Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2014 в 15:56, реферат
После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения -- ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны.
^ 15.Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника.
Особенности сюжетно-ролевой игры в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.) Характеристика сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности ребенка-дошкольника. Структура сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль.
Характеристика и сущность этапов развития сюжетной игры дошкольника (ознакомительные игры, отобразительные игры, сюжетно-отобразительные игры, сюжетно-ролевые игры). Усложнение содержания сюжетно-ролевых игр детей в младшем, среднем старшем дошкольном возрасте. Уровни реализации игры: уровень элементарного игрового поведения и уровень ролевого поведения.
Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Е. В.Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С. Новоселова о методах организации сюжетно-ролевых игр дошкольников. Сущность прямых и косвенных методов руководства сюжетно-ролевыми играми, их применение в разных возрастных группах ДОУ.
^ 16. Характеристика режиссерских, театрализованных, строительно-конструктивных игр дошкольника, методика руководства ими
Творческая игра в дошкольной педагогике. Отличительные особенности творческой игры. Классификация творческих игр: режиссерская игра; сюжетно-ролевая, театрализованная, строительно-конструктивная.
Режиссерская игра: сущность, отличительные особенности. Содержание режиссерской игры (собственный опыт ребенка; знания, почерпнутые из книг и телепередач; комбинирование впечатлений). Способы осуществления (отдельные эпизоды, цепочки игровых действий). Педагогические условия развития режиссерской игры.Организация режиссерских игр: индивидуальная деятельность, совместная деятельность. Руководство режиссерской игрой.
Театрализованная игра: сущность, особенности. Сюжет театрализованных игр.Развитие различных видов творчества: художественно речевого, музыкально-игрового, танцевального, певческого, сценического. Подготовка детей к участию в театрализованной игре. Виды театрализованных игр: собственное актерство; театр петрушек; театр марионеток; теневой театр; театр на фланелеграфе. Условия развития театрализованных игр.
Строительно-конструктивные игры: сущность, особенности. Виды строительно-конструктивных игр: со специально созданным строительным материалом: напольный, настольный; с природным материалом: с песком, снегом, глиной; с подсобным материалом: коробки, доски, пузырьки и пр. Виды конструирования: по образцу, по заданной теме, по собственному замыслу, по условиям, по моделям. Условия организации строительно-конструктивной игры.
^ 17. Воспитание
и обучение детей раннего
Развитие и воспитание детей раннего возраста. Н.М. Щелованов. Н.М. Аксарина. М.Ю. Кистяковская о необходимости воспитания детей о первых дней жизни. Понятия о госпитализме и причинах его возникновения.
Своеобразие периода раннего детства: быстрый темп физического и психического развития, повышенная ранимость организма, взаимосвязь этих особенностей; впечатлительность, эмоциональность, подражательность; сенсомоторная потребность и формирование на ее основе потребности в общении с окружающими.
Содержание педагогического процесса в группах раннего возраста. Основы организации жизнедеятельности детей раннего возраста в детском саду. Построения режима дня. Физиологическая характеристика бодрствования и сна. Взаимозависимость активного бодрствования и глубокого сна. Особенность режима дня детей первого и второго года жизни. Создание положительного отношения детей к участию в режимных процессах, развитие навыков самостоятельности. Содержание культурно-гигиенических навыков, методика их формирования.
^ 18. Задачи
и содержание социально-
Теоретические основы социально-нравственного воспитания.
Механизм нравственного воспитания. Взаимосвязь нравственных чувств, представлений, привычек и опыта нравственного поведения.
Задачи нравственного воспитания детей. Необходимые условия нравственного воспитания детей: уважение к личности ребенка, организация полезной деятельности, единство требований и пр. Воспитание гуманных качеств. Методы воспитания гуманных чувств, представлений, поведения.
Формирование начал коллективизма. Создание условий для формирования у детей опыта коллективных взаимоотношений. Задачи патриотического воспитания дошкольников. Условия воспитания патриотизма у дошкольников.
Воспитание культуры поведения. Методы и средство воспитания культуры поведения. Воспитание у детей этики межнационального общения. Необходимость единства и разумного соотношения национального и интернационального воспитания детей. Воспитание культуры безопасного поведения.
^ 19 .Задачи
и содержание умственного
Актуальность проблемы умственного воспитания в дошкольном детстве.
Сущность и особенности системы умственного воспитания в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин и др.)
Задачи умственного воспитания: формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира, развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, формирование познавательных интересов, любознательности и действенного отношения к миру предметов и явлений.
Содержание и своеобразный характер знаний детей в раннем и дошкольном детстве. Расширение, углубление и систематизация знаний.
Характеристика основных методов и средств умственного воспитания дошкольников. Роль различных видов деятельности в формировании умственной активности у детей (творческие игры, конструирование, экспериментирование и др.).
^ 20. Задачи
и содержание трудового
Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Трудовое воспитание в системе всестороннего воспитания детей. Своеобразие труда детей.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста: формирование предпосылок трудовой деятельности: практических умений и навыков, организация деятельности планирования, контроля, оценки, целеполагания; воспитание уважения к труду людей, результатам труда, труженику; воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, самостоятельности и др.: воспитание положительных взаимоотношений между детьми.
Виды труда детей дошкольного возраста. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда детей в разных возрастных группах.
Средства трудового воспитания. Методика руководства трудом детей в детском саду. Формы организации труда детей: поручения, дежурства, коллективный труд.
Методы воспитания в труде самостоятельности, трудолюбия, коллективизма, ответственности, самоконтроля, самооценки.
^ 21.Задачи
и содержание художественно-
Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Исследование в области эстетического воспитания ребенка (Л. С. Выготский, Б.М Теплов, А. Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Н Шацкая. Е.А. Флерина, Н.Н. Саккулина, Н. А. Ветлугина и др.)
Основные принципы эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания: развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств и представлений ребенка; приобщение к художественно-творческой деятельности и развитие основ эстетического вкуса, развитие творческих способностей в разных видах деятельности.
Своеобразие детского художественного творчества, основные пути его развития. Единство и взаимодействие обучения умениям и навыкам художественной деятельности и самостоятельности детей в развитии творческих способностей.
Виды детской художественной деятельности. Значение самостоятельной художественной деятельности детей для гармоничного развития личности ребенка и подготовки его к обучению в школе. Индивидуальная работа с детьми разного уровня развития творческих способностей.
Комплексное использование разнообразных средств и методов эстетического воспитания. Система эстетического воспитания в детском саду (В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, НА. Ветлугина).
^ 22.Задачи
и содержание физического
Физическое воспитание как приобщение ребенка к физической культуре. Ребенок как объект и субъект педагогического взаимодействия в процессе физического воспитания. Методологические, естественнонаучные, психолого-педагогические основы физического воспитания. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Задачи и средства физического воспитания, обеспечивающие гармоничное развитие ребенка.
Воздействие средств физического воспитания на развитие функциональных систем. Единство обучения, воспитания и развития в физическом воспитании ребёнка. Педагогические основы обучения в процессе физического воспитания (педагогические закономерности и дидактические принципы физ. воспитания). Тенденции развития физической культуры личности дошкольника. Режим двигательной деятельности детей в различные периоды года. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. Многообразие форм работы по физическому воспитанию и их взаимосвязь, специфика проведения их в разных возрастных группах
Прогулки, экскурсии за пределы детского сада, их значение. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Самостоятельная двигательная деятельность – важнейшее условие современного развития ребёнка. Виды активного отдыха, специфические особенности проведения
^ 23.Взаимодействие
дошкольного учреждения с
Дошкольное образовательное учреждение как тип образовательного учреждения в системе образования России. Виды дошкольных образовательных учреждений. Задачи работы дошкольного образовательного учреждения в «Законе об образовании РФ» и «Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении».
Значение семьи, уникальность семьи как одного из социальных институтов. Основоположники отечественной педагогики о роли семьи в воспитании детей. Проблемы семьи. Необходимость укрепления семьи, охраны материнства и детства, усиления ответственности семьи за воспитание детей.
Программные задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка и их реализация в семье и в детском саду.
^ 24.Организационно-
Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении. Единство целей и задач общественного и семейного воспитания. Сотрудничество детского сада и семьи. Современный подход к сотрудничеству дошкольного учреждения с семьей. Направления, формы и методы организации взаимодействия детского сада и семьи.
Пропаганда педагогических знаний среди родителей (педагогическое просвещение). Повышение педагогической культуры родителей
^ 25. Преемственность
в дошкольном и начальном
Особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми 7-го года жизни. Изменение требований к работоспособности, в содержании, методах и приемах педагогической работы. Повышение требований к работоспособности, произвольности, самостоятельности, ответственности, целеустремленности, объективной самооценке результатов учебной деятельности.
Понятие преемственности. Проблема преемственности в дошкольном и начальном школьном образовании. Методологическая основа преемственности. Организационные аспекты реализации преемственности.
Формирование познавательных интересов и мотивов Ознакомление с жизнью школьников и труда учителей.
Совместная работа семьи, детского сада и других учреждений системы народного образования по подготовке детей к школе. Предшкольная подготовка детей дошкольного возраста.
^ 26. Анализ
и планирование как функции
управления в ДОУ. Создание системы
планирования в дошкольном
Общая характеристика анализ и планирование как функции управления. Общие подходы и требования к планированию работы образовательного учреждения. Определение зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды. Условия эффективности планирования. Объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования; четкое представление результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут; выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей. Определение конкретных конечных результатов планирования.
Виды планирования. Стратегическое, тактическое, оперативное планирование. Создание системы планирования в дошкольном образовательном учреждении. Общая характеристика планов дошкольного образовательного учреждения: программа развития, образовательная программа, годовой план работы и др.
Годовой план ДОУ как вид тактического планирования. Структура и содержание образовательной программы дошкольного учреждения.
Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений и организаций, их правовой статус