Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести анализ платежеспособности и ликвидности ОАО «Компания М-Видео».
Объект исследования – ОАО «Компания М-Видео». Предмет исследования – платежеспособности и ликвидность ОАО «Компания М-Видео». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть значение и задачи анализа ликвидности и платежеспособности предприятия;
изучить понятие платежеспособности и ликвидности предприятия;
проанализировать платежеспособность предприятия;
оценить ликвидность предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ 5
1.1 Понятие и сущность платежеспособности и ликвидности 5
1.2 Методика оценки платежеспособности и ликвидности предприятия 10
2 АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ОАО «КОМПАНИЯ М.ВИДЕО» 15
2.1 Краткая характеристика предприятия 15
2.2 Общий анализ финансового состояния 16
2.3 Анализ платежеспособности предприятия 21
2.4 Анализ ликвидности предприятия 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32
Быстрореализуемые активы (А2) – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы (стр.240, 270 баланса).
Ликвидность средств, вложенных в дебиторскую задолженность, зависит от скорости платежного документооборота в банках, своевременности оформления банковских документов, сроков предоставления коммерческого кредита покупателям, их платежеспособности, форм расчетов.
Медленно реализуемые
активы (А3) – материально–
Ликвидность этой группы зависит от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности и др.
Первые три группы активов могут постоянно меняться в течение производственно–коммерческого периода и относятся к оборотным активам предприятия. Они более ликвидны, чем остальное имущество.
Труднореализуемые активы (А4) – внеоборотные активы и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (стр.190, 230 баланса).
Основные средства и другие внеоборотные активы, приобретаемые для организации производственно–коммерческого процесса, отличаются длительным периодом использования и подлежат реализации в случае ликвидации предприятия при конкурсном производстве.
В зависимости от возрастания сроков погашения обязательств пассивы группируются следующим образом.
Наиболее срочные обязательства (П1), погашение которых возможно в сроки до трех месяцев. К ним относятся кредиторская задолженность, задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов (стр. 620, 630 баланса).
Краткосрочные пассивы (П2),
погашение которых
Долгосрочные пассивы (П3), погашение которых планируется на срок более одного года. К ним относят долгосрочные кредиты и займы (стр. 590 баланса).
Постоянные пассивы (П4) – уставный, добавочный, резервный капиталы, нераспределенная прибыль (убыток), доходы будущих периодов. Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статье «Расходы будущих периодов» (стр. 490+640–216 баланса).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняется следующее неравенство:
А I ≥ П I, т.е. наиболее ликвидные активы равны или перекрывают наиболее срочные обязательства;
А II ≥ П II, т.е. быстрореализуемые активы равны или перекрывают краткосрочные обязательства;
А III ≥ П III, т.е медленно реализуемые активы равны или перекрывают долгосрочные активы;
А IV ≤ П IV, т.е. постоянные пассивы равны или перекрывают труднореализуемые активы [10, c.186].
Если соблюдены первые три неравенства, то обязательно выполняется четвертое неравенство, которое имеет следующий экономический смысл – наличие у предприятия собственных оборотных средств, т.е. соблюдение минимального условия финансовой устойчивости.
Невыполнение одного из первых трех неравенств, свидетельствует о нарушении ликвидности баланса. При этом недостаток средств по одной группе активов не компенсируется их избытком по другой группе, поскольку в реальной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные (т.е. компенсация может быть лишь по стоимости).
Следует отметить, что
в большинстве случаев
Наиболее рациональная политика состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности предприятия.
Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов.
Для оценки текущей платежеспособности предприятия используются относительные коэффициенты ликвидности, на основе которых определяется степень и качество покрытия краткосрочных обязательств ликвидными активами.
В отечественной и мировой практике исчисляют три относительных показателя ликвидности по данным бухгалтерского баланса:
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением наиболее ликвидных активов к сумме краткосрочных заемных средств и показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена немедленно за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия) определяется отношением суммы наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов к сумме краткосрочных заемных средств и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие сможет погасить при условии реализации дебиторской задолженности.
Достоверность выводов по результатам расчетов данного коэффициента зависит от качества дебиторской задолженности: сроков ее образования, финансового положения должника и др.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует, насколько текущая задолженность обеспечена оборотными активами. Он равен отношению суммы оборотных активов к краткосрочным заемным средствам. В мировой практике оптимальным считается соотношение 2:1, т.е. для обеспечения минимальной гарантии инвестиции на каждый рубль краткосрочных долгов приходится два рубля оборотного капитала. Смысл данного соотношения состоит в том, чтобы предприятие могло не только полностью ликвидировать все свои краткосрочные долги, но также иметь запас оборотных средств для продолжения текущей деятельности [8, c.207].
«М.видео» - ведущая российская розничная сеть по продаже электроники и бытовой техники, первая и единственная публичная компания в своем сегменте. «М.видео» осуществляет свою деятельность с 1993 года. По результатам 9 месяцев 2012 г. в 124 городах Российской Федерации работают 282 гипермаркета «М.видео». Общая площадь магазинов составляет 694 тыс. кв. метров, торговая площадь - 515 тыс. кв. метров.
«М.видео» предлагает своим покупателям порядка 20 000 наименований аудио/видео и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиа товаров и товаров для развлечения, а также аксессуаров. Магазины «М.видео» имеют единый формат и специальную концепцию дизайна. Покупателям предоставляется удобная для навигации торговая площадь размером приблизительно 2000 кв.м, на которой также расположена информация о продаваемых товарах и новых тенденциях.
Помимо эффективного формата и ориентированной на покупателя концепции магазина, в сочетании с узнаваемостью бренда «М.видео», компания выделяется тем, что предлагает своим покупателям широкий ассортимент качественных товаров и новинок и прекрасное обслуживание благодаря знанию товаров продавцами, предоставляя дополнительное и круглосуточное сервисное обслуживание.
В ноябре 2007 года сеть «М.видео» стала первой российской компанией в секторе розничной торговли электроникой, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В настоящее время торговля акциями ОАО «Компания «М.видео» идет на крупнейших российских биржевых площадках – РТС и ММВБ (тикер: MVID).
Проведем анализ динамики основных показателей деятельности ОАО «Компания М.Видео».
Таблица 1 – Динамика основных показателей деятельности предприятия
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
1.Выручка, тыс. руб. |
52789 |
58260 |
5471 |
110,4 |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
1768 |
1963 |
195 |
111,0 |
3. Валовая прибыль |
51021 |
56297 |
5276 |
110,3 |
4. Управленческие расходы |
24363 |
31993 |
7630 |
131,3 |
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. |
26658 |
24304 |
-2354 |
91,2 |
6. Доходы от участия в других организациях, тыс.руб. |
750000 |
1019000 |
269000 |
135,9 |
7. Проценты к получению, тыс.руб. |
135956 |
140192 |
4236 |
103,1 |
8. Проценты к уплате, тыс.руб. |
- |
- |
- |
- |
9. Прочие доходы, тыс.руб. |
2063 |
41 |
-2022 |
2,0 |
10. Прочие расходы, тыс.руб. |
80527 |
93941 |
13414 |
116,7 |
11. Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
834150 |
1089596 |
255446 |
130,6 |
12. Налог на прибыль, тыс.руб. |
29645 |
28216 |
-1429 |
95,2 |
13. Чистая прибыль |
804505 |
1061380 |
256875 |
131,9 |
Продолжение таблицы 1
14. Рентабельность продаж , % ((п.5/п.1)*100%)) |
50,5 |
41,7 |
-8,8 |
- |
В 2011 г. выручка от реализации увеличилась на 10,4% или на 5471 тыс.руб.и составила 58260 тыс.руб. Это связано с увеличением покупательского спроса в 2011 г. Себестоимость продаж возросла и по темпам роста превысила темп роста объема выручки. Валовая прибыль увеличилась по итогам 2011 г. на 10,3% или на 5276 тыс.руб. Существенно увеличились управленческие расходы – на 31,3%, что оказало негативное влияние на снижение прибыли от продаж на 2354 тыс.руб. или на 8,8%. Увеличение управленческих расходов связано в основном с увеличением расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды, а также увеличением расходов на страхование гражданской ответственности директоров.
В 2011 г. отмечается увеличение доходов от участия в других организациях на 35,9% или на 269000 тыс.руб. Увеличение этих доходов связано с тем, что в 2011 г. дочерняя компания ООО «М.Видео Менеджмент», произвела распределение чистой прибыли в пользу компании на сумму 1000000 тыс.руб., ООО «Стандарт-Инвест» на сумму 19000 тыс.руб.
Прочие доходы снизились в 2011 г. на 2022 тыс.руб. или на 98%. Прочие расходы увеличились на 13414 тыс.руб. или на 16,7%, за счет увеличения расходов на благотворительность и участи в некоммерческих организациях.
Прибыль до налогообложения увеличилась в 2011 г. на 30,6% по сравнению с 2010 г. и составила 1089596 тыс.руб.
Чистая прибыль по итогам 2011 г. увеличилась на 31,9% и составила 1061380 тыс.руб.
Рентабельность продаж уменьшилась в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 8,8% , это связано с тем, что темп роста выручки выше темпа роста прибыли от продаж.
В целом можно сделать
вывод, что предприятие ведет
эффективную хозяйственную
Проведем горизонтальный анализ бухгалтерского баланса в таблице 2.
Таблица 2 – Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса за 2011 г.
Актив |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
I. Внеоборотные активы |
||||
Нематериальные активы |
10455 |
10331 |
-124 |
98,8 |
Финансовые вложения |
6059657 |
5653657 |
-406000 |
93,3 |
Прочие внеоборотные активы |
103944 |
1371 |
-102573 |
1,3 |
Итого по разделу I |
6174056 |
5665359 |
-508697 |
91,8 |
II. Оборотные активы |
||||
НДС по приобретенным ценностям |
5930 |
5810 |
-120 |
98,0 |
Дебиторская задолженность |
903140 |
1054788 |
151648 |
116,8 |
Денежные средства |
401000 |
721000 |
320000 |
179,8 |
Прочие оборотные активы |
16 |
16 |
- | |
Итого по разделу II |
1310864 |
2178734 |
867870 |
166,2 |
Баланс |
7484920 |
7844093 |
359173 |
104,8 |
Пассив |
||||
III Капитал и резервы |
||||
Уставной капитал |
1797682 |
1797682 |
- |
- |
Добавочный капитал |
4648903 |
4648903 |
- |
- |
Резервный капитал |
72405 |
125474 |
53069 |
173,3 |
Нераспределенная прибыль (убыток) |
962390 |
1269605 |
307215 |
131,9 |
Итого по разделу III |
7481380 |
7841664 |
360284 |
104,8 |
Окончание таблицы 2
V. Краткосрочные обязательства |
||||
Кредиторская задолженность |
3540 |
2429 |
-1111 |
68,6 |
Итого по разделу V |
3540 |
2429 |
-1111 |
68,6 |
Баланс |
7484920 |
7844093 |
359173 |
104,8 |
Из данных 2 следует, что за последний год валюта баланса выросла на 359173 тыс.руб. или на 4,8%.
Величина внеоборотных активов уменьшилась на 508697 тыс.руб. или на 8,2%, это произошло в результате снижения суммы финансовых вложений и прочих внеоборотных активов на 406000 тыс.руб. и 102573 тыс.руб. соответственно. Оборотные активы увеличились на 867880 тыс.руб. или на 66,2% в связи с увеличением денежных средств на 79,8% и дебиторской задолженности – на 16,8%.
В пассиве баланса произошли следующие изменения: рост стоимости капитала и резервов на 360284 тыс.руб. или на 4,8%; снижение объема краткосрочных обязательств на сумму 1111 тыс.руб. или на 31,4%. Положительными аспектами в деятельности предприятия являются: рост остатка денежных средств; увеличение объема статей раздела III пассива баланса. Негативные моменты в работе общества: увеличение общего объема дебиторской задолженности на 151648 тыс.руб. или на 16,8%.
Важное значение для финансового состояния имеет вертикальный анализ актива и пассива баланса, при котором приоритетное внимание уделяется изучению относительных показателей (таблица 3).
Таблица 3 – Вертикальный анализ бухгалтерского баланса за 2011 г.
Актив |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение, +/- |
I. Внеоборотные активы |
|||
Нематериальные активы |
0,14 |
0,13 |
-0,01 |
Окончание таблицы 3
Финансовые вложения |
80,96 |
72,08 |
-8,88 |
Прочие внеоборотные активы |
1,39 |
0,02 |
-1,37 |
Итого по разделу I |
82,49 |
72,22 |
-10,26 |
II. Оборотные активы |
|||
НДС по приобретенным ценностям |
0,08 |
0,07 |
-0,01 |
Дебиторская задолженность |
12,07 |
13,45 |
1,38 |
Денежные средства |
5,36 |
9,19 |
3,83 |
Прочие оборотные активы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого по разделу II |
17,51 |
27,78 |
10,26 |
Баланс |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Пассив |
|||
III Капитал и резервы |
|||
Уставной капитал |
24,02 |
22,92 |
-1,10 |
Добавочный капитал |
62,11 |
59,27 |
-2,84 |
Резервный капитал |
0,97 |
1,60 |
0,63 |
Нераспределенная прибыль (убыток) |
12,86 |
16,19 |
3,33 |
Итого по разделу III |
99,95 |
99,97 |
0,02 |
V. Краткосрочные обязательства |
|||
Кредиторская задолженность |
0,05 |
0,03 |
-0,02 |
Итого по разделу V |
0,05 |
0,03 |
-0,02 |
Баланс |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Информация о работе Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия