Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:20, реферат
С момента своего зарождении по нестоящие время человечество прошло сложный путь становления и развития от дикости, деспотической власти до современных демократических, правовых государств. Люди разных эпох, разных народов, видя несправедливое устройство общества, высказывали идеи о его переустройстве на справедливой основе, где бы народ имел право участвовать в формировании властных органов.
Введение.
1 Референдум, его отличительные особенности.
1.1 Понятие референдума и виды референдума.
1.2 Особенности референдума в Республике Беларусь.
Заключение.
Литература.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
“БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА”
СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
НА ТЕМУ:
ПРАВО НАРОДА НА СВОЕ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ В ФОРМЕ РЕФЕРЕНДУМА (РБ).
Выполнил:
Студент гр. СА-31
Кузьмич С.П.
План.
Введение.
1 Референдум, его отличительные особенности.
1.1 Понятие референдума и виды референдума.
1.2 Особенности референдума в Республике Беларусь.
Заключение.
Литература.
Введение.
С момента своего зарождении по нестоящие время человечество прошло сложный путь становления и развития от дикости, деспотической власти до современных демократических, правовых государств. Люди разных эпох, разных народов, видя несправедливое устройство общества, высказывали идеи о его переустройстве на справедливой основе, где бы народ имел право участвовать в формировании властных органов.
Так, один из представителей политической мысли Древнего Китая Моцзы (479-381 гг. до н. э.) в своем учении, отражая интересы угнетенных масс, признавал равенство всех людей от природы, которые должны пользоваться равными правами, принимать, участие в управлении государством. Критериями здесь должны быть не происхождение, а способности и желание служить народу, тогда государство будет сильные. Народ, отмечал он, должен участвовать в выборах правителей и иметь право контролировать их деятельность. Всеобщая декларация прав человека, принятая в декабре 1948 года ООН, закрепила основные права человека в этой области. Этому посвящена ст. 21, где отмечается: "Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических н нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".
Вместе о тем, сегодня есть немало стран, подписавших этот документ, где по разный причине ущемляются элементарные права человека, значительная часть людей отстранена от участия в формировании органов власти, а тем более от контроля за ее деятельностью.
Референдум, его отличительные особенности.
Существует несколько способов выражения воли народа, в том числе:
- путем "представительной" демократии;
- путем "непосредственной" ("прямой") демократии;
- референдум относится к форме "прямой", или "непосредственной", демократии;
- референдум — это голосование избирателей, посредством которого принимаются решения республиканского или местного уровня.
В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату отдельного лица, например, депутату, а решению какого-либо вопроса;
- юридическая сила
референдума в Республике
Конституционное право различает многие виды референдумов, классифицируя их по различным основаниям. В Конституции Республики Беларусь (1996г.) речь идет о республиканском и местном референдумах. В Законе речь идет также о других видах референдума: факультативном и обязательном, консультативном и законодательном.
1. Республиканский референдум.
2. Местный референдум:
- местные референдумы
(ст. 75 Конституции) назначаются
- на местный референдум
не выносятся следующие
а) о принятии чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка;
б) о защите здоровья и безопасности населения;
в) о налогах и бюджете;
г) вопросы, связанные с назначением, утверждением и освобождением должностных лиц, относящихся к компетенции местных Советов;
- для проведения местного
референдума образуются
- в местных референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом (с 18 лет);
- решения, принятые на местном референдуме, могут быть отменены только путем референдума;
- в местном референдуме не участвуют следующие лица:
а) психически больные граждане, признанные судом недееспособными;
б) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
в) лица, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей;
- финансирование местного референдума осуществляется на тех же основаниях, что и республиканского.
3. Консультативный референдум:
- его решения согласно ст. 39 Закона имеют рекомендательный характер. Они не придают акту силу закона. Не случайно консультативные референдумы проводятся с целью консультации с народом.
4. Законодательный референдум:
- референдум, результаты которого имеют силу закона и могут быть отменены только другими референдумами.
Среди вопросов, выносимых на референдум в ноябре 1996г., были как обязательные (перенос Дня независимости Республики Беларусь на 3 июля, принятие Конституции Республики Беларусь 1994г. с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом Республики Беларусь), так в консультативные (относительно свободной, без ограничений, купле и продаже земли, отмены смертной казни в Республике Беларусь). Обязательные и консультативные вопросы для голосования на референдуме предлагались и фракцией коммунистов и аграриев.
5. Факультативный референдум:
- гражданин Республики Беларусь по своему усмотрению может принимать участие в референдуме. В ст. 4 Закона "О народном голосовании (референдуме) в Белорусской ССР" закреплено положение о том, что участие в референдуме является свободным, т.е. необязательным.
По общепринятой юридической практике избирательное законодательство не включает в себя законодательство о референдуме. Тем не менее, регулирование референдумов в Республике Беларусь во многом построено на сходных с избирательными нормативных решениях.
Указанное сходство проявляется в следующем:
- выборы и референдум имеют общую организационную основу;
- статьи 37 и 38 Конституции
Республики Беларусь в равной
мере устанавливают
- у выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как образование избирательных участков, составление списков избирателей, одновременность и порядок голосования, и некоторые другие;
- в ряде случаев выборы и референдум могут проводиться одновременно. [6 c.142]
Наличие большого количества сходных технологических приемов проведения референдумов и выборов позволило разработчикам Избирательного кодекса включить вопросы проведения референдумов в общий свод законов.
Однако сходство в
регулировании выборов и
Нивелирование отличий между
До принятия Избирательного кодекса правовой основой проведения референдумов в Республике Беларусь являлись как Конституция, так и Закон "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь" от 13 июня 1991 г. Именно по этому Закону и были проведены все референдумы в новейшей истории Республики Беларусь — в 1995 и 1996 гг. [6 c.142]
Новая редакция Конституции Республики Беларусь внесла существенные изменения в правовую регламентацию организации и проведения референдумов. Если по Конституции 1994 г. Верховный Совет обязан был не позднее 30 дней после внесения на его рассмотрение соответствующих закону предложений Президента, депутатов или граждан о проведении референдума назначить дату проведения референдума, то в редакции Конституции 1996г. такой срок вообще не оговорен.
Дата же проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента.
На практике это означает, что Президент при обращении к нему более 450 тыс. граждан или большинства членов парламента с предложением назначить референдум по определенным вопросам может вообще не назначить референдум, если эти вопросы не согласуются с его позицией. [6 c.143] Он может изменить вопросы и назначить свой референдум или отложить дату проведения референдума на удобное для него время. То есть он, единолично определяет все вопросы, связанные с проведением референдумов.
Участвовать в референдуме имеют право граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом. Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования (ст.76 Конституции).
В развитие положений новой редакции Конституции Республики Беларусь 9 июля 1999 г. была принята новая редакция Закона "О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь", в которую были внесены существенные изменения и дополнения. Эта редакция Закона стала основой для инкорпорации его положений в Избирательный кодекс. [6 c.143]
В первую очередь изменения и дополнения затронули круг вопросов, которые не могут выноситься на республиканский референдум. В соответствии со статьей 112 Избирательного кодекса не допускается выносить на референдум вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента, других должностных лиц, назначаемых или освобождаемых Президентом, а также палатами парламента; о принятии и Изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помиловании.
Заметим, что редакция Закона о референдуме от 13 июня 1991г. запрещала выносить на референдум более широкий круг вопросов, таких как: 1) нарушающие неотъемлемые права народа Республики Беларусь на суверенную национальную государственность, государственные гарантии существования белорусской национальной культуры и языка; 2) принятие чрезвычайных и неотложных мер по охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности населения; 3) выполнение обязательств, но международным договорам. Таким образом, новая редакция Закона существенно сузила круг вопросов, которые могут рассматриваться на референдуме.
В соответствии со статьей 113 Избирательного
кодекса предложение
Инициатива референдума гражданами страны выражается в виде предложения не менее чем 450 тыс. человек, обладающих избирательным правом, причем во всех областях и в городе Минске таких граждан должно быть более 30 тыс. Для этого создается инициативная группа в составе не менее 100 человек, которая примерно в равной степени должна представлять граждан от каждой области и города Минска.
Процедура регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума достаточно сложна. Об атом может свидетельствовать один лишь перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению группы в Центральную комиссию с просьбой о регистрации.
Информация о работе Право народа на свое волеизъявление в форме референдума (РБ)