Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:53, доклад
Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большинство русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, в прошлом являвшихся союзными республиками. Во многих государствах стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. Формы ущемления прав и свобод принимали самые различные формы - в странах Балтии русскоязычному населению отказывали в предоставлении гражданства, появились ограничения в выборе профессии, русские школы стали сокращаться в количестве, средства массовой информации стали запрещаться. В результате всего этого началось переселение русскоязычного населения в Россию.
Правовой статус беженцев.
ВВЕДЕНИЕ.
Прекращение существования Союза ССР
привело к тому, что большинство русских
и других русскоязычных граждан оказались
жителями иностранных государств, в прошлом
являвшихся союзными республиками. Во
многих государствах стали ущемляться
права и свободы русскоязычного населения.
Формы ущемления прав и свобод принимали
самые различные формы - в странах Балтии
русскоязычному населению отказывали
в предоставлении гражданства, появились
ограничения в выборе профессии, русские
школы стали сокращаться в количестве,
средства массовой информации стали запрещаться.
В результате всего этого началось переселение
русскоязычного населения в Россию.
Кроме того, в различных регионах самой
России стали вспыхивать острые межнациональные
конфликты, что привело к вынужденному
переселению многих граждан этих районов.
Нельзя не отметить и такой факт, что в
странах Восточной Европы происходили
достаточно бурные политические процессы.
Гражданские войны на межнациональной
и религиозной почве в республиках бывшей
Югославии заставили тысячи людей искать
убежища в других странах. И хотя иммиграция
в Российскую Федерацию из-за рубежа не
носит столь массового характера, как
из стран СНГ, однако и эта категория людей
нуждалась в правовом регулировании их
статуса на территории Российской Федерации.
Россия столкнулась с проблемой миграции.
Возникла острая необходимость решения
сложных вопросов гражданства и обеспечения
прав людей. И в феврале 1993 года принимаются
Федеральные Законы «О беженцах» и «О
вынужденных переселенцах». Эти законы
определяют статус беженца и вынужденного
переселенца, в них устанавливаются экономические,
социальные и правовые гарантии защиты
их прав и законных интересов на территории
Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской
Федерации. Следует отметить, что в 1993
году Российская Федерация присоединилась
к Конвенции 1951 года о статусе беженца
и Протоколу 1967 года, касающегося статуса
беженцев. Эти международные документы
будут более подробно разбираться в разделе
2.
Проанализируем законы «О беженцах» и
«О вынужденных переселенцах» с тем, чтобы
определить общие основы правовых статусов
беженцев и вынужденных переселенцев,
разберем основные процедуры приобретения
вышеуказанных статусов, а также выясним
основания для утраты физическим лицом
рассматриваемых статусов.
Правовые
основы статусов беженца и вынужденного переселенца.
Статья 1 Федерального Закона «О беженцах»
дает следующее определение понятия «беженец»:
беженец - это лицо, которое не является
гражданином Российской Федерации и которое
в силу вполне обоснованных опасений стать
жертвой преследований по признаку расы,
вероисповедания, гражданства, национальности,
принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений находится
вне страны своей гражданской принадлежности
и не может пользоваться защитой этой
страны или не желает пользоваться такой
защитой вследствие таких опасений; или,
не имея определенного гражданства и находясь
вне страны своего прежнего обычного местожительства
в результате подобных событий, не может
или не желает вернуться в нее вследствие
таких опасений.
В данном определении, как основание для
обращения за получением статуса беженца
выступают обоснованные опасения стать
жертвой преследований по признакам, перечисленным
выше.
Лицами, ходатайствующими о признании
беженцами, могут быть:
Из статьи 1 Закона Российской Федерации
«О вынужденных переселенцах» очевидно,
что в отличие от беженца, не являющегося
гражданином Российской Федерации, вынужденный
переселенец - это гражданин Российской
Федерации, который покинул место жительства
вследствие совершенного в отношении
его или членов его семьи насилия или преследования
либо вследствие реальной опасности подвергнуться
преследованию по признаку расовой или
национальной принадлежности, вероисповедания,
языка.
Вынужденными переселенцами признаются
также граждане Российской Федерации,
покинувшие место жительства вследствие
преследования по признаку принадлежности
к определенной социальной группе или
по политическим убеждениям.
Кроме граждан России вынужденными переселенцами
признаются и иностранные граждане или
лица без гражданства, постоянно проживающие
на законных основаниях на территории
Российской Федерации и изменившие место
жительство в пределах территории Российской
Федерации по обстоятельствам, предусмотренным
выше, а также граждане бывшего СССР, постоянно
проживающие на территории республики,
входившей в состав СССР, получившие статус
беженца и утратившие его.
В законах «О беженцах» и «О вынужденных
поселенцах» определены и условия, при
которых лицо не может быть признано беженцем
или вынужденным переселенцем. Общими
положениями этих двух законов являются
следующие:
Беженцем и вынужденным переселенцем
не может быть признано:
Статья
2 Закона «О беженцах», кроме положений,
указанных выше, указывает, что действия
Закона не распространяются:
Следует
также отметить, что согласно пункту 2,
статьи 2 ФЗ «О вынужденных переселенцах»
лицо, не обратившееся без уважительных
причин с ходатайством о признании его
вынужденным переселенцем в течение 12
месяцев со дня выбытия с места жительства
либо в течение одного месяца со дня утраты
статуса беженца в связи с приобретением
гражданства Российской Федерации, не
может быть признано вынужденным переселенцем.
2. Порядок получения статусов беженца
и вынужденного переселенца.
Для получения статуса беженца необходимо,
чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным
беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось
лично, или через уполномоченного на то
представителя (в случае, если лицо по
состоянию здоровья не может обратиться
лично) с ходатайством в письменной форме
в соответствующий орган Федеральной
миграционной службы России.
Таким органом может быть:
После того, как ходатайство о признании
лица беженцем было подано в один из перечисленных
выше органов, производятся следующие
процедуры:
Во всех
случаях ходатайства принимаются в письменной
форме от лиц, достигших возраста 18 лет,
явившихся в компетентный орган лично;
либо через уполномоченного на то представителя
указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних
членах семьи заносятся в ходатайства
взрослых (родителей, опекунов и т.д.)
В Ст.4 ФЗ «О беженцах» определяет срок
передачи ходатайства, поданного в орган
пограничного контроля, в пост иммиграционного
контроля федерального органа исполнительной
власти по миграционной службе, а именно
3 дня со дня поступления ходатайства.
После этого осуществляется предварительное
рассмотрение ходатайства в следующем
порядке:
Решение
о выдаче свидетельства о рассмотрении
ходатайства по существу принимается
дипломатическим представительством
или консульским учреждением по месту
подачи ходатайства либо постом иммиграционного
контроля или территориальным органом
федерального органа исполнительной власти
по миграционной службе.
Решение дипломатического представительства
или консульского учреждения о выдаче
свидетельства и материалы предварительного
рассмотрения ходатайства в течение 5
рабочих дней направляются в федеральный
орган исполнительной власти по миграционной
службе для выдачи свидетельства и рассмотрения
ходатайства по существу.
Ст.7 ФЗ «О беженцах» устанавливает процедуру
рассмотрения ходатайства по существу
и определяет органы, уполномоченные решать
вопрос о предоставлении статуса беженца:
Рассмотрение ходатайства по существу
осуществляют:
Решение
о признании беженцем либо об отказе в
признании беженцем принимается федеральным
органом исполнительной власти по миграционной
службе или его территориальным органом
по итогам рассмотрения ходатайства по
существу.
Лицу, признанному беженцем и достигшего
возраста 18 лет, выдается удостоверение
установленной формы. Это удостоверение
является документом, удостоверяющим
личность лица, признанного беженцем.
Удостоверение действительно на всей
территории Российской Федерации.
Лицо признается беженцем на срок до трёх
лет и может продлеваться на каждый последующий
год при сохранении в месте прежнего местожительства
лица обстоятельств, предусмотренных
подпунктом 1 пункта1 ст.1 Федерального
Закона «О беженцах».
Порядок принятия решения о признании
лица вынужденным переселенцем несколько
отличается от порядка признания беженцем
и определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах»,
а именно: Лицо, покинувшее место жительства
по обстоятельствам, предусмотренным
пунктом 1 статьи 1 вышеупомянутого закона,
обращается с ходатайством о признании
его вынужденным переселенцем в территориальный
орган миграционной службы по месту своего
нового пребывания.
Таким ходатайством можно обратиться
и до оставления места жительства. В этом
случае следует обращаться с ходатайством
в федеральный орган миграционной службы
либо в территориальный орган миграционной
службы по месту предполагаемого переселения
либо в дипломатическое представительство
или консульское учреждение Российской
Федерации в государстве своего пребывания.
Решение о регистрации ходатайства принимается
территориальным органом миграционной
службы в течение трёх дней со дня поступления
ходатайства. Далее принимается решение
о признании лица временным переселенцем.
Это решение принимается территориальным
органом миграционной службы в течение
трёх месяцев со дня регистрации ходатайства.
Территориальный орган миграционной службы
в течение 5 дней со дня принятия решения
выдает или направляет уведомление в письменной
форме о результатах рассмотрения ходатайства.
После этого лицу, признанному вынужденным
переселенцем, выдается соответствующее
удостоверение. Следует отметить, что
сведения о признанных вынужденными переселенцами
членах семьи, не достигших возраста 18
лет, заносятся в удостоверение одного
из родителей.
Удостоверение действительно на всей
территории Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца предоставляется
на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих
вынужденному переселенцу в обустройстве
на новом месте жительства, срок действия
его статуса продлевается территориальным
органом миграционной службы на каждый
последующий год по заявлению вынужденного
переселенца.
Лицу, претендующему на статус беженца,
может быть отказано в регистрации ходатайства
по указанным законом обстоятельствам,
а именно: