Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 17:45, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является исследование института президентского контроля. Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач: 1. Раскрыть сущность контроля как средство обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 2. Рассмотреть понятие, содержание и виды контроля в государственном управлении.
Содержание
Введение...................................................................................................................3 1. Президентский контроль в сфере государственного управления.................5 1.1 Понятие и основные формы.............................................................................5 1.2 Контрольное управление Президента РФ.......................................................6 1.3 Полномочные представители Президента РФ , как важная роль в осуществлении президентского контроля...........................................................11 2. Президентский контроль за органами исполнительной власти....................16 2.1 Основные положения о президентском контроле в сфере исполнительной власти......................................................................................................................16 2.2 Контроль в законодательных (представительных) органах власти ..........19 2.3 Контроль в системе органов исполнительной власти.................................22 2.4 Президентский контроль в судебной сфере................................................26
Заключение.............................................................................................................33 Список используемой литературы...........
1. Президентский контроль в
сфере государственного управления.................5
1.1 Понятие и основные
формы.............................................................................5
1.2 Контрольное управление
Президента РФ.......................................................6
1.3 Полномочные представители
Президента РФ , как важная роль
в осуществлении президентского
контроля...........................................................11
2. Президентский контроль за
органами исполнительной власти....................16
2.1 Основные положения о президентском
контроле в сфере исполнительной власти......................................................................................................................16
2.2 Контроль в законодательных
(представительных) органах власти ..........19
2.3 Контроль в системе органов
исполнительной власти.................................22
2.4 Президентский контроль
в судебной сфере................................................26
Список используемой литературы......................................................................34
Введение
Государственный
контроль, как неотъемлемая часть государственного
управления, в конечном счете, направлен
на достижение целей управления, решение
задач, стоящих перед государством.
Когда идет речь о
государственном контроле, акцент, в первую
очередь, должен делаться на то, какие
органы определены в качестве субъектов
контроля, в какой мере объекты контроля
выполняют свое социальное назначение,
обеспечивают стабильное функционирование
государства и общества, общенациональные
интересы. Виды субъектов, формы и методы
государственного контроля во многом
определяются политическим режимом государства.
С принятием в 1993 г. Конституции РФ произошли
изменения политической структуры государства.
Определились новые субъекты контроля,
в том числе Президент РФ. Президент в
системе органов государственной власти
России занимает стратегический статус
и имеет стратегические полномочия как
в управлении государством,
так и в осуществлении контроля , в частности.
Контроль за исполнением
законов Российской Федерации, указов,
распоряжений и поручений главы государства,
принятых в их исполнение постановлений
и распоряжений Правительства, а также
нормативных правовых актов судебных
органов, органов власти субъектов Российской
Федерации (нормативных правовых актов)
составляет неотъемлемую часть системы
управления и является наиболее действенным
средством влияния на повышение эффективности
деятельности органов государственной
исполнительной власти, а также адекватного
влияния соответствующих министерств
и ведомств на складывающуюся обстановку.
Президентский контроль является
составной частью государственного контроля
и потому деятельность по его реализации
должна осуществляться в
тесном взаимодействии с иными
государственными контрольными структурами
в едином правовом и организационном пространстве. [1]
Целью данной
курсовой работы является исследование
института президентского контроля. Указанная
цель предопределила постановку и решение
следующих задач:
1. Раскрыть сущность контроля
как средство обеспечения законности
и дисциплины в государственном
управлении.
2. Рассмотреть понятие, содержание
и виды контроля в государственном
управлении.
3. Исследовать сущность президентского
контроля в Российской Федерации.
Объектом данного
исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в сфере государственного
управления.
Предметом исследования является
президентский контроль, как вид государственного
контроля.
Методологическую основу исследования
составляют положения материалистической
диалектики, а также комплекс общенаучных
и специальных методов познания: метод
количественного анализа, исторический,
сравнительно-правовой, логико-аналитический,
системно-структурный, конкретно-социологический.
[1] См: Указ Президента РФ от 08.06.2004
г. № 729 ( в ред. от 14.01.2011)
1. Президентский
контроль в сфере государственного управления
1.1 Понятие и
основные формы
Анализ научной литературы
позволяет прийти к выводу, что Президентский
контроль в сфере
государственного
управления
осуществляется в двух основных
формах:
- непосредственный контроль
Президента РФ;
- президентский контроль
через специальные структуры.
Непосредственный
контроль Президента РФ осуществляется, прежде всего,
в области подбора и расстановки кадров.
По представлению Председателя Правительства
РФ он назначает на должность заместителей
Председателя, министров, руководителей
федеральных служб, высшее командование
Вооруженных сил и других руководителей
федеральных органов исполнительной власти.
В дальнейшем эти и другие руководители
регулярно отчитываются перед Президентом
РФ при их личных встречах с ним и представлении
отчетов о деятельности подчиненных им
министерств и ведомств.
Президент вправе не
только присутствовать, но и председательствовать
на заседаниях Правительства РФ, что позволяет
ему непосредственно контролировать правильность
и необходимость решений Правительством
по важнейшим вопросам управления страной.
Кроме того, Президент РФ вправе отменять
постановления или распоряжения Правительства,
если они противоречат Конституции РФ,
а также принимать решения об отставке
самого правительства РФ. [1]
Одним из правовых
способов реализации главой государства
контроля в законодательном процессе
является право отлагательного "вето"
в отношении федеральных законов.
[1] См: Указ Президента РФ от 08.06.2004
г. № 729 ( в ред. от 14.01.2011)
Существенную роль в осуществлении
президентского контроля играет Администрация
Президента РФ которая действует на основе
Положения о
ней, утвержденного Указом Президента
РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 ( в ред. от 03.12.2013).
В пределах своих полномочий Администрация
также осуществляет контроль и проверку
исполнения федеральных законов, указов
и распоряжений президента РФ.
Что касается других
президентских структур, то помощь Президенту
в подборе и расстановке кадров оказывает
Управление Президента РФ по кадровым
вопросам и государственным наградам,
а также Управление Президента РФ по вопросам
государственной службы, которые готовят
предложения по подбору и назначению лиц
на ведущие должности в системе органов
исполнительной власти.
1.2 Контрольное
управление Президента РФ
Важным звеном в системе
Администрации Президента РФ, активно
осуществляющим контрольные полномочия,
является Контрольное управление Президента
Российской Федерации. Это управление
является структурным подразделением
Администрации Президента РФ. Контрольное
управление Президента действует с первых
дней существования Администрации Президента,
учрежденной 19 июля 1991 г. Приоритеты в
деятельности Контрольного управления
определяются Президентом и Руководителем
его Администрации.
Контрольное
управление Президента РФ на
данный момент действует на
основании Указа Президента РФ
от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения
о Контрольном управлении Президента
Российской Федерации».
Основными задачами Контрольного управления
Президента РФ являются:
- контроль и проверка исполнения
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также
организациями федеральных законов (в
части, касающейся полномочий Президента
Российской Федерации, в том числе по обеспечению
прав и свобод человека и гражданина),
указов, распоряжений и иных решений Президента
Российской Федерации;
- контроль за реализацией общенациональных
проектов;
- контроль и проверка исполнения поручений
Президента Российской Федерации и Руководителя
Администрации Президента Российской
Федерации;
- контроль за реализацией ежегодных посланий
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации, бюджетных
посланий Президента Российской Федерации
и иных программных документов Президента
Российской Федерации;
- информирование Президента
Российской Федерации и Руководителя
Администрации Президента Российской
Федерации о результатах проверок
и подготовка на их основе
предложений по предупреждению
и устранению выявленных нарушений.
Основными функциями
Контрольного управления Президента РФ
являются:
- организация и проведение
проверок и иных мероприятий по контролю;
- рассмотрение докладов об исполнении
поручений Президента Российской Федерации
и подготовка предложений о снятии с контроля
или продлении сроков исполнения этих
поручений;
- осуществление контроля деятельности
самостоятельных подразделений Администрации
Президента Российской Федерации по поручению
Президента Российской Федерации или
Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации;
- осуществление по поручению
Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации контроля за исполнением
сметы Администрации Президента Российской
Федерации;
- осуществление по поручению
Руководителя Администрации Президента
Российской Федерации координации деятельности
по вопросам контроля полномочных представителей
Президента Российской Федерации в федеральных
округах и самостоятельных подразделений
Администрации Президента Российской
Федерации, а также осуществление методического
руководства этой деятельностью;
- участие в предупреждении
и устранении выявленных нарушений;
участие в подготовке материалов для ежегодных
посланий Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации;
- изучение опыта работы контролирующих
органов зарубежных стран.
Контрольное управление
Президента РФ для осуществления своих
задач и функций имеет право:
- создавать комиссии
с привлечением в установленном порядке
работников аппаратов полномочных представителей
Президента Российской Федерации в федеральных
округах, работников федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
сотрудников правоохранительных и контролирующих
органов;
- направлять работников Управления
на заседания Правительства Российской
Федерации, коллегий федеральных органов
исполнительной власти, а также на совещания
по вопросам контроля, проводимые федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
- вносить в установленном
порядке предложения Президенту Российской
Федерации, в Правительство Российской
Федерации, руководителям федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации о привлечении к дисциплинарной
ответственности государственных служащих
за неисполнение или ненадлежащее исполнение
федеральных законов, указов, распоряжений
и иных решений Президента Российской
Федерации, а также о временном отстранении
государственных служащих, допустивших
должностной проступок, от исполнения
должностных обязанностей;
- вызывать должностных лиц
для дачи устных и письменных объяснений
по поводу неисполнения или ненадлежащего
исполнения федеральных законов (в части,
касающейся полномочий Президента Российской
Федерации, в том числе по обеспечению
прав и свобод человека и гражданина),
указов, распоряжений и иных решений Президента
Российской Федерации;
- направлять в органы прокуратуры
Российской Федерации, следственные органы
Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации, органы внутренних
дел Российской Федерации, органы федеральной
службы безопасности и иные государственные
органы материалы о выявленных в результате
проверок нарушениях;
- запрашивать и получать
в установленном порядке необходимые
материалы от самостоятельных подразделений
Администрации Президента Российской
Федерации, от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также от организаций
и должностных лиц;
- пользоваться банками данных
Администрации Президента Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной
власти;
- привлекать для осуществления
отдельных работ ученых и специалистов,
в том числе на договорной основе.
Работники Контрольного
управления Президента РФ при проведении
проверок и иных мероприятий по контролю
имеют право прохода во все здания, занимаемые
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, а также организациями.
Работникам Контрольного управления Президента
РФ гарантируется государственная защита
в соответствии с ФЗ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ
"О государственной защите судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов" ( в ред. от 3.02.2014) .
Контрольное управления
Президента РФ при реализации своих функций
взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации,
Аппаратом Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, Аппаратом
Правительства Российской Федерации,
аппаратами Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, с Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации, Генеральной
прокуратурой Российской Федерации, Следственным
комитетом при прокуратуре Российской
Федерации, Счетной палатой Российской
Федерации, с аппаратами полномочных представителей
Президента Российской Федерации в федеральных
округах, а также с федеральными органами
исполнительной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, самостоятельными
подразделениями Администрации Президента
Российской Федерации, контролирующими
органами зарубежных стран.[1]
Информационное,
документационное, правовое, материально-техническое,
транспортное обеспечение деятельности
Управления, а также социально-бытовое
обслуживание его работников осуществляют
Управление делами Президента Российской
Федерации и соответствующие подразделения
Администрации Президента Российской
Федерации.
Руководство деятельностью Контрольного
управления Президента РФ осуществляет
помощник Президента Российской Федерации
- начальник Контрольного управления Президента
Российской Федерации, который назначается
на должность и освобождается от должности
Президентом Российской Федерации по
представлению Руководителя Администрации
Президента Российской Федерации.