Правоограничения государственных
служащих (их надо отличать от
ограничений поступления на государственную
службу) обусловлены особенностями
государственной службы и имеют
целью обеспечение ее эффективного
функционирования. Государственная
служба неотделима от осуществления
государственной власти. Поэтому
должны быть определенные, в частности,
правовые препятствия всегда
возможному злоупотреблению принадлежностью
к этой власти. Установленные
правоограничения заключаются в
основном в том, что государственный
служащий не вправе:
а) заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме
педагогической, научной и иной
творческой деятельности;
б) быть депутатом
законодательного (представительного)
органа Российской Федерации
аналогичных органов, ее субъектов
и органов местного самоуправления;
в) заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через
доверенных лиц;
г) состоять членом
органа управления коммерческой
организации, если иное не предусмотрено
федеральным законом или если
ему в установленном порядке
не поручено участвовать в
управлении этой организацией;
д) быть поверенным
или представителем по делам
третьих лиц в государственном
органе, в котором он состоит
на государственной службе либо
который непосредственно подчинен
или непосредственно подконтролен
ему;
е) использовать в
неслужебных целях средства материально-технического,
финансового и информационного
обеспечения, другое государственное
имущество и служебную информацию;
ж) получать гонорары
за публикации и выступления
в качестве государственного
служащего;
з) получать от физических
юридических лиц вознаграждения,
связанные с исполнением должностных
обязанностей, в том числе и
после выхода на пенсию (подарки,
ссуды, услуги и др.);
и) принимать участие
в забастовках;
к) использовать свое
служебное положение в интересах
политических партий, общественных,
в том числе религиозных объединений,
для пропаганды отношений к
ним.
Для федеральных государственных
служащих установлен ряд запретов
относительно получения ими без
должного разрешения иностранных
наград и знаков отличия иностранного
государства; загранкомандировок
за счет юридических лиц и
граждан, за исключением служебных
поездок в установленных случаях;
совершения определенных действий
в отношениях с религией.
Установленные ограничения
не преследуют цели ущемления
гражданских прав государственных
служащих и направлены на обеспечение
независимости их служебной деятельности,
против коррупции, на создание
нормальных условий для работы
государственного аппарата.
Вышеназванные ограничения
адресованы государственным служащим,
занимающим государственные должности
государственной службы, и не
распространяются на служащих государственных
предприятий, учреждений и организаций.
Прохождение государственной
службы отдельными категориями
служащих связано с их периодической
аттестацией, повышением квалификации
в специально созданных учебных
заведениях, на курсах и т.д.
2. АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ И ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ
РАЗРЯДОВ
Аттестация проводится для
определения уровня профессиональной
подготовки и соответствия государственного
служащего занимаемой государственной
должности государственной службы,
а также для решения вопроса
о присвоении государственному служащему
квалификационного разряда. Она
должна проводиться не чаще одного
раза в два года, но не реже одного
раза в четыре года.
Огромная значимость
для государственных служащих
аттестации, в результате которой
затрагиваются их служебные и
личные интересы, обусловила то,
что порядок и условия ее
проведения устанавливаются федеральными
законами и законами Российской
Федерации.
Оценка деятельности
государственного служащего и
рекомендации по результатам
аттестации выносится создаваемыми
аттестационными комиссиями. По
результатам аттестации руководитель
органа принимает решение, учитывающее
также рекомендации аттестационной
комиссии.
Государственные служащие
повышают квалификацию в различных
учебных заведениях: Российской
академии государственной службы
при Президенте Российской Федерации,
Академии народного хозяйства
при Правительстве Российской
Федерации, институтах повышения
квалификации государственных служащих,
функционирующих в различных
регионах.
Законодательством предусмотрено
несколько путей выявления соответствия
работником занимаемой должности
или выполняемой работе:
1) установление испытательного
срока при приеме на работу;
2) зависимость ненадлежащего
исполнения своих обязанностей
от причины: халатное отношение
к исполнению своих обязанностей
является нарушением трудовой
дисциплины; невозможность надлежащим
образом выполнять свои обязанности
из-за недостаточной квалификации
или состояния здоровья;
3) это могут быть установленные
законодательством конкретные требования
к наличию определенных документов,
удостоверяющих квалификацию работника,
требования к стажу работы
по определенной должности.
На практике достаточно сложно
определить причину ненадлежащего
исполнения своих обязанностей, а
поэтому проведение аттестации является
наиболее объективным способом определения
соответствия работника занимаемой
должности.
Методы регулирования
законодательством вопроса о
проведении аттестации различны.
Как общее правило, это локальный
метод регулирования. Каждый работодатель
имеет право использовать аттестацию
для определения соответствия
работника занимаемой должности
или выполняемой работе. Для этого
должны быть изданы и утверждены
локальные нормативные акты: положение
о проведении аттестации; составлены
списки работников, проходящих аттестацию;
утвержден график прохождения
аттестации; сформирована аттестационная
комиссия.
Специальными нормативными
актами предусмотрен централизованный
метод регулирования данного
вопроса для определения категорий
работников. Например, уровень квалификации
государственных служащих определяется
путем проведения аттестации
независимо от занимаемой ими
государственной должности в
соответствии с Положением о
проведении аттестации федерального
государственного служащего, утвержденным
Указом Президента РФ от 9 марта
1996 г. № 353. В обязательном порядке
проводится также аттестация
и в отдельных государственных
органах, например, в таможне предусмотрена
аттестация сотрудников в соответствии
с Федеральным законом от 21.07.1997
г. № 114-ФЗ «О службе в
таможенных органах Российской
Федерации».
По результатам аттестации
работнику даются различные оценки:
- «не соответствует занимаемой
должности»;
- «соответствует занимаемой
должности»;
- «рекомендован для продвижения».
Таким образом, аттестация
работников является в одних
случаях правопрекращающим юридическим
фактом; в других – правоподтверждающим
юридическим фактом; в третьем
– может быть правоизменяющим
юридическим фактом в связи
с рекомендацией аттестационной
комиссии.
Для определения уровня
профессиональной подготовки и
соответствия государственного
служащего занимаемой государственной
должности государственной службы,
а также для решения вопроса
о присвоении государственному
служащему квалификационного разряда
проводится его аттестация (ст. 24
федерального закона РФ 199-ФЗ 1995 г.).
Аттестация проводится не чаще
одного раза в два года, но
не реже одного раза в четыре
года. Федеральный закон РФ 199-ФЗ
1995 года установил правило, что
порядок и условия проведения
аттестации устанавливаются федеральными
законами и законами субъектов
Российской Федерации, однако
дополнительное правовое регулирование
пока осуществлено указом Президента
РФ от 9 марта 1996 г. N 353, которым
утверждено Положение о проведении
аттестации федерального государственного
служащего, и ведомствами. То
есть исполнительной властью.
При аттестации государственного
служащего в Аттестационную комиссию
на него представляется характеристика,
в которой отражается деятельность
по выполнению должностных обязанностей,
в том числе соблюдение законности,
служебной и исполнительской
дисциплины. В частности, типовая
Характеристика профессиональных,
деловых и личностных качеств
на должностное лицо при присвоении
ему очередного специального
звания утверждена указанием
Государственного таможенного комитета
РФ от 17 марта 1995 г. N 01012/484. В Государственном
таможенном комитете России существует
Центральная комиссия по аттестации
специалистов по таможенному
оформлению (ЦКАСТО ГТК России). Квалификационные
характеристики должностей руководителей
и специалистов системы МПС утверждены
указанием Министерства путей сообщения
РФ от 18 октября 1996 г. N А-914у.
По результатам государственного
квалификационного экзамена или
аттестации государственным служащим
присваиваются квалификационные
разряды (п.1 ст. 7 Федерального закона
РФ 119-ФЗ 1995 г.).
Квалификационные разряды
государственных служащих указывают
на соответствие уровня профессиональной
подготовки государственных служащих
квалификационным требованиям, предъявляемым
к государственным должностям
государственной службы соответствующих
групп.
Государственным служащим
могут быть присвоены следующие
квалификационные разряды:
- действительный государственный
советник Российской Федерации
1, 2 и 3-го класса - государственным
служащим, замещающим высшие государственные
должности государственной службы;
- государственный советник
Российской Федерации 1, 2 и 3-го
класса - государственным служащим,
замещающим главные государственные
должности государственной службы;
- советник Российской
Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным
служащим, замещающим ведущие государственные
должности государственной службы;
- советник государственной
службы 1, 2 и 3-го класса - государственным
служащим, замещающим старшие государственные
должности государственной службы;
- референт государственной
службы 1, 2 и 3-го класса - государственным
служащим, замещающим младшие государственные
должности государственной службы
(п. 3 ст.7 Федерального закона РФ 119-ФЗ
1995 г.).
Сравним некоторые
характеристики аттестации в
Российской Федерации и зарубежных
странах.
В США проводятся
письменные экзамены на соответствие
занимаемой должности проводятся
ежегодно, из-за чего текучесть
кадров в государственном аппарате
велика. Повышение квалификации, как условие
качественного труда государственного
служащего особенно четко отражено в законодательстве
Японии. В ее законе есть часть 5: Потенциал:
в которой закреплена обязанность служащего
повышать свою квалификацию. Забота о
том, чтобы не отбросить слабо успевающего
государственного служащего проявляется
в пункте 3 ст.72: премьер-министр должен
готовить предложения и принимать надлежащие
меры о поощрении лиц с выдающимися успехами
по службе и способах исправления лиц
с особо малыми успехами. Во Франции паритетная
административная комиссия контролирует
списки профессиональной пригодности
государственных служащих (ст. 128).
По вопросу, касающемуся
государственного заказа на профессиональную
переподготовку и повышение квалификации
государственных служащих федеральных
органов исполнительной власти,
издано Постановление Правительства
РФ от 14 февраля 2001 г. N 109.
3. ПООЩРЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Стимулы можно подразделить
на три группы: а) льготы; 6) меры поощрения;
в) меры правовой ответственности. Они
различны и, как правило, устанавливаются
применительно к тем или иным
категориям государственных служащих.
В частности, федеральные государственные
служащие имеют право на ежегодную
оплату стоимости проезда к месту
отдыха и обратно; на медицинское
обслуживание, в том числе членов
семьи, за счет средств республиканского
бюджета; в установленных случаях
льготы по налогообложению, на жилую
площадь в виде отдельной квартиры
или дома, построенных за счет средств
республиканского бюджета. Предусмотрены
надбавки к должностным окладам
за особые условия службы, выслугу
лет, классный чин, а также денежные
выплаты по итогам службы за квартал
и год, и др.
Общие меры поощрения
установлены законодательством
о труде, специальные — правовыми
актами, предусматривающими особенности
правового статуса конкретных
категорий государственных служащих.
Общими мерами поощрения
являются денежная премия, объявление
благодарности, награждение ценным
подарком и др. К служащим могут
быть применены также меры
поощрения в виде награждения
орденами и медалями, присвоения
почетных званий, присуждения государственных
премий.