Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:50, диссертация

Краткое описание

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность в том числе и правоохранительная, включает в себя, средство, результат и сам процесс деятельности.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права. Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:

Вложенные файлы: 1 файл

«Правоохранительные органы».doc

— 723.00 Кб (Скачать файл)

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации уголовных наказаний,  содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно  осуждённых и осуждённых, которым  судом предоставлена отсрочка  отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и  законности в учреждениях, исполняющих  уголовные наказания в виде  лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных  изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осуждённых, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осуждённым и лицам,  содержащимся под стражей, условий  содержания, соответствующих нормам  международного права, положениям  международных договоров Российской  Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по  оказанию осуждённым помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными  органами ФСИН России и непосредственно  подчинёнными учреждениями.

Для осуществления стоящих перед  службой задач, она наделена следующими полномочиями, закреплёнными в пункте 7 Положения:

Обеспечение:

правопорядка и законности в  учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также  безопасности лиц, находящихся на их территориях

безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста  России

точного и безусловного исполнения приговоров, постановлений и определений  судов в отношении осуждённых и лиц, содержащихся под стражей

установленного порядка исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнения режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах и надзор за осуждёнными и лицами, содержащимися под стражей

исполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации  по передаче осуждённых в государства  их гражданства и по экстрадиции

правовой, социальной защиты и личной безопасности работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей

условий содержания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах

функционирования и развития сети открытой и шифрованной связи, предоставления телекоммуникационных услуг осуждённым и лицам, содержащимся под стражей;

привлечения осуждённых к труду  и создание условий для их моральной  и материальной заинтересованности в результатах труда

создаёт, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций;

осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту  объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству;

запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

организует приём граждан, обеспечивает своевременное и в полном объёме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

осуществляет иные функции в  установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

        1. Понятия и задачи предварительного расследования.

Предварительное расследование —  вторая стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела.[1] Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Задачи предварительного расследования:

быстрое и полное раскрытие преступления

изобличение виновных путем сбора  достаточного количества доказательств

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления

принятие мер по обеспечению  возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д.)

        1. Органы дознания; функции и полномочия дознания.

Органы дознания — согласно п. 24 статьи 5 Уголовно-процессуального  кодекса государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской  Федерации, а также иные органы  исполнительной власти, наделенные  в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы  судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений  или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

дознавателями пограничных органов  федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в  части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью 1 статьи 322 и частью 1 статьи 323 Уголовного кодекса РФ, а также о преступлении, предусмотренном частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса РФ(в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);

дознавателями таможенных органов  Российской Федерации - по уголовным  делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса РФ;

дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ - по уголовным  делам о преступлениях, предусмотренных  частью 1 статьи 228, статьей 228.2, частью 1 статьи 230, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 232, статьей 233 и частями 1 и 4 статьи 234 Уголовного кодекса РФ.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам,  по которым производство предварительного  следствия необязательно,

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются  также на:

1) капитанов морских и речных  судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных  от мест расположения органов  дознания, указанных в части первой  настоящей статьи, — по уголовным  делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации — по уголовным делам  о преступлениях, совершенных  в пределах территорий данных  представительств и учреждений.

        1. Органы предварительного следствия; задачи и полномочия дознавателя.

Уголовно-процессуальный кодекс относит  к органам предварительного следствия  следователей следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов  Федеральной службы безопасности и ФСКН.[1]. Согласно последним изменениям в Уголовно-процессуальном Кодексе (16.07.08 и ранее) из компетенции прокурора изъяты:

— задержание подозреваемого, как  мера процессуального принуждения; — избрание меры пресечения; — осуществление  уголовного преследования (ст. 21 УПК); — прекращение уголовного дела в связи с примирением (ст. 25 УПК); — прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 28); — кроме того внимательно ознакомьтесь с гл. 6 УПК.

Таким образом, прокурор, в результате реформы 2007 г., перестал быть субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования. Тем не менее, в ряде стран континентальной Европы прокурор до сих пор сохраняет данную функцию. Так, в ФРГ прокуратура расследует самые разные уголовные дела. В основном, это дела об экономических преступлениях, о самых тяжких преступлениях и вызвавшие общественный резонанс дела. Кроме того, немецкий прокурор для помощи в производстве следственных действий может задействовать некое "орудие" («Verlängerter Arm der Staatsanwaltschaft») - "лицо, привлекаемое прокуратурой для производства дознания".

К общим условиям предварительного расследования относятся: «формы предварительного расследования; подследственность; место  производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования» (гл. 21 УПК).

Общая характеристика дел, подследственных следователям следственного комитета РФ, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.

Следователи органов Федеральной  службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления.

        1. Министерство внутренних дел Российской Федерации  (МВД России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

1 марта 2011 года указом президента Российской Федерации № 248 «Милиция» преобразована в «Полицию»

Структура:

Главное командование внутренних войск

Следственный комитет

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте

Административный департамент

Департамент государственной защиты имущества

Департамент кадрового обеспечения

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения

Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах

Департамент охраны общественного  порядка

Департамент по противодействию экстремизму

Департамент собственной безопасности

Департамент тыла

Департамент уголовного розыска

Департамент экономической безопасности

Организационно-инспекторский департамент

Правовой департамент

Финансово-экономический департамент

Главный информационно-аналитический центр

Экспертно-криминалистический центр

Государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России»

Национальное центральное бюро Интерпола при МВД России

Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией (Европолом)

Управление «К» МВД России

Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите

На МВД возложены следующие  основные задачи:

1) разработка общей стратегии  государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового  регулирования в установленной  сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих  полномочий защиты прав и свобод  человека и гражданина;

4) организация в пределах своих  полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного  порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного  движения;

Информация о работе Правоохранительные органы