Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 23:47, курсовая работа
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация – одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
Огромное значение играет принцип разделения властей в жизни всякого общества, его принципиально особое место в государства вызывают необходимость всестороннего изучения в рамках данной курсовой работы.
Введение………………………………………………………………………..
4
Глава 1. Разделение властей….………………………....................................
5
1. 1. Зарождение института разделения властей ………………….…...
5
1. 2. Возникновение и развитие теории разделения властей ………....
7
1. 3. Возникновение разделения властей в Российской
Федерации…………………………………………………………...
9
Глава 2. Система разделения властей……………………………………….
13
2. 1. Теория разделения властей: генезис и основные положения……
13
2. 2. Виды властей: законодательная, исполнительная, судебная…….
15
2. 3. Современное состояние системы разделения властей……………
17
Глава 3. Принцип разделения властей………………………………………
19
3. 1. Принцип разделения властей: истоки, содержание, назначение...
20
3. 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации………….
21
3. 3. Особенности применения принципа разделения властей в
Российской Федерации……………………………………………..
24
Заключение……………………………………………
Введение………………………………………………………… |
4 |
Глава 1. Разделение властей….………………………............ |
5 |
1. 1. Зарождение института разделения
властей ………………….…... |
5 |
1. 2. Возникновение и развитие теории разделения властей ……….... |
7 |
1. 3. Возникновение разделения властей в Российской Федерации……………………………………………………… |
9 |
Глава 2. Система разделения властей………………………………………. |
13 |
2. 1. Теория разделения властей: генезис и основные положения…… |
13 |
2. 2. Виды властей: законодательная, исполнительная, судебная……. |
15 |
2. 3. Современное состояние системы разделения властей…………… |
17 |
Глава 3. Принцип разделения властей……………………………………… |
19 |
3. 1. Принцип разделения властей: истоки, содержание, назначение... |
20 |
3. 2. Принцип разделения властей в Российской Федерации…………. |
21 |
3. 3. Особенности применения принципа разделения властей в Российской Федерации…………………………………………….. |
24 |
Заключение…………………………………………………… |
27 |
Библиографический список……………………………………………….... |
28 |
Введение
Принцип разделения властей становится одним из эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация – одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.
Огромное значение играет принцип разделения властей в жизни всякого общества, его принципиально особое место в государства вызывают необходимость всестороннего изучения в рамках данной курсовой работы.
Основной целью данной работы является зарождение, строение, характеристика, современное состояние и особенности применения принципа разделения властей в Российской Федерации.
Соответственно в рамках первой главы будет рассмотрено разделение властей, зарождение института разделения властей, возникновение и развитие теории разделения властей, а особенно в Российской Федерации.
Во второй главе будут даны понятия о системе разделения властей, генезисе и основных положениях теории разделения властей, виды властей: законодательная, исполнительная, судебная, проведен сравнительный анализ современного состояния системы разделения властей.
В третьей главе будет показан принцип разделения властей, его истоки, содержание и назначение, а также на примере Российской Федерации показан принцип разделения властей и особенности его применения в данной время.
В качестве основополагающих источников в курсовой работе будет использованы Конституция Российской Федерации, Государственное право Российской Федерации под редакцией О.Е. Кутафина, Клименко А.В., Румыниной В.В. Методическое пособие по теории государства и права, Комаровой С.А. Общая теория государства и права, Марченко М.Н. Теория государства и права, а также ряд других источников по теории государства и права.
Глава 1 Разделение властей
«Разделение властей», теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.
1. 1. Зарождение института
Разделение властей – это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.
Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы.1 Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии — стратегов и архонотов. Контроль за всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей и была ли эта деятельность правильной.
В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования. Второй по значимости государственный орган в Римской республике — это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие (кроме диктаторов). Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Народное собрание обладало правом принятия законов. Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов (за исключением приказов диктаторов). Они могли налагать вето на постановления сената. Помимо того, трибун был наделен правом арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом. Помимо трибун каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора сроком на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сената и исключали из него недостойных.2
В средние века роль противовеса неограниченной власти монарха частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением церковь нередко вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые, монарх давал на кресте нередко, обязывали его к обязательному выполнению их. И как бы там ни было, принимая какое либо решение, монарх должен был обращать внимание на церковные правила. Так же церковные нормы нередко регулировали отношения и в обыденной жизни. Церковные труды являлись одно время источником права (а в мусульманских странах это чуть ли не единственный источник права и по сей день). Ко всему прочему в некоторых странах главы церквей обладали правом печалования (отмена смертного приговора, утвержденного государем). Позже, конечно, церковь утратила свое значение, но в определенное время развития истории влияние церкви и церковных догм было велико.
Помимо церкви ограничить власть правителя пытались и его подданные того или иного государства. В результате таких попыток в Англии, а позже и во Франции появились сословно-представительные институты. (В Англии – парламент; во Франции – генеральные штаты).
Как в Англии, так и во Франции главной целью парламента (во Франции генеральных штатов) первоначально было взятие под свой контроль распоряжение финансами. Единственное же, что смогли получить они первоначально, это контроль за налогами. Таким образом, они могли всего лишь одобрять новые налоги, либо не одобрять. Но в последствие из этого права вырос полноценный законодательный орган.
В полной мере принцип разделения властей был впервые реализован в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года.
Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом “Новом свете” появилось “новое” по своей сути государство.
1. 2 Возникновение и развитие теории разделения властей
Помимо просто объективных исторических процессов, которые вели народы к реализации принципов демократического, правового государства, существовали также и теоретические учения о том, каким должно быть государство, как оно должно строиться и как управляться. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства.
В своей книге «Политика» Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя». А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...». Цицерон говорил о государстве как о правовом общение и общем порядке.3
Государственно-правовые институты древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период разложения феодализма идеи правового государства изложили мыслители того времени: Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своих работах они доказывали преимущество республики перед другими формами государства. Главной задачей государства они провозглашают обеспечение прав и свобод граждан.
В период ранних буржуазных революций в развитии концепции правового государства значительный вклад внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Г. Гобс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политической мысли. Они излагались в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев теории Монтескье), Пестеля, Муравьева.
Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Котлярского, Новгородцева, Муромцева, Гессена, Шерминевича, Чичерина, Бердяева.
Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие учения о правовом государстве. Однако интересующее нас разделения властей затрагивали лишь некоторые из них.
Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632-1704). Локк в своих взглядах во многом придерживался позиции Гоббса, сторонника теории общественного договора. Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.
«Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства», - констатирует Дж. Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти».
Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Еще в 1721 году в своих «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш.-Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов» (работа над которым шла около 20 лет), в которой помимо критики абсолютизма он противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей.
1. 3 Возникновение Разделения властей в
Российской Федерации
Из российской истории. Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций, особенности ее исторического развития. В противовес этому порой указывают на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти действительно имели место. Им можно найти подтверждение и в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда, не способствовали к каким бы, то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и последующего создания централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило возможность разделения властей.