Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 18:24, реферат
Предметом науки международного публичного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного публичного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного публичного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и д.р.), с внутригосударственным правом.
Введение…………………………………………………………….2
Принцип суверенного равенства государства….……….…….….3
Принцип неприменения силы или угрозы применения силы……5 Принцип невмешательства во внутренние дела государства……. 6 Принцип мирного разрешения международных споров…….. ……….7 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.10 Принцип международного сотрудничества государств………………..11 Принцип равноправия и самоопределения народов………………….12 Принцип территориальной целостности государственных границ…14 Принцип нерушимости государственных границ………………….16 Принцип нерушимости прав и свобод человека……………………18 Заключение …………………………………………………………..21 Список используемой литературы
Введение…………………………………………………………
Принцип суверенного равенства государства….……….…….….3
Принцип неприменения силы
или угрозы применения силы……5
Принцип невмешательства во внутренние
дела государства……. 6 Принцип
мирного разрешения международных
споров…….. ……….7 Принцип добросовестного
выполнения международных обязательств.10
Принцип международного сотрудничества
государств………………..11 Принцип
равноправия и самоопределения
народов………………….12 Принцип территориальной
целостности государственных
Введение.
Предметом науки международного публичного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы международного публичного права. В ее задачу входит выявление причин принятия тех или иных норм международного публичного права, их целевого назначения, особенностей, эффективности действия, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и д.р.), с внутригосударственным правом.
Она исследует также сущность
конкретных международно-правовых институтов,
взаимосвязи между ними, тенденции
их развития. При этом нормы международного
публичного права изучаются в
процессе их реализации, в связи
с конкретными общественными
отношениями, на которые они воздействуют,
поэтому в предмет
В настоящее время, несмотря на переживаемые нашим государством трудности, российская наука международного публичного права продолжает оставаться частью мировой международно-правовой науки.
Российские ученые представлены в Международном Суде ООН, Комиссии международного публичного права, комитетах по правам человека, других международных органах, оказывают существенное влияние на мировую политику, играют важную роль в формировании международной позиции РФ.
Основные принципы международного публичного права.
1. Принцип суверенного
равенства государств.
Этот принцип является
как бы исходным началом современного
международного права в целом, объединяя
в себе два характеризующих каждое
государство специфических
Впервые толкование термина «суверенное равенство» государств было дано на Сан-Францисской конференции, принявшей Устав ООН. Оно содержалось в докладе Комитета I/1 этой Конференции, который был одобрен затем Первой комиссией и пленумом Конференции.
Согласно этому толкованию, «суверенное равенство» государств должно означать, что:
1) государства юридически равны;
2) они пользуются всеми правами, которые вытекают из их суверенитета;
3) личность государства должна уважаться, так же как его территориальная целостность и политическая независимость;
4) государство должно
в международном общении
Это толкование полностью сохраняет свое значение и поныне.
В свою очередь, согласно Декларации о принципах международного права 1970 г., основное содержание рассматриваемого принципа сводится к следующему.
Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и одинаковые обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера (п.1).
Понятие суверенное равенство включает, в частности, следующие элементы:
a) государства юридически равны;
b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
c) каждое государство
обязано уважать
d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосвенны;
e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Поясним, что выражение о том, что государства «имеют одинаковые права и одинаковые обязанности», касается норм общего международного права, т.е. норм, установленных международным сообществом государств в целом. Ныне они общепризнанны в качестве не только конвенционных, но и обычноправовых норм.
Однако одинаковость прав
и обязательств государств по общему
международному праву вовсе не означает,
что государства не могут брать
на себя по локальным соглашениям
новые международные
2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы.
В период между двумя мировыми
войнами предпринимались
В дальнейшем, данный принцип международного права был конкретизирован в таких авторитетных международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г., Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г., Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.
Суть данного принципа заключается в следующем:
а) агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву;
б) государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн;
в) каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения государственных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров;
г) каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий;
д) государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы;
е) каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;
ж) каждое государство обязано
воздерживаться от организации или
поощрения организации
з) каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны либо террористических актах в другом государстве.
3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств.
Содержится в Уставе
ООН (ст.2 п.7)
Декларации о принципах МП, касающаяся
дружественных отношений между государствами
в соответствии с Уставом ООН;
Декларации принципов Заключительного
акта Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европе
Нормативное содержание принципа включает
в себя :
Обязанность государств не вмешиваться
прямо или косвенно по какой бы то ни было
причине во внутренние и внешние дела
другого государства.
Вмешательство - любые меры государств
или международных организаций препятствующие
субъекту МП решать дела, по существу входящие
в его внутреннюю компетенцию. Вследствие
этого вооруженное вмешательство и все
другие формы вмешательства или всякие
угрозы, направленные против правосубьектности
государства или против его политических,
экономических и культурных основ, являются
нарушением международного права.
Однако, если существует угроза миру н,
нарушению мира или акт агрессии, могут
быть приняты меры принудительного характера
в соответствии с гл. VII; Устава ООН. Поэтому
принцип невмешательство не носит характер
территориальности.
0бязанность государств ни применять,
ни поощрять применение экономических,
политических мер или мер любою иного
характера с целью добиться подчинения
себе другого государства в осуществлении
им своих суверенных прав и получения
от него каких бы то ни было преимуществ.
Ни одно государство не должно также организовывать,
помогать, разжигать, финансировать, поощрять
или допускать вооруженную, подрывную
или террористическую деятельность, направленную
на изменение строя другого государства
путем насилия, а также вмешиваться во
внутреннюю борьбу в другом государстве.
Право государств выбирать свою политическую,
экономическую, социальную и культурную
систему без вмешательства в какой-либо
форме со стороны какого - бы то ни было
другого государства.
4. Принцип мирного
разрешения международных
Усилия межправительственных организаций системы ООН по разрешению межгосударственных конфликтов прославились своей широкой известностью и одобрением международной общественности.
Несмотря нато что
средства мирного урегулирования межгосударственных
разногласий вырабатывались в течение
чуть ли не всего исторического развития,
международно-правовая норма императивного
характера о мирном разрешении межгосударственных
споров сформировалась сравнительно недавно.
Становление этой нормы принято
связывать с подписанием
Учредительные документы межправительственных организаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров, так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. Наиболее широкая компетенция в области мирного разрешения споров закреплена в Уставе самой Организации Объединенных Наций. В нем общий подход в отношении мирного разрешения споров основан на четком определении обязательств ООН и обязательств государств-членов. В силу этого Устав ООН закрепляет мирное урегулирование споров и как цель организации (ст. 1), и как принцип поведения государств-членов (ст. 2, п. 3).
Мирное разрешение
споров скорее не цель, но средство достижения
главной цели – поддержания мира
и международной безопасности. В
Уставе ООН четко проведена мысль,
что в отношении
В уставах специализированных учреждений компетенция международных организаций в области мирного разрешения споров определена на более узкой основе и касается лишь споров в специальных сферах сотрудничества – ст. 84–88 Устава ИКАО, ст. IX Устава МБРР, ст. 187–189 Устава МАГАТЭ, ст. 16–18 Генерального соглашения по тарифам и торговле, ст. 26 Устава МОТ и т. д.
Уставные положения
по поводу мирного разрешения споров
в системе ООН получили развитие
в нормах права международных
организаций. Этими нормами служат
положения резолюций-
Последние десятилетия
в системе ООН были отмечены особым
вниманием к вопросам разрешения
споров, в том числе и к вопросам
совершенствования нормативно-
В Манильской декларации 1982 года в разделе 1 очерчен круг норм международного публичного права, на базе которых должен разрешаться любой международный конфликт. Прежде всего среди этих норм называются основные принципы международного права, носящие императивный характер.
Наряду с императивными нормами в Манильской декларации обозначены и общие принципы права – добросовестность и справедливость – как нормативные основания разрешения любого межгосударственного конфликта.
Нормативно-правовое
закрепление общих принципов
права в международно-правовых системах
происходило в основном за счет решений
межправительственных организаций, в
том числе и учреждений системы
ООН. При этом особо важную роль играют
те резолюции и решения
Таким образом, межправительственные
организации системы ООН
5. Принцип добросовестного выполнения международных
обязательств.
Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров – pacta sunt servanda, появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.
Принцип
добросовестного соблюдения международных
договоров имеет длительную историю.
Заключение первых международных договоров
обусловило необходимость их выполнения,
поскольку нарушение