправе отказаться от выполнения своей работы).
наличие лицензии ( общий аудит -- Мин. Финансов; спец. аудит—банки ( ЦБ), страх. аудит (Рос. Гос.страх). Порядок лицензирования аудиторской деятельности определён Постановлением Правительства от 06.05.96 г. № 482. Лицензию при необходимости (например, после выдачи лицензии выявлены недостоверные сведения о лице, которому выдана; осуществляется аудиторская деятельность, не предусмотренная лицензией; при вступлении в силу приговора суда; в случаях неоднократного и неквалифицированного проведения проверки) аннулирует выдавший её орган.
профессионализм, компетенция ( аудитором может быть физическое лицо, имеющее юридическое либо экономическое образование; а при отсутствии такового --- наличие стажа работы не менее 3-х лет хозяйственной деятельности из последних 5-ти лет).
отсутствие судимостей.
наличие квалификационной аттестации (С середины 90-х годов в России начата аттестация аудиторов. Все претенденты на право заниматься аудиторской деятельностью уже подлежат аттестации, они обязаны принимать участие в сдаче экзаменов для получения соответствующих прав. Аттестация осуществляется соответствующими органами (которые определены Указом Президента и Временными правилами). Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации утверждаются Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте.
К органам, проводящим аттестацию относятся: Центральная лицензионная комиссия Министерства финансов РФ (ЦАЛАК); ЦАЛАК Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью; ЦАЛАК Центрального Банка России; Межрегиональные аттестационно - лицензионные комиссии, создаваемые комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и полностью или частично наделённые правами центральных комиссий.
Соответствующие ЦАЛАКи ведут
реестры аудиторов и
этический кодекс для обеспечения стандартов поведения и способы его соблюдения. (честность; объективность; профессиональное внимание; конфиденциальность информации, полученной в ходе аудиторской проверки) .
аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой - либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней.
Квалификационный аттестат выдаётся аудитору, прошедшему аттестацию, сроком на 3 года в месячный срок со дня принятия комиссией решения о его выдаче. Аттестат утрачивает силу, если лицо, получившее его, в течение 2-х лет не начало работать аудитором. Также аттестат может быть продлён на срок до 3-х лет по заявлению аудитора при отсутствии претензий к нему и несущественных изменениях законодательства РФ.
Случаи обязательных аудиторских проверок ( в законодательных актах).
Как упоминается практически во всех нормативных актах, регулирующих аудиторскую деятельность в России, аудит подразделяется на обязательный и инициативный.Например, во Временных правилах ( См. ВВС 1992 г. № 29, ст.1008) , утверждённых Указом Президента, данное разграничение было зафиксировано следующим образом:
« Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная -- по решению экономического субъекта. Обязательная проверка может проводиться по поручению государственных органов, определённых настоящими Временными правилами.».
Обязательная аудиторская проверка: 07.12 94 г. в Постановлении правительства РФ № 1355 « Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке» были определены 4 критерия обязательности ежегодного аудита. Кроме того, практически следом (26.12.94г) был подписан и приказ Минфина РФ № 170 « О положении о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ» и в п.82 этого Положения указано: « В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует годовую бухгалтерскую отчётность не позднее 1 июня следующего за отчётным года и квартальную -- не позднее 60 дней по окончании отчётного периода. В состав публикуемой бухгалтерской отчётности включается аудиторское заключение, подтверждающее её достоверность».
Какие экономические субъекты подлежат обязательной аудиторской проверке?
1 критерий: по организационно - правовой форме экономического субъекта ----- ОАО вне зависимости от наличия на конец отчётного года количества участников (акционеров).
2 критерий: по виду деятельности экономического субъекта ---
а)-банки и др. кредитные учреждения;
Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ