Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:50, диссертация
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность в том числе и правоохранительная, включает в себя, средство, результат и сам процесс деятельности.
Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права. Цели правоохранительной деятельности подразделяются на два вида:
Устранение этого пробела, т.е. наделение Общественной палаты РФ возможностью применять меры юридической ответственности, должно осуществляться путем внесения ряда поправок как в Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации», так и в другие федеральные законы, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Изменение законодательства в этом направлении невозможно без решения, по крайней мере, двух взаимосвязанных проблем.4) Каким видом юридической ответственности может и должна быть наделена Общественная палата РФ как правоохранительный орган?
5) В связи с наделением Общественной палаты РФ правом применения мер юридической ответственности (а значит – наделением ее реальной властью) какую (понятно, что повышенную) ответственность должны нести ее члены? Должна ли эта ответственность быть аналогичной ответственности чиновника или чем-то отличаться?
На эти, а также многие другие вопросы, которые неизбежно возникнут при логичном законодательном оформлении и систематизации в Федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации» всех признаков правоохранительной деятельности, еще предстоит ответить ученым и законодателю.
В ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» законодателем была предпринята попытка установить правовой статус Общественной палаты РФ. Правительство РФ в своем заключении от 30 ноября 2004 г. № 5530п-Ш5 «На проект Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» указывало на необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая согласно ст. 1 и 26 законопроекта служит формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, имея при этом аппарат в форме государственного учреждения. Однако положения законопроекта в этой части так и не были уточнены.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата РФ призвана обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях:
3) учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации;
4) защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики;
5) осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Данная норма служит продолжением (конкретизацией) закрепленного в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем, закрепление конкретных целей такого взаимодействия граждан с государством, а также сам факт создания этого органа «сверху» свидетельствуют о том, что государство осознало необходимость всячески способствовать созданию гражданского общества в России, хотя бы путем «взращивания» некоторых его элементов.
Частная детективная и охранная деятельность - новый вид негосударственной правоохранительной деятельности, которая определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Содержание этой деятельности - оказание услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану их имущества и других законных интересов - считается по существу такой же деятельностью, которая свойственна государственным правоохранительным органам. Принципиальное отличие состоит в том, что деятельность частных детективных и охранных служб:
« предпринимательская, рассчитанная на поддержку частной инициативы, осуществляется на коммерческой основе, имея в виду получение прибыли теми, кто ею занимается;
32. направлена на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам путем заключения соответствующих соглашений, предусматривающих надлежащую оплату таких услуг;
проводится лицами, на которых не распространяется действие законов, закрепляющих правовой статус работников право охранительных органов, и не имеющими права/осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных органов. Правовыми основами частной детективной И охранной деятельности служат Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.
Законом РФ от •11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» регламентированы порядок ее организации и ведения, создание и компетенция частных детективных и охранных предприятий, полномочия частных детективов, государственный контроль в этой сфере.
В соответствии с упомянутым законом частная детективная и охранная деятельность осуществляется в целях сыска и охраны.
В целях сыска разрешается
сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с
участниками процесса;
изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
установление обстоятельств
выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
поиск без вести пропавших граждан;
поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях, охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
защита жизни и здоровья граждан;
охрана имущества
проектирование, монтаж и эксплуатация средств охранно-пожарной сигнализации;
консультирование и
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Физическим и юридическим
Законом установлено, что частную сыскную (детективную) деятельность могут осуществлять как предприятия, так и отдельные граждане-частные детективы, частная охранная деятельность осуществляется только предприятиями.
Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
Действия частных детективов включают устный опросчграждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.
В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством РФ.
Лицензия на частную детективную деятельность выдается органом внутренних дел. Гражданин, претендующий на получение лицензии, обязан лично предъявить анкету и фотографию, медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
Лицензия не выдается: гражданам, не достигшим возраста 21 год; гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления; гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим основаниям; бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.
В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившему лицензию
на работу в качестве частного детектива,
соответствующим органом
Законом Остановлены ограничения в сфере деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается:
скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
фальсифицировать материалы
разглашать собранную
передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность. Сыскная деятельность может проводиться как индивидуально, так и в рамках соответствующих частных детективных предприятий (объединений). Такие объединения обязаны получить лицензию и имеют статус юридического лица. Обязательным требованием к их руководителям является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.
Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных законами и иными, правовыми актами РФ.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
Надзор за исполнением законов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, осуществляет Генеральный про-0курор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Нормативно-правовое регулирование адвокатской деятельности основано на положениях Конституции России, имеющих в системе правовых норм высшую юридическую силу, и нормах международного права. Основным актом, регулирующим адвокатскую деятельность на территории России, является Закон об адвокатуре. Он представляет собой нормативный правовой акт, в котором в концентрированном виде содержатся основные правила организации адвокатуры как системы независимых органов, устанавливаются основные права и обязанности адвоката, закрепляется процедура приобретения статуса адвоката, определяется порядок функционирования органов адвокатского сообщества. Деятельность адвокатуры может регулироваться и иными федеральными законами. Это прежде всего кодифицированные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок судопроизводства, в т.ч. и деятельность адвокатов как участников процесса - Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Кроме того, нормативная база регулирования адвокатской деятельности включает в себя принимаемые в соответствии с федеральными законами нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также принимаемые в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, нормативных правовых актов субъектов РФ.