Шпаргалка по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Правоведению"

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВЕДЕНИЕ.doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

 

4. Связанность законом  в равной мере как государства  в лице его органов, должностных  лиц, так и граждан, их объединений.  Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

 

5. Взаимная ответственность  государства и личности:

 

личность ответственна перед  государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

 

6. Реальность закрепленных в  законодательстве основных прав  человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

 

7. Реальность, действенность контроля  и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

 

8. Правовая культура граждан  - знание ими своих обязанностей  и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).Несомненно, что одной из важных проблем является неразработанность правовой политики. В рамках правовой политики, в частности, должны быть решены вопросы о необходимости разработки конституционно-правовых терминов, понятий и определений.

Важное место в становлении  правового государства играет решение  проблем ответственности государства  перед личностью. Следует указать, что в настоящее время идея ответственности государства перед лицами, пострадавшими от неправомерных действий государственных органов, получила национальное и международное правовое признание. Так, согласно ст. 53 Конституции РФ декларируется право каждого гражданина на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями органов государства. И особым случаем является ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренная ст. 1070 Гражданского кодекса РФ

Огромное значение для становления  правового государства приобретает  судебная реформа. становление правового  государства неразрывно связано  со становлением и развитием гражданского общества, для которого характерна возможность защиты конституционных прав и свобод не только от неправомерных действий органов власти и должностных лиц, но и от действия неконституционных законов. Эта глубокая концептуальная идея потребовала принципиально новой правовой базы в области конституционных правоотношений. На основе Конституции РФ 1993 г. создается новая система судебной защиты прав и свобод, в структуру которой основным компонентом входит правосудие как основная функция судебной власти в Российской Федерации

Важной проблемой становления  правового государства является развитие органов прокуратуры. Таким образом, анализ нормативной базы функциональных полномочий прокуратуры в сфере надзора за соблюдением конституционных прав и свобод граждан и федерального законодательства позволяет говорить не только о наличии существенных предпосылок для всестороннего развития этого направления деятельности прокуратуры, но и о большой общественной значимости прокуратуры в период становления правового государства в России

Значимым для становления правового  государства является борьба с преступностью. Важным для борьбы с преступностью и для становления правового государства является развитие юридической науки. Современный этап борьбы с преступностью, решение проблем, связанных с процессами становления правового государства предполагают использование в правоохранительной и правоприменительной деятельности современных достижений различных наук, среди которых особое место занимает психологическая наука и ее прикладная отрасль - юридическая психология

Существенную роль в становлении правового государства играет процесс развития институтов гражданского общества, с которыми оно строит отношения на основе равенства[xxv]. Развитие институтов гражданского общества является одной из важнейших проблем становления правового государства.

  1. Понятие и сущность социального государства. Проблемы становления в современной России.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Признаки социального государства


  • Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;
  • Социально ориентированная структура экономики;
  • Формирование гражданского общества;
  • Разработка государством разнообразных социальных программ;
  • Развитое социальное законодательство;
  • Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;
  • Социальная ответственность перед гражданами.

Функции социального государства


  • Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов);
  • Охрана труда и здоровья людей;
  • Поддержка семьи, материнства, детства;
  • Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов;
  • Поощрение благотворительной деятельности;
  • Финансовая поддержка образовательных и культурных программ;
  • Борьба с безработицей.

Становление социального государства  в современной России сопряжено  с большими трудностями.

Реформирование экономики не привело  к разделению собственности и  власти, средний класс, гражданское 

общество находятся в процессе формирования, политические свободы  не стали средством обеспечения 

экономической свободы. Государство  не выполняет в полной мере свои основные функции обеспечения

безопасности граждан, их экономического благосостояния, прав и свобод. Налицо регресс многих

социально-гражданских ценностей, деформация многих социальных отношений.

 

  1. Гражданское общество: понятие, признаки и структура. Проблемы становления в современной России.

 

Гражданское общество – это система  негосударственных организаций, объединений,

учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других

неправительственных структур, взаимодействующих с официальной властью на

равноправной основе.

Признаки гражданского общества:

  • 1. Индивид независим от государства,
  • 2. Наличие частной собственности,
  • 3. Многоукладная экономика,
  • 4. Отсутствие государственной монополии на СМИ,
  • 5. Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,
  • 6. Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,
  • 7. Самоуправляемость общества,
  • 8. Отсутствие обязательной государственной идеологии,
  • 9. Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,
  • 10. Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

Структура гражданского общества:

  • 1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты;
  • 2. Совокупность независимых от государства производителей;
  • 3. Общественные объединения и организации;
  • 4. Политические партии и движения;
  • 5. Система негосударственных СМИ.

 

В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:

– не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;

– нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;

– политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;

– оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном, так и на региональном уровне;

– ставится под сомнение свобода слова и прессы – через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;

– свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за насилия коррумпированного чиновничьего аппарата;

– сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;

– не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.

 

  1. Понятие, сущность и признаки права. Функции права.

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Функции права - это направления  его воздействия на общественные отношения.

Различают следующие основные функции  права:

1) регулятивные (направления правового  воздействия, нацеленные на упорядочение  общественных отношении, введение их в определенные рамки), которые в свою очередь подразделяются на:

а) регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных отношений);

б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии определенных общественных отношений);

Информация о работе Шпаргалка по "Правоведению"