Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является исследовать административно-правовой статус органов исполнительной власти в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти;
2. Исследовать содержание административно-правового статуса
органов исполнительной власти: Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления

Содержание

Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 5
1.1. Понятие «Органы исполнительной власти» 5
1.2. Содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 8
2. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти 14
2.1. Административно-правовой статус Президента РФ 14
2.2. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти России 18
2.3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ 23
2.4. Административно-правовой статус органов местного самоуправления 27
Заключение 30
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Адм. право Тема 5. Административно-правовой статус органов исполнительной власти в России.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. По законодательству РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Законодательством РФ представительному органу муниципального образования предоставляется право «удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)»47. Законодатель определил следующие основания для принятия такого решения:

1. Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление следующих последствий

2. Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством РФ, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий.

3. Неудовлетворительная оценка деятельности главы представительным органом МО по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом МО, «данная два раза подряд».

Заключение

 

Понятие «исполнительная  власть» не аналогично понятию «орган исполнительной власти». Исполнительные органы власти являются только носителями волевого распоряжения вышестоящих органов государства. В целом система органов исполнительной власти образует саму исполнительную власть. Исполнительный орган государственной власти предназначен выполнять организационные и обеспечивающие функции в рамках системы управления всей исполнительной властью.

Орган исполнительной власти представляет собой такую  организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.

Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.

Исходя из характеризующих  критериев органы исполнительной власти подразделяются на следующие виды:

1. По характеру компетенции - общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.

2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);

б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации).

3. По источнику финансирования (из какого бюджета) - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

4. По территориальному масштабу деятельности - федеральные, региональные, субъектов Российской Федерации.

Проблема определения  содержания административно-правового  статуса органа исполнительной власти в научной литературе остается одной  из самых дискуссионных.

Представляется, что административно-правовой статус органа исполнительной власти составляют цель и задачи; функции; полномочия, совокупность которых представляет компетенцию.

Все элементы взаимосвязаны  между собой, один проистекает из другого: цель всегда определяет задачи, на основе которых формулируются функции, каждая из которых обеспечивается необходимыми полномочиями. Именно с их анализа и должно начинаться составление положения, закрепляющего статус органа в системе государственного управления. Кроме этого, существуют элементы, которые, не являясь частью административно-правового статуса органа, влияют на него, часто даже определяют его содержание. Прежде всего, указанную группу составляют категории организационно-правового характера.

Во второй главе  курсовой работы достаточно подробно исследованы вопросы содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти: Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые, конструируется совокупностью цели и задачами, функциями деятельности органов исполнительной власти, а также их полномочиями.

В настоящее время в РФ существует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти. Она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения властей, как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе).

Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных прежде всего с дублированием функций  и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы, например, совместного ведения федерации и субъектов РФ. Подобные вопросы должны обязательно решаться, уточняться и конкретизироваться в процессе законотворчества. Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят  темпы социально-экономических  и других преобразований в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (прин. 12.12.1993) (с попр. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - N 7. - 2009. - 21 января.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2011. - N 1. - С. 1.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 04.12.2012.
  4. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 07.05.2009 N 90-ФЗ //  Российская газета. - 2009. – 13 мая.
  5. Федеральный закон от 03.06.2009 N 102-ФЗ (ред. от 17.12.2009) Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики // Парламентская газета. - 2009. - N 73-74.
  6. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 N 2446-1 (ред. от 26.06.2008)  // Российская газета. - 2008. - 28 июня.
  7. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 07.09.2010) // Российская газета. N 207. 15.09.2010.
  8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. –2010. -N 26. -С. 3331.
  9. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров: Указ Президента РФ от 25.08.2008 N 1252 (ред. от 14.02.2012) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2012.
  10. О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации (вместе с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 17.10.2008 N 1489 (ред. от 18.10.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. - N 43. - С. 6021.
  11. Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 441 // Российская газета. - 2009. - 28 апреля.
  12. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 01.09.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. N 37. - С. 4996.
  13. О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 (ред. от 01.09.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 37. - С. 4996.
  14. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 477 (ред. от 07.09.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 37. - С. 5263.
  15. Об утверждении Положения о контрольном управлении мэра и правительства Москвы: Постановление правительства Москвы от 3 февраля 2009 года N 64-ПП // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Электрон. дан. (1 файл). 2009.
  16. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Электрон. дан. (1 файл). 2012.
  17. О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Электрон. дан. (1 файл). 2012.

 

2. Научная литература и материалы периодической печати

 

  1. Административные реформы в России: история и современность / Под ред. Р. Н. Байгузина,- M., 2006. – 352 с.
  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 4-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. – 586 с.
  3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. - 540 с.
  4. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2006. - 532 с.
  5. Бачило И.Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). - М., 1976. - 200 с.
  6. Бачило И.Л. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации // Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. - М.: Юристъ, 1998. – 248 с .
  7. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб.: Изд-во «Юридический центр «Пресс», 2004. - 752 с.
  8. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - М.: Юстицинформ, 2007. - 400 с.
  9. Калинина Л.А. Функции исполнительной власти: проблемы теории и практики // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Отв. ред. Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. - М.: Юристъ, 2004. - 390 с.
  10. Козлов Ю.М. Органы советского государственного управления (понятие и конституционная система). - М., 1960. - 358 с.
  11. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 1008 с.
  12. Лазарев Б.М. Компетенция органов государственного управления. - М., 1972. – 192 с.
  13. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Электрон. дан. (1 файл). 2009. - С. 54.
  14. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. - 2006. - N 11. - С. 4-10.
  15. Правдин Д.Г. Правовое регулирование взаимодействия представительного и исполнительно-распорядительного органов в муниципальном образовании в Российской Федерации / под ред. Г.Н. Комковой. - М.: ДМК Пресс, 2012. – 324 с.
  16. Пузанов И.Е. Силовые структуры - проблемы, задачи, результа<span class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043

Информация о работе Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти