Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа
Основная цель данной работы заключается в анализе развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции. В качестве объектов исследования были выбраны шесть ведущих частных ВУЗов РБ. Предмет исследования – конкурентоспособность каждого из этих учебных заведений.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
- дать определение понятию «конкуренция», охарактеризовать ее виды и функции;
- раскрыть сущность закона конкуренции, рассказать о современных проявлениях данного закона;
Введение 3
1. Сущность закона конкуренции 4
1.1. Конкуренция: понятие, виды, функции 4
1.2. Рынок несовершенной конкуренции 12
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции 16
1.3.1. Монополистические объединения 16
1.3.2 Способы ведения конкурентной борьбы 19
2. Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции 25
2.1. История частного образования в РБ 25
2.1.1. Белорусский институт правоведения 25
2.1.2. Минский институт управления 26
2.1.3. Институт современных знаний им. А.М. Широкова 28
2.1.4. Институт предпринимательской деятельности 30
2.1.5. Институт парламентаризма и предпринимательства 32
2.1.6. Институт управления и предпринимательства 34
2.2. Обзор конкурентных преимуществ ведущих частных ВУЗов РБ 36
Заключение 42
Список использованных источников 43
Совокупность баллов, набранных учебным заведением по каждому критерию, и составляет показатель конкурентоспособности данного учебного заведения.
В ходе оценки были получены следующие результаты.
Таблица 3. Совокупность баллов по каждому критерию.
Белорусский институт правоведения |
Институт предпринимательской деятельности |
Институт парламентаризма и предпринимательства |
Институт современных знаний им. А.М. Широкова |
Институт управления и предпринимательства |
Минский институт управления | |
Местоположение |
5 |
8 |
5 |
4 |
4 |
6 |
Зрелость |
8 |
7 |
5 |
9 |
6 |
8 |
Известность |
7 |
6 |
8 |
9 |
6 |
9 |
Котируемость |
6 |
8 |
7 |
8 |
5 |
8 |
Преподавательский состав |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
8 |
Наличие общежития либо филиалов |
6 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
Стоимость обучения |
4 |
5 |
6 |
4 |
5 |
4 |
Многопрофильность |
6 |
8 |
8 |
7 |
5 |
9 |
Общий балл |
49 |
52 |
50 |
51 |
47 |
55 |
Рисунок 2. Соотношение оценочных признаков Белорусского института правоведения.
Рисунок 3. Соотношение оценочных признаков Института предпринимательской деятельности.
Рисунок 4. Соотношение оценочных признаков Института парламентаризма и предпринимательства.
Рисунок 5. Соотношение оценочных признаков Института современных знаний им. А.М. Широкова.
Рисунок 6. Соотношение оценочных признаков Института управления и предпринимательства.
Рисунок 7. Соотношение оценочных признаков Минского института управления.
Рисунок 8. Итоговые показатели конкурентоспособности.
Итоговая диаграмма (рис. 8) показывает, что в ходе проведенного анализа Минский институт управления набрал 55 баллов. Следовательно, показатель конкурентоспособности данного учебного заведения является самым высоким из шести представленных ВУЗов.
Учитывая то, что количество баллов, набранных остальными учебными заведениями, различается не очень существенно, можно сделать вывод: все они могут вести активную конкурентную борьбу не только друг с другом, но и с государственными ВУЗами.
Некоторые из негосударственных ВУЗов уже заслуженно претендуют на статус университетов. Совершенствуя систему обучения, увеличивая количество факультетов, расширяя сферу специальностей и прислушиваясь к пожеланиям студентов, любое частное образовательное заведение сможет, рано или поздно, завоевать репутацию ведущего ВУЗа республики.
Заключение
Завершая работу, необходимо сказать, что конкуренция – это сложное и многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу экономического развития.
Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.
Для того, чтобы рынок был совершенно конкурентным, должны выполняться следующие условия: наличие множества продавцов, каждый из которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него; независимые решения, как со стороны производителей, так и потребителей.
На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая их выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы, требуется отметить, что пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления напрямую взаимосвязаны.
В целом, конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах является важным элементом рыночного механизма саморегулирования.
Как показал проведенный анализ, закон конкуренции нашел свое отражение в частном образовательном сегменте РБ. Действуя в рамках добросовестной конкуренции, частные белорусские ВУЗы представляют собой достойную альтернативу государственным заведениям.
Список использованных источников
Информация о работе Анализ развития частного сегмента образования в РБ с позиции закона конкуренции