Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 17:45, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является исследование института президентского контроля. Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач: 1. Раскрыть сущность контроля как средство обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. 2. Рассмотреть понятие, содержание и виды контроля в государственном управлении.
Содержание
Введение...................................................................................................................3 1. Президентский контроль в сфере государственного управления.................5 1.1 Понятие и основные формы.............................................................................5 1.2 Контрольное управление Президента РФ.......................................................6 1.3 Полномочные представители Президента РФ , как важная роль в осуществлении президентского контроля...........................................................11 2. Президентский контроль за органами исполнительной власти....................16 2.1 Основные положения о президентском контроле в сфере исполнительной власти......................................................................................................................16 2.2 Контроль в законодательных (представительных) органах власти ..........19 2.3 Контроль в системе органов исполнительной власти.................................22 2.4 Президентский контроль в судебной сфере................................................26
Заключение.............................................................................................................33 Список используемой литературы...........
Основными принципами деятельности
Конституционного Суда провозглашены
независимость, коллегиальность, гласность,
состязательность и равноправие сторон.
Независимость Конституционного Суда
обеспечивается тем, что судьи несменяемы,
неприкосновенны, подчиняются только
Конституции и федеральному закону, лишь
в соответствии с которым могут быть прекращены
их полномочия. Судьи не являются представителями
каких бы то ни было государственных или
общественных органов, политических партий,
движений и организаций, должностных лиц,
государственных образований, территорий,
наций, народностей, социальных групп.
Важно, что судьи разрешают дела и дают
заключения в условиях, исключающих постороннее
воздействие на свободу их волеизъявления.
Основными принципами деятельности
Конституционного Суда провозглашены
независимость, коллегиальность, гласность,
состязательность и равноправие сторон.
Независимость Конституционного Суда
обеспечивается тем, что судьи несменяемы,
неприкосновенны, подчиняются только
Конституции и федеральному закону, лишь
в соответствии с которым могут быть прекращены
их полномочия. Судьи не являются представителями
каких бы то ни было государственных или
общественных органов, политических партий,
движений и организаций, должностных лиц,
государственных образований, территорий,
наций, народностей, социальных групп.
Важно, что судьи разрешают дела и дают
заключения в условиях, исключающих постороннее
воздействие на свободу их волеизъявления.
Контрольные полномочия Конституционного
Суда РФ в сфере исполнительной власти
предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя
эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии
Конституции нормативных актов Президента,
Правительства и органов исполнительной
власти субъектов Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти и совместному
ведению органов государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов,
разрешает споры о компетенции, включая
споры между органами исполнительной
[1] См: ФКЗ 21.07. 1994 № 1-ФКЗ
( в ред. от 05.04.2013 г.)
власти Российской Федерации
и ее субъектами. Возможно разрешение
и других дел, связанных с конституционным
судебным контролем за актами органов
исполнительной власти и ее должностных
лиц. Акты или их отдельные положения,
признанные неконституционными, утрачивают
силу.
Конституционный Суд, выявив
конкретные нарушения Конституции или/и
законодательства, действующего на территории
России, своим представлением может обратить
на это внимание органа исполнительной
власти и должностных лиц. Представление
должно быть рассмотрено субъектом, которому
оно адресовано, не позднее чем в месячный
срок со дня его получения; Конституционный
Суд незамедлительно уведомляется о результате
рассмотрения представления и мерах по
его реализации.
Решение Конституционного Суда
по спору о компетенции между органами
исполнительной власти является основанием
для отмены или изменения нормативных
актов, определяющих компетенцию этих
органов.
Толкование Конституции, данное
Конституционным Судом, является официальным
и обязательным для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений.
Согласно действующей Конституции
РФ, Конституционный Суд действует лишь
по запросам и жалобам, он лишен права
начинать дела по собственной инициативе.
Поводом к рассмотрению и разрешению
дел в Конституционном Суде является обращение
(запрос, ходатайство) к нему Президента,
каждой из палат Федерального Собрания,
одной пятой членов Совета Федерации или
депутатов Государственной Думы, Правительства,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, органов законодательной и исполнительной
власти субъектов Федерации. Жалобы граждан
рассматриваются в случаях нарушения
их конституционных прав и свобод вследствие
применения или подлежащего применению
закона в конкретном деле.
Формы контроля судов общей юрисдикции за
деятельностью органов исполнительной
власти имеют свои особенности. Основной
задачей судов общей юрисдикции является
рассмотрение уголовных, гражданских,
административных и иных дел. Контрольная
же функция осуществляется ими не отдельно,
а в процессе рассмотрения этих дел.
При рассмотрении уголовных
дел, особенно о должностных преступлениях,
суд исследует не только действия подсудимого
как должностного лица органа исполнительной
власти, но и условия, способствовавшие
возникновению дела. За совершенное преступление
виновный привлекается к ответственности,
о чем выносится приговор. Формой же реагирования
суда на выявленные недостатки в работе
органа исполнительной власти, которые
способствовали тем или иным нарушениям
и преступлению должностного лица, может
быть частное определение. В нем обращается
внимание соответствующего органа исполнительной
власти, должностного лица на факты нарушения
закона, причины и условия, способствовавшие
совершению преступления и требующие
предупредительных мер. Субъект, которому
адресовано частное определение, обязан
в месячный срок рассмотреть его и сообщить
суду о принятых мерах.
При рассмотрении судами общей
юрисдикции гражданских дел также осуществляется
контроль за деятельностью органов исполнительной
власти. Круг дел, рассматриваемых в порядке
гражданского судопроизводства, весьма
обширный. Сюда относятся дела искового
производства, производство по делам,
возникающим из административных правоотношений,
и особое производство. Это, например,
дела о восстановлении на работе, о нарушении
авторских прав, об отказе в разрешении
на обмен жилой площади, о неправильности
записи в книге актов гражданского состояния
и др. При рассмотрении этих и других дел
суд, кроме решения вопроса по существу,
изучает с позиций закона правомерность
действий соответствующих органов исполнительной
власти и издаваемых ими правовых актов,
тем самым осуществляя контроль за их
деятельностью. При необходимости в выносимых
судами решениях, определениях или постановлениях
указывается, что суд признает акты управления
незаконными. Обнаружив нарушение законности
либо существенные недостатки в работе
органа исполнительной власти, суд выносит
частное определение.
По административным делам
(мелкое хулиганство, мелкое хищение и
др.) суд проверяет законность действий
органа исполнительной власти по привлечению
лица к административной ответственности
и применяет одну из возможных мер воздействия.
При необходимости суд дает оценку неправомерным
действиям органа исполнительной власти
и устраняет допущенные нарушения (например,
прекращает производство по делу о мелком
хулиганстве, поступившему из органа внутренних
дел).
В условиях рыночной экономики
особая роль отводится системе арбитражных судов. Этот
вид правосудия позволяет установить
жесткую дисциплину договорных отношений,
пресечь экономический произвол чиновников,
цивилизованно осуществлять процесс банкротства,
защитить интересы предпринимателей.
Контроль за деятельностью
органов исполнительной власти арбитражные
суды осуществляют в специфической форме
на основе Федерального конституционного
закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных
судах в Российской Федерации»[1] и Арбитражного
процессуального кодекса РФ (АПК) [2].
Арбитражный суд осуществляет
судебную власть при разрешении возникающих
в процессе предпринимательской деятельности
споров,
[1] См: ФКЗ от 28.04.1995 г. №1-ФКЗ
( в ред. от 06.12.2011)
[2] См: АПК РФ от 24.07.2002 г.№95-ФЗ
( в ред. от 03.11.2013)
вытекающих из административных
правоотношений: о признании недействительными
(полностью или частично) ненормативных
актов, принятых государственными органами,
органами местного самоуправления и иными
органами, которые не соответствуют законам
и иным нормативным правовым актам.
И нарушают права и законные
интересы организаций и граждан; об обжаловании
отказа в государственной регистрации
либо уклонения от государственной регистрации
в установленный срок организации или
гражданина и в других случаях, когда такая
регистрация предусмотрена законом; о
взыскании с организаций и граждан штрафов
государственными органами, органами
местного самоуправления и иными органами,
осуществляющими контрольные функции,
если федеральным законом не предусмотрен
бесспорный порядок их взыскания; о возврате
из бюджета денежных средств, списанных
органами, осуществляющими контрольные
функции, в бесспорном порядке с нарушением
требований закона или иного нормативного
акта, и др.
И нарушают права и законные
интересы организаций и граждан; об обжаловании
отказа в государственной регистрации
либо уклонения от государственной регистрации
в установленный срок организации или
гражданина и в других случаях, когда такая
регистрация предусмотрена законом; о
взыскании с организаций и граждан штрафов
государственными органами, органами
местного самоуправления и иными органами,
осуществляющими контрольные функции,
если федеральным законом не предусмотрен
бесспорный порядок их взыскания; о возврате
из бюджета денежных средств, списанных
органами, осуществляющими контрольные
функции, в бесспорном порядке с нарушением
требований закона или иного нормативного
акта, и др.
Порядок рассмотрения этих
дел определен АПК. Содержанием контроля,
осуществляемого арбитражными судами,
является проверка при разрешении перечисленных
дел соответствия актов и действий органов
исполнительной власти, их должностных
лиц требованиям законности и принятие
мер по устранению выявленных правонарушений.
Суд принимает решение на основании действующего
законодательства после всестороннего
изучения всех доказательств по делу.
Если в результате разрешения спора будут
выявлены нарушения закона или иных нормативных
правовых актов со стороны органа исполнительной
власти и их должностных лиц, арбитражный
суд вправе вынести частное определение
в адрес соответствующих органов, должностных
лиц.
Судебные акты, вступившие в
законную силу, исполняются всеми государственными
органами, органами местного самоуправления
и иными органами, организациями, должностными
лицами и гражданами на всей территории
страны. Принудительное исполнение решения,
вступившего в законную силу, осуществляется
на основании исполнительного листа, выдаваемого
соответствующим арбитражным судом. Немедленному
исполнению подлежат решения о незаконности
актов государственных органов.
Заключение
В ходе выполнения
курсовой работы были подведены
итоги , по которым можно выделить
основные особенности президентского
контроля:
1) он охватывает все сферы деятельности
федеральной исполнительной власти;
2) он состоит в проверке выполнения положений
Конституции РФ, федеральных законов,
актов Президента и Правительства России;
3) он осуществляется структурными подразделениями
и должностными лицами, находящимися в
системе Администрации Президента;
4) его результаты могут быть использованы
Президентом Российской Федерации для
принятия мер воздействия, предусмотренных
Конституцией РФ, привлечения виновных
к дисциплинарной ответственности, поощрения
отличившихся;
5) субъекты, осуществляющие контроль,
вправе доложить Президенту об обнаруженных
недостатках, а сами могут вносить представления,
делать предписания. Они не могут вмешиваться
в деятельность проверяемых организаций,
применять какие-либо принудительные
меры, наказывать виновных. Они обеспечивают
Президента необходимой информацией,
а он решает, какие следует принять меры.
В процессе выполнения
работы мною были решены все поставленные
задачи, институт президентского контроля
был исследован в полном объеме.
Список используемой
литературы
I. Нормативные акты
1. Конституция РФ. Принята
на всенародном голосовании 12 декабря
1993 г. (в ред. от 5.02.2014 г.).
2. Указ Президента
РФ от 08.06.2004 г. № 729 «Об утверждении Положения
о Контрольном управлении Президента
Российской Федерации» (в ред. от 14.01.2011
г.).
3. Указ Президента
РФ от 06.04.2004 г. № 490 РФ «Об утверждении
Положения об Администрации Президента
Российской Федерации» (в ред. от 3.12.2013
г.).
4. Указ Президента
РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе
Президента Российской Федерации в федеральном
округе» (в ред. от 21.03.2014 г.).
II. Литература
5. Административное
право: учебник/ Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов.-
4-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма: Инфра
- М, 2010. - 928 с.
6. Административное
право России. Общая часть: Учебник/
Под ред. С.А. Старостина.- М.: Инфра -М,
2010.- 506 с.
7. Административное
право РФ: учебник для вузов / Ю.И.
Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под.
ред. Л.Л. Попова - 4-е изд., перераб. и доп.
- М.: Юрайт, 2013.- 519 с.
8. Агапов А.Б. Административное
право : учебник для бакалавров углубленный
курс / 8-е изд., пер. и доп. -М.: Юрайт, 2013.
- 874 с.
9. Бахрах Д.Н., Россинский
Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право:
учебник для вузов 3-е изд., пересмотр. и
доп.-М.: Норма, 2008 . - 816с.
10. Беляев В.П. Контроль
и надзор в Российском государстве: монография/
науч.ред. А.В. Малько.-М.:ТК Велби, Проспект,
2005.-272с.
11.Конин Н.М. Административное
право России: учебник для вузов 2-е изд.
- М.: Проспект, 2012 . - 668 с.
12. Копытов Ю.А. Административное
право: учебник для бакалавров углубленный
курс .-М.: Юрайт, 2013.-645 с.
13. Миронов А.Н. Административное
право: учебник для вузов профессионального
образования 2-е изд., перераб и доп.- М.:
Форум, 2013 . - 320с.
14. Попов Л.Л. Административное
право Российской Федерации : учебник
для бакалавров -М.: Проспект, 2013 . - 568 с.
15. Потапова А.А. Конспект
лекций по административному праву: учебное
пособие , - М.: Проспект, 2012 . - 128 с.
16. Тарасов А.М. Государственный
контроль в России. Монография. - М.: Проспект
, 2008 . - 672 с.
17. Тарасов А.М. Президентский
контроль в системе государственного
контроля: его понятие и сущность //
Право и государство: теория и практика.
-М.: Право и государство, 2004 г. №1. - с. 44-57
18. Тарасов А.М. Президентский
контроль: Теоретические и
практические аспекты
оценки его эффективности // Государство
и право. - М.: Наука, 2002, № 11. - с. 54-64
19. Четвериков В.С.
Административное право: учебное пособие
7-е изд., - М.: Инфра - М , 2014 г. - 282с.
20. Гарант-Сервис - http://www.garant.ru
21. АО "Консультант - плюс"
- http://www.consultant.ru