Анализ затрат и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить теоретические и практические аспекты анализа затрат и себестоимости продукции.
На основании цели курсовой работы поставлены следующие задачи: - определить экономическую сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость;
- раскрыть классификацию затрат на производстве;
- определить значение, задачи, источники информации для анализа себестоимости продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И СЕБЕСТОМОСТИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1 Сущность основных категорий: издержки, расходы, затраты, себестоимость 5
1.2 Классификация затрат на производство 9
1.3 Значение, задачи, источники информации и система показателей для анализа себестоимости продукции 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Анализ затрат по экономическим элементам 19
2.2 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 28
2.3 Анализ себестоимости единицы продукции 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анализ Себестоимости.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Увеличение удельного  веса покупных изделий и полуфабрикатов в затратах на производство на 4,23% пункта произошло в результате повышения уровня кооперирования производства и вследствие значительного роста цен на покупные изделия и полуфабрикаты.

 

Таблица 2. Структура затрат на производство по элементам*

Элементы затрат на производство

Предыдущий год

Отчетный год

 

абсолютная сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

Сырье и материалы

18200

43,96

Покупные комплектующие изделия  и полуфабрикаты

4880

11,79

Топливо

510

1,23

Энергия

1200

2,90

Итого материальные затраты

24790

59,88

Затраты на оплату труда

14100

34,06

Отчисления на социальные нужды

1700

4,11

Амортизация основных фондов и нематериальных активов

540

1,30

Прочие затраты

270

0,65

Итого затраты на производство

41400

100,0


 

Трудоемкость производства на данном предприятии довольно велика, о чем свидетельствует высокая доля заработной платы в затратах на производство. Удельный вес заработной платы персонала в отчетном году составил 30,5% в затратах на производство. Однако по сравнению с предыдущим годом доля этих затрат снизилась на 3,56% пункта, что говорит о снижении трудоемкости производства продукции.

Повышение технического уровня производства способствовало росту  удельного веса амортизационных  отчислений в отчетном году по сравнению  с предыдущим годом на 0,18% пункта.

Прочие затраты повысились, по сравнению с прошлым годом на 70 тыс. руб., а их удельный вес повысился на 0,05% пункта.

2.2 Анализ затрат на 1 рубль товарной  продукции

 

Универсальным показателем, обеспечивающим сопоставимость сравнения  условий организации и технического уровня различных производств, служат затраты на 1 рубль выпускаемой продукции, а для сравнения эффективности функционирования различных предприятий – затраты на 1 рубль товарной продукции.

Затраты на один рубль  товарной продукции могут использоваться для оценки конкурентноспособности организации, так как находиться в непосредственной взаимосвязи с ценой на реализуемую продукцию и финансовыми результатами.

Анализ затрат на 1 рубль  товарной продукции проводится с  целью углубленного изучения влияния  эффективности использования производственных ресурсов.

На величину затрат на 1 рубль продукции оказывают влияние ряд факторов:

  1. Сдвиг в структуре продукции;

Отклонение от установленных  норм расходования ресурсов;

Изменение цен и тарифов  на ресурсы;

Изменение оптовых цен на продукцию предприятия.

  1. Определяем влияние факторов на уровень затрат на 1 рубль товарной продукции:

2.Проверка

 

∆Зтр =∆Зтр (Структурные  сдвиги)+∆Зтр (Норма)+∆Зтр (Тарифы)+∆Зтр (Цена)

 

Рассмотрим пример. По данным предприятия А (табл.3) проведите факторный анализ затрат на 1 рубль продукции.

Таблица 3. Анализ затрат на 1 рубль продукции*

Показатель

Формула

Сумма

1

Плановые затраты, млн.руб.

 

113430

2

Затраты при фактическом выпуске  продукции и плановом уровне затрат на единицу изделия, млн. руб.

 

117331

3

Затраты при фактическом выпуске  и норме, млн.руб.

 

120362

4

Фактические затраты, млн. руб.

 

122464

5

Плановый объем продукции, млн.руб.

 

139680

6

Фактический объём продукции при  плановых ценах, млн. руб.

 

146660

7

Фактической объём продукции, млн. руб.

 

151770


 

Используя модель , находим:

  1. плановые затраты на 1 рубль продукции

руб. или 81,2 коп.

  1. фактические затраты на 1 рубль продукции

руб. или 80,6 коп.

Способом цепной подстановки  рассчитываем влияние факторов на изменение  затрат на 1 рубль продукции :

Изменение затрат на 1 рубль  продукции за счет:

-структурных сдвигов: 

- нормы: 

- тарифов: 

- цены:

Проверка: ∆Зтр= - 1,2+2,1+1,4-2,9= - 0,6 коп.

Затраты на 1 рубль продукции  получились ниже плановых на 0,6 коп, что  оценивается положительно, т.к. ведет к росту прибыли и улучшению финансового состояния предприятия.

Под влиянием изменения  структуры и ассортимента продукции  затраты на 1 рубль продукции снизились  на 1,2 коп. За счет повышения себестоимости  выпущенной продукции затраты на 1рубль продукции повысились на 3,5 коп. За счет повышения цены на продукцию затраты на 1рубль продукции снизились на 2,9 коп.

 

2.3 Анализ себестоимости единицы продукции

 

Себестоимость – это  основной ценообразующий и прибылеобразующий  фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Для глубокой оценки себестоимости  отдельных видов продукции все затраты, связанные с производством единицы продукции, группируют на переменные и постоянные, находят себестоимость изделия, которую затем сравнивают с данными по плану или прошлыми периодами. Проводя факторный анализ используют модель:

где – себестоимость i-го вида продукции;

- сумма постоянных  затрат, приходящихся на i-ый вид продукции;

– объём i-го вида продукции;

- сумма переменных  затрат на единицу i-го виды продукции.

Рассмотрим пример. По данным предприятия «А» (табл.4) проведите  анализ себестоимости одного телевизора. Найдите влияние объёма выпуска телевизоров, суммы постоянных затрат и суммы переменных затрат на один телевизор на себестоимость одного телевизора.

 

Таблица 4. Информация для  анализа себестоимости одного телевизора*

Показатель

План

факт

Отклонение

Объём выпуска телевизоров за период, тыс. руб.

5500

4813

-687

Величина постоянных затрат, тыс. руб.

6600000

678200

138200

Величина переменных затрат на один телевизор, руб.

2674

2960

286

Себестоимость одного телевизора, руб.

3874

4360

486


 

 

С помощью способа цепной подстановки рассчитываем влияние факторов на изменение себестоимости одного телевизора:

Изменение себестоимости  одного телевизора за счет:

- объёма выпуска: 

- суммы постоянных  затрат:

- суммы переменных  затрат на один телевизор: 

Проверка:

Себестоимость одного телевизора увеличилась на 486 руб. , что оценивается  отрицательно, т.к. означает удорожание продукции, снижение её конкурентноспособности, прибыли и ухудшение финансового  состояния предприятия.

На это повлияло 3 фактора:

  1. За счет снижения объёма выпуска телевизоров за период на 687 тыс. шт., себестоимость одного телевизора повысилась на 171 руб., что оценивается отрицательно;

За счет повышения  постоянных затрат на 138200 тыс. руб., себестоимость  одного телевизора повысилась на 29 руб., что оценивается отрицательно;

За счет увеличения переменных затрат на один телевизор его себестоимость  увеличилась на 286 руб., что оценивается  негативно.

Всё три фактора влияют отрицательно, наибольшее влияние оказала  величина переменных затрат на один телевизор. В дальнейшем анализ этих факторов способствует нахождению резерва снижения себестоимости одного телевизора на 486 руб.

Расчёты себестоимости  единицы продукции позволяют  определить, во что обходится единица  каждого вида продукции, а так  же где и в связи с чем произведены затраты. Статья калькуляции - определенный вид затрат, образующих себестоимость. Перечень калькуляционных статей устанавливается инструкциями для каждой отрасли народного хозяйства в зависимости от особенностей производственного процесса.

Типовая структура калькуляции :

  1. Сырье и материалы;

Покупные комплектующие  и полуфабрикаты;

Топливо для технологических  целей;

Энергия для технологически целей;

Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих;

Начисления на заработную плату;

Расходы по содержанию и  эксплуатации оборудования;

Расходы на подготовку и  освоение производства новых продукций;

Цеховые расходы;

Общественные расходы;

Прочие производственные расходы;

Коммерческие расходы  и другие.

Часть затрат в себестоимость  единицы изделия относится прямо, а часть затрат требуют распределения между несколькими изделиями по утвержденной методике. Часть статей одноэлементны, другие- комплексные, состоящие из нескольких однородных элементов. Калькуляции позволяют провести многоуровневый анализ затрат: 1-ый уровень – анализ полной себестоимости изделия и структуры затрат; 2-о1 уровень – анализ отдельных проблемных статей; 3-ий уровень - анализ причин и мест возникновения затрат, а также поиск ответственных лиц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Затраты представляют собой совокупность всех понесенных расходов или издержек за определенный период времени, связанные с осуществлением производства продукции, то есть основным моментом является временная характеристика затрат и их связь с изготовлением продукции.

Затраты классифицируются по: принятию управленческих решений (явные  и альтернативные); экономическим  элементам затрат; статьям калькуляции; отношению к технологическому процессу (прямые и косвенные); роли в процессе производства (производственные и внепроизводственные); целесообразности расходования (производительные и не производительные); возможности охвата планом (планируемые и непланируемые); отношению к объему производства (переменные и постоянные); периодичности возникновения (текущие и единовременные); степени регулирования государством (нормируемые и ненормируемые); использованию в системе управления (прогнозные, плановый и фактические); экономическому содержанию (материальные, трудовые, денежные).

Себестоимость продукции  – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Снижение себестоимости  ведет к улучшению финансового  состояния предприятия, означает экономию трудовых ресурсов, материальных и технических ресурсов, также является важнейшим фактором увеличения прибыли. Анализ себестоимости позволяет выявить резервы снижения единицы продукции.

Для анализа затрат на предприятии производился анализ по экономическим элементам и анализ на 1 рубль объёма продукции предприятия «А». В ходе анализа были сделаны следующие выводы: затраты на 1 рубль продукции получились ниже плановых на 0,6 коп, что оценивается положительно, т.к. ведет к росту прибыли и улучшению финансового состояния предприятия.

Под влиянием изменения  структуры и ассортимента продукции  затраты на 1 рубль продукции снизились  на 1,2 коп. За счет повышения себестоимости  выпущенной продукции затраты на 1рубль продукции повысились на 3,5 коп. За счет повышения цены на продукцию затраты на 1рубль продукции снизились на 2,9 коп.

Анализ себестоимости  единицы продукции предприятия  «А» был рассмотрен через влияние  суммы постоянных затрат, приходящихся на данный вид продукции, суммы переменных затрат на единицу данного вида продукции и объём данной продукции. Было выявлено, что себестоимость одного телевизора увеличилась на 486 руб. , что оценивается отрицательно, т.к. означает удорожание продукции, снижение её конкурентноспособности, прибыли и ухудшение финансового состояния предприятия.

На это повлияло 3 фактора:

  1. За счет снижения объёма выпуска телевизоров за период на 687 тыс. шт., себестоимость одного телевизора повысилась на 171 руб., что оценивается отрицательно;

За счет повышения  постоянных затрат на 138200 тыс. руб., себестоимость одного телевизора повысилась на 29 руб., что оценивается отрицательно;

За счет увеличения переменных затрат на один телевизор его себестоимость  увеличилась на 286 руб., что оценивается  негативно.

Всё три фактора влияют отрицательно, наибольшее влияние оказала величина переменных затрат на один телевизор. В дальнейшем анализ этих факторов способствует нахождению резерва снижения себестоимости одного телевизора на 486 руб.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Серьезным резервом снижения затрат на производство является расширение специализации и кооперирования. Чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. Значительные резервы снижения издержек производства заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ затрат и себестоимости продукции