Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:03, шпаргалка
Административная юстиция: понятие и виды.
Административная юстиция — это порядок рассмотрения и разрешения в судебной процессуальной форме споров, возникающих в сфере государственного управления между гражданами или юридическими лицами, с одной стороны, и административными ведомствами — с другой, осуществляемый общими или специально создаваемыми для решения правовых споров судами.
82. Контроль со стороны законодательной власти
Согласно Конституции Украины единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины.
Верховная Рада в соответствии с предоставленными ей Конституцией Украины полномочий непосредственно или через свои органы осуществляет контроль за обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украины, соблюдением законов и других актов, которые она принимает, выполнением общегосударственных программ и бюджета Украины, деятельностью органов, а также должностных лиц, которых она выбирает, назначает или утверждает. Кабинет Министров подотчетен и ответственен перед Верховной Радой. Для проведения расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, Верховная Рада создает временные следственные комиссии, если за это проголосовало не менее одной трети от ее конституционного состава.
-Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого на территории Украины в пределах его юрисдикции на постоянной основе осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. -Целью парламентского контроля, который осуществляет Уполномоченный, являются: защита прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных Конституцией, законами и международными договорами Украины; предупреждение нарушений прав и свобод человека и гражданина или содействие их восстановлению; предотвращения любых форм дискриминации по реализации человеком своих прав и свобод и т.д..
Контрольные полномочия Президента Украины определяют Конституция и Закон Украины «О Президенте Украины» от 5 июля 1991 г. Они распространяются на различные ветви власти.
83.Контроль органов
Всестороннюю контрольную
Широкие контрольные полномочия среди органов исполнительной власти принадлежат Кабинету Министров Украины, который осуществляет контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов и ведомств, за соблюдением ими законодательства. Контрольные полномочия Кабинета Министров закреплены в Конституции, других нормативных актах Украины.
Центральные органы исполнительной власти,
их отделы и управления, государственные
администрации, администрации предприятий,
учреждений и организаций в процессе
повседневной деятельности систематически
осуществляют ведомственный контроль,
который распространяется на подчиненные
им объекты ведомственной
Контроль со стороны государственной
администрации следует отнести
к надведомственному контроля, а
контроль со стороны ее управлений
и отделов, которые являются органами
отраслевого управления, - к ведомственному
контролю.
По сфере деятельности, которая подлежит контролю, контроль разделяют на ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.
Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем). Общие вопросы его организации и проведения регулирует порядок осуществления министерствами, другими центральными органами исполнительной власти внутреннего финансового контроля. Порядок организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций определяется инструкциями, которые утверждают руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти по согласованию с Главным контрольно-ревизионным управлением Украины (далее - ГлавКРУ).
Сущность межведомственного контроля
состоит в том, что его осуществляет орган
межотраслевой компетенции за выполнением
общеобязательных правил, действующих
в соответствующей сфере.
К межведомственного контроля следует
отнести и контроль со стороны
различных специализированных государственных
инспекций, служб, комиссий, комитетов,
управлений .Это пожарная, санитарная,
автомобильная и другие инспекции, подразделения
Государственного комитета стандартизации,
метрологии и сертификации, таможенной
службы, и т.п..
85. Судебный контроль в державному управлынны
Судебный контроль - специфический вид контроля в сфере государственного управления. Особенность его состоит в том, что его осуществляют не систематически, не повседневно, как, например, контроль со стороны специализированных контролирующих органов или прокурорский надзор за законностью в государственном управлении, а разово при рассмотрении дел (административных, гражданских, уголовных).
Судебный контроль в управлении можно классифицировать по двум основным направлениям: по виду суда, который осуществляет контроль, и по форме вмешательства в деятельность подконтрольного органа. В последнем случае выделяют прямую (непосредственную) и непрямую (опосредованную) формы вмешательства.
В Украине судебный контроль осуществляют
Конституционный Суд Украины(об
86. Прокурорский надзор за законностью и дисциплиной в государственном управлении
Закон Украины «О прокуратуре» предоставляет
прокуратуре право осуществлять
надзор за соблюдением и правильным
применением законов Кабинетом
Министров Украины, министерствами,
государственными комитетами, ведомствами,
другими органами государственного
и хозяйственного управления и контроля,
правительством местными советами и
их исполнительными и
При осуществлении надзора
Осуществляя надзор, прокуроры применяют определенные методы и формы.
К методам деятельности прокуроров следует отнести их право: требовать предоставления им документов и сведений; беспрепятственно входить в помещения, осуществлять на местах проверку законов; требовать от соответствующих органов и должностных лиц проведения проверок и ревизий подчиненных объектов; требовать от должностных лиц и граждан письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона.
Закон Украины «О прокуратуре» называет
четыре формы прокурорского
88. Понятие и виды
Административно-правовой режим - это
определенное сочетание административно-
Правовые режимы классифицируют :
-По масштабу свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав выделяют льготные и ограничивающие режимы. Первые предоставляют гражданам и организациям дополнительные права и свободы или льготы при осуществлении ими определенных прав или свобод, например, льготы для участников боевых действий. Вторые, наоборот, вводят особые правила использования гражданами и организациями своих прав и свобод или устанавливают запрет на осуществление ими определенных прав и свобод, например, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.
-По глубине изменений в
-По времени действия выделяют постоянные (паспортный режим) или кратковременные, ситуационные (чрезвычайное положение) режимы.
-По территории действия
-По отдельным объектам
-По видам деятельности
-По юридической природе среди
правовых актов, регулирующих
правовые режимы, выделяют правоустанавливающие,
которые содержат первичные «
Все специальные административно-
89. Правовой режим чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение - это особый
правовой режим, который может временно
вводиться в Украине или в
отдельных ее местностях при возникновении
чрезвычайных ситуаций техногенного или
природного характера не ниже общегосударственного
уровня, которые вызвали или могут
вызвать человеческие и материальные
потери, создающие угрозу жизни и
здоровью граждан, или при попытке
захвата государственной
Введение чрезвычайного
Чрезвычайное положение в
Указом Президента Украины о
введении чрезвычайного положения
в интересах национальной безопасности
и общественного порядка с
целью предотвращения беспорядков
или преступлений, для охраны здоровья
населения или защиты прав и свобод
других людей на период чрезвычайного
положения могут вводить такие
меры: 1) установление особого режима
в " съезда и выезда, а также
ограничение свободы