Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:03, курсовая работа
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления.
Данные названных исследований позволяют сделать вывод о том, что государственный служащий как потребитель информации не готов ни в организационном, ни в экономическом, ни в социальном плане к внедрению новых информационных технологий в повседневную деятельность госаппарата.
Отсюда возникает проблема востребованности
профессионально подготовленных управленческих
кадров, способных применять и активно
использовать в своей практической деятельности
новые информационные технологии. Согласно
Федеральному Закону “Об информации,
информатизации и защите информации”,
заложившему основу законодательной базы
информационного обеспечения государственного
управления, в условиях, когда “интеллектуальный
труд превращается в труд производительный,
создающий стоимость”, госаппарату необходим
“особый класс” (социально-профессиональная
группа) интеллектуалов, поставляющих
новые знания и обучающих им”.
Глава 2. Понятие и общая характеристика исполнительной власти
В
современной Конституции
Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.20
Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен правом выступать по поручению государства, и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями.
Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
Основные характерные
черты исполнительной
власти:21
1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.22
2. Исполнительная власть (т.е. возможность
и способность оказывать определяющее
воздействие на поведение, право и возможность
подчинять себе других) реализуется не
сама по себе, а в отношениях с различными
индивидуальными и коллективными элементами
государственно-
3. Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
4. Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.
5. Исполнительная власть реализуется в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
6. Исполнительная власть характерна также
и тем, что в непосредственном ведении
и распоряжении реализующих её субъектов
находятся наиболее существенные атрибуты
государственной власти, как-то: финансы,
важнейшие средства коммуникации, армия
и иные воинские формирования, милиция,
службы внутренней и внешней безопасности,
исправительные учреждения и т.п.
2.1. Соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти
Государственное управление — реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Система «разделения властей» исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Но в Конституции и действующем законодательстве Российской Федерации ничего не говорится об исполнительной деятельности: субъекты этой деятельности приведены, а характер ее не определен.23
По мнению многих авторов государственное управление по своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть является по существу политико-правовой категорией, в то время как государственное управление — организационно-правовой.24
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако обратное неверно: не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле, т. к. иначе придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.
Таким образом, суть проблемы исполнительной
власти и ее соотношения с государственным
управлением не должна сводиться к подмене
одних терминов друг
Заключение
Подводя итоги по данной курсовой работе можно сделать основные выводы.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Российская школа
Наиболее актуальными проблемами совершенствования деятельности государственных органов в Российской Федерации являются: правовое обеспечение реальной самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, организации их взаимодействия между собой; поиск оптимальных форм разграничения предметов ведения и полномочий различных государственных органов. Для действенности органов государственной власти актуален вопрос об распределении властно-управленческих функций внутри государственного аппарата, а точнее между государственными органами различных ветвей власти и видов государственной деятельности.
В заключении хотелось бы сказать, что перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством и гражданами, между государственными органами и всеми общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями.
Речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной организации и функционирования. Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито, отброшено народом, а должно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять то место, которое объективно обусловлено современным уровнем общественного развития и его собственными регулирующими возможностями.
Хотелось бы отметить, что в обществе все
главное: производство, распределение,
обмен и потребление, социальная сфера,
наука, литература и искусство, право и
мораль, архитектура и коммуникации, история
и духовная культура, здоровье и физическое
развитие людей, и многое другое. Но все
это может тогда создать благоприятный
и рациональный образ жизни, когда будет
сведено в целостную, динамичную, гармоничную
систему и "работать" на человека.
Несмотря на то, что имеются естественные
взаимосвязи между всеми явлениями и процессами,
должную системность, развитие, производительность
и экономичность общественной жизни придает
управление. Ибо только и исключительно
оно обладает единством таких способностей,
как целеполагание, организация и регуляция.
Список
использованной литературы
Нормативно-правовые
акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 31 декабря 2008 года // Российская газета
2. Федеральный Конституционный закон от 11 апреля 1997 года №2-ФКЗ “О правительстве Российской Федерации” , с изменениями от 29 января 2010 года
3. Федеральный закон от 06.10.1990 г. №184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации”, с изменениями от 5 апреля 2010 года.
4. Указ президента
РФ от 14 августа 1996 года №1177 “О структуре
федеральных органов исполнительной власти”,
с изменениями от 2004 года
Список литературы:
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. Изд. Москва., 2001 г., 407 стр.
2. Атаманчук Г.В.Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. “Омега”, 2004 г., 520 стр.
3. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 2-е изд. “НОРМА”., 2005 г., 800 стр.
4. Большой юридический словарь, 2004 г., 860 стр.
5. Бунякин Н.Е. Концепция становления и развития административного права в России. Монография. Изд. “ТГТУ”., 2002 г., 148 стр.
6. Глазунов Н.И. Государственное (административное) управление. Учеб. Изд. “Проспект”., 2006 г., 560 стр.
7. Игнатюк Н.А. соотношение органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Журнал Российского права № 11., 2007 г. 119 стр.
Информация о работе Функции государственного управления: их понятие и виды