Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель курсовой работы является исследовать административно-правовой статус органов исполнительной власти в РФ.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти;
2. Исследовать содержание административно-правового статуса
органов исполнительной власти: Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления
Введение 3
1. Понятие органов исполнительной власти и содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 5
1.1. Понятие «Органы исполнительной власти» 5
1.2. Содержание административно-правового статуса органа исполнительной власти 8
2. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти 14
2.1. Административно-правовой статус Президента РФ 14
2.2. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти России 18
2.3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ 23
2.4. Административно-правовой статус органов местного самоуправления 27
Заключение 30
Список источников и литературы
Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. По законодательству РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Законодательством РФ представительному органу муниципального образования предоставляется право «удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)»47. Законодатель определил следующие основания для принятия такого решения:
1. Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление следующих последствий
2. Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством РФ, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий.
3. Неудовлетворительная оценка деятельности главы представительным органом МО по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом МО, «данная два раза подряд».
Заключение
Понятие «исполнительная власть» не аналогично понятию «орган исполнительной власти». Исполнительные органы власти являются только носителями волевого распоряжения вышестоящих органов государства. В целом система органов исполнительной власти образует саму исполнительную власть. Исполнительный орган государственной власти предназначен выполнять организационные и обеспечивающие функции в рамках системы управления всей исполнительной властью.
Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.
Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.
Исходя из характеризующих критериев органы исполнительной власти подразделяются на следующие виды:
1. По характеру компетенции - общей компетенции, отраслевой, межотраслевой, специальной, функциональной, а также смешанной компетенции.
2. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
а) единоначальные (министерства, федеральные службы и другие);
б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации).
3. По источнику финансирования (из какого бюджета) - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.
4. По территориальному масштабу деятельности - федеральные, региональные, субъектов Российской Федерации.
Проблема определения содержания административно-правового статуса органа исполнительной власти в научной литературе остается одной из самых дискуссионных.
Представляется, что административно-правовой статус органа исполнительной власти составляют цель и задачи; функции; полномочия, совокупность которых представляет компетенцию.
Все элементы взаимосвязаны между собой, один проистекает из другого: цель всегда определяет задачи, на основе которых формулируются функции, каждая из которых обеспечивается необходимыми полномочиями. Именно с их анализа и должно начинаться составление положения, закрепляющего статус органа в системе государственного управления. Кроме этого, существуют элементы, которые, не являясь частью административно-правового статуса органа, влияют на него, часто даже определяют его содержание. Прежде всего, указанную группу составляют категории организационно-правового характера.
Во второй главе курсовой работы достаточно подробно исследованы вопросы содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти: Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти России, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые, конструируется совокупностью цели и задачами, функциями деятельности органов исполнительной власти, а также их полномочиями.
В настоящее время в РФ существует и функционирует довольно сложная система исполнительной власти. Она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения властей, как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе).
Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы, например, совместного ведения федерации и субъектов РФ. Подобные вопросы должны обязательно решаться, уточняться и конкретизироваться в процессе законотворчества. Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических и других преобразований в России.
Список источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
2. Научная литература и материалы периодической печати
Информация о работе Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти