Стадии административного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение стадий административного процесса.
Для достижения поставленной цели, требуется решить ряд задач: -
- определить сущность административного процесса;
- рассмотреть понятие и признаки административного правонарушения;
- определить участников административного процесса;

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Административный процесс..................................................................5
Понятие и сущность административного процесса………………….…5
Понятие и признаки административного правонарушения..………….10
Участники административного процесса……………………………..…19
Глава 2. Стадии административного процесса..................................................27
2.1. Возбуждение производства по административному
правонарушению……………………………………………………………….27
2.2. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению…………………………………………………………………...33
2.3. Рассмотрение дела об административном правонарушении………..….34
2.4. Обжалование и опротестование решения по делу……………………….38
2.5. Исполнение решения по административному делу……………………..40
Заключение…………………………………………………………………...….42
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.26 Кб (Скачать файл)

Также споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых вынесенных последними. Среди них, ненормативные акты Правительства, министерств и ведомств, или региональных органов исполнительной власти, нормативные акты, что нарушают права иных органов, организаций и граждан. К примеру, согласно статье 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» «акты Правительства РФ могут быть обжалованы в Конституционный Суд и Высший Арбитражный Суд согласно их юрисдикции и в административные суд.» [9]

Третье - это тематические споры. Практика показывает, немалые объёмы правонарушений бюджетного, налогового, санитарно-эпидемиологического, экологического, таможенного законодательства. И здесь административное судопроизводство могло бы существенным образом помочь устойчивости императивных норм.

И четвертое, в сфере административного судопроизводства могут быть споры относительно компетенции в системе органов исполнительной власти. Также в случаях нарушений компетенции, вмешательства, подмены, воспрепятствования и использования полномочий очень много в отношениях между Президентом РФ, Правительством РФ и министерствами, ведомствами. В субъектах Федерации много скрытых и явных конфликтов между губернатором (главой администрации) и его департаментами, управлениями. Сохраняют остроту административные споры «по вертикали» между однородными федеральными и региональными органами. Сейчас они разрешаются или неформальными средствами, либо с помощью согласительных комиссий.

 

    1. Понятие и признаки административного правонарушения

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если эти они по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. [26]

«Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.

1. Общественная опасность  административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным  отношениям,  охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

2. Административное правонарушение  – это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы  права. Административная ответственность  установлена за нарушения норм  различных отраслей права – административного, земельного, экологического и других. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.

3. Административное правонарушение  может быть совершено 
только виновно. Вина – это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

4. Наказуемость заключается  в том, что только то деяние  может быть признано административным  правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Административное правонарушение как основание административной ответственности, содержит юридический состав, то есть определенные элементы только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного взыскания. К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, за нарушения которых установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, то есть все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП и законодательными актами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. В качестве родового объекта выступают общественные отношения, объединенные КоАП в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка. Непосредственные объекты конкретизируются применительно к конкретным статьям КоАП (например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума).

 Объективная сторона  административного правонарушения  характеризует его как противоправный  акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя, выражающийся в действии или бездействии. Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними. [17, c 54]

Объективная сторона, составтоит в делении правонарушений на материальные и формальные. Для привлечения к ответственности норм с формальным составом необходимо наличие самого факта нарушения правовой нормы, независимо от наступивших последствий (к примеру, управление транспортными средствами водителями, которые находятся в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, которое находится в состоянии опьянения). Нормы материального состава включают в себя противоправное деяние, наступившие последствия, а также связь между ними (например, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение материального ущерба).

Важным вопросом является вопрос о субъектах административного правонарушения. Согласно КоАП субъектами административной ответственности могут быть и физические, и юридические лица.

«Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административ ное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.


Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Признание юридического лица субъектом административной ответственности в КоАП означает, что в случае привлечения юридического лица к административной ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Например, юридическое лицо, как и физическое, не может нести дважды административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, как и физическое лицо, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.» [3]

Субъективная сторона административного правонарушения состоит из вины правонарушителя, мотива совершения правонарушения и его цели. Вина правонарушителя - основной элемент субъективной стороны административного правонарушения и выражается в форме умысла или неосторожности.

Данное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Указанное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя Должно было и могло их предвидеть.

В качестве критерия деления административных правонарушений на виды выступает родовой объект, то есть общественные отношения в конкретной области государственной и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений, в зависимости от родового объекта, объединены в КоАП в главы раздела II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений.

«1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Глава 5. ст.ст. 5.1-5.44). К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; вмешательство в работу избирательной комиссии; незаконное использование денежных средств кандидатом, и другие.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье,  санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (Глава 6. ст.ст. 6.1-6.14). Они включают, в частности: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией,  венерической  болезнью  и  контактов,  создающих опасность заражения; занятие проституцией; незаконное занятие частной медицинской практикой; незаконное приобретение либо хранение, употребление и продажа наркотических и психотропных веществ, их аналогов, и ряд других.

3. Административные правонарушения  в области охраны собственности (Глава 7. ст.ст. 7.1-7.28). Это, в частности: самовольное занятие земельного участка; нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий, и зон их охраны и другие.

4. Административные правонарушения  в области охраны окружающей природной среды и природопользования (Глава 8. ст.ст. 8.1-8.40) Эти правонарушения, в частности, включают: несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и другие.

5. Административные правонарушения  в промышленности, строительстве  и энергетике (Глава 9. ст.ст. 9.1-9.14) К  ним, в 
частности,  относятся: нарушение  требований  промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, и ряд других.

6. Административные правонарушения  в сельском хозяйстве, 
ветеринарии и мелиорации земель (Глава 10. ст.ст. 10.1-10.14). 
Это, в частности: нарушение правил борьбы с карантинными, 
особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, и другие.

7. Административные правонарушения  на транспорте (Глава 11. ст.ст. 11.1-11.29). Они, в частности, включают такие  правонарушения, как: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил использования воздушного пространства; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте, и ряд других.

8. Административные правонарушения  в области дорожного движения (Глава 12. ст.ст. 12.1-12.36). К ним относятся, в частности, такие правонарушения, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном  порядке; управление транспортным  средством с нарушением правил  установки на нем государственных  регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения и другие правонарушения в данной области.

Информация о работе Стадии административного процесса