Анализ расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение принципов анализа расчетов с покупателями и заказчиками и применение их на практике на примере ОАО «Гомельская птицефабрика».
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы анализа расчетов с покупателями и заказчиками;
провести анализ состава и структуры расчетов с покупателями и заказчиками, динамики оборачиваемости дебиторской задолженности;
определить внутренние резервы повышения эффективности проведения расчетов с покупателями и заказчиками.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 189.90 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление современным  бизнесом сопровождается необходимостью решения задач различной сложности. Все чаще организации и индивидуальные предприниматели сталкиваются с  проблемой невозврата долгов со стороны  недобросовестных контрагентов. Возникающие  при этом конфликты интересов  уже стали неотъемлемой частью жизни  общества.

В свою очередь задолженность  относится к высоколиквидным  активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной задолженности  существенно увеличивает затраты  на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств  и как следствие негативно  сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании. Правильная организация расчетных  отношений приводит к совершенствованию  экономических связей, улучшению  договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности  осуществления расчетов, зависит  дальнейшее будущее договорных отношений  между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние предприятия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тема курсовой работы актуальна.

Объект исследования –  открытое акционерное общество (далее  – ОАО) «Гомельская птицефабрика»  Гомельской области.

Основной целью данной работы является рассмотрение принципов  анализа  расчетов с покупателями и заказчиками и применение их на практике на примере ОАО «Гомельская птицефабрика».

Задачи курсовой работы:

изучить теоретические основы анализа расчетов с покупателями и заказчиками;

провести анализ состава и структуры расчетов с покупателями и заказчиками, динамики оборачиваемости дебиторской задолженности;

определить внутренние резервы  повышения  эффективности проведения расчетов с покупателями и заказчиками.

Источниками написания работы послужили данные годовых отчетов за 2010-2012 гг., нормативные документы, научные труды экономистов, учебная литература и статьи периодических изданий.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие  методы анализа метод абсолютных и относительных величин, метод  цепных подстановок, монографический  метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

 

    1. Сущность процесса реализации и его роль в экономике сельскохозяйственной организации

 

Важнейшей стадией кругооборота средств организации является реализация произведенной продукции, выполненных  работ, оказанных услуг. В результате этого организации возмещаются  в денежной форме затраченные  на производство и сбыт продукции материальные и денежные ресурсы в виде выручки от реализации.

Согласно ст.31 Общей части  Налогового кодекса РБ реализацией  товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара (выполнение работ, оказание услуг) одним лицом для другого лица на возмездной или безвозмездной  основе, вне зависимости от способа  приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок. Готовая продукция (товары, работы и  услуги) считаются реализованными при  переходе права собственности на них от продавца к покупателю. В современных условиях сельскохозяйственные организации учет реализации продукции, работ, услуг ведут по мере отгрузки.

Сельскохозяйственные организации  реализуют свою продукцию заготовительным  организациям, прочим покупателям, через  собственную торговую сеть и предприятия  общественного питания, на рынках, за наличный расчет и выдают в порядке  натуральной оплаты труда.

Основной формой реализации готовой продукции сельскохозяйственных организаций выступают государственные  закупки. Государственная система  сбыта (реализации) продукции имеет  уже сложившуюся структуру продвижения  товара от производителей до потребителей. Она располагает сетью заготовительных  организаций, перерабатывающих и торговых предприятий, к числу которых  относятся молокозаводы, мясокомбинаты, хлебоприемные пункты, овощесушильные заводы и др.

Сельскохозяйственные организации  поставляют производимую продукцию  государственным заготовительным  организациям на основании договоров  контрактации, которые заключают  на каждый календарный год.

Договор контрактации состоит  из 9 разделов:

1. Предмет договора.

2. Качество и комплектность.

3. Сроки и порядок передачи  продукции.

4. Цена, порядок расчетов  и сумма договора.

5. Форс-мажорные обстоятельства.

6. Имущественная ответственность.

7. Срок договора, порядок  изменения и расторжения договора, рассмотрения споров.

8. Дополнительные условия.

9. Юридические адреса  сторон.

В данных разделах договора указываются наименования сельскохозяйственной и заготовительной организаций, заключивших между собой договор, наименование, количество, качество поставляемой продукции, цена, порядок расчетов, платежные и почтовые реквизиты  сельскохозяйственной организации  и покупателя и другие данные. Кроме  заготовительной и сельскохозяйственной организации договор контрактации подписывает государственный инспектор  по заготовкам и качеству продукции. Договору присваивается номер и он регистрируется в районом управлении сельского хозяйства и продовольствия. Договоры служат средством контроля за соблюдением условий, сроков, качества поставок и своевременности расчетов с покупателями.

В соответствии с Указом Президента РБ от 06.02.1995 № 51 «О мерах  по дальнейшему развитию сельскохозяйственного  производства» на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные  закупочные цены. Их уровень согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденному  постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее - Положение № 43), определяется товаропроизводителями по согласованию с перерабатывающими, заготовительными и торговыми предприятиями исходя из плановых затрат на производство, установленных  налогов и неналоговых платежей, необходимой прибыли и конъюнктуры  рынка.

На сельскохозяйственную продукцию, реализуемую для государственных  нужд, в соответствии с Указом Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах  по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» Советом Министров  РБ производится государственное регулирование  цен в форме утверждения фиксированных  закупочных цен на продукцию растениеводства  и животноводства, включенную в перечень государственных нужд.

На картофель и основные виды плодоовощной продукции облисполкомами утверждаются предельные закупочные цены.

Процесс реализации продукции  можно разделить на четыре периода. Первый период фактически сводится к  заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана  реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем  периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров-поставок. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика.

На процесс реализации оказывают влияние многие факторы, среди которых можно назвать  следующие:

  1. установленные сроки поставки продукции;
  2. увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;
  3. производительность труда;
  4. ввод в действие новых мощностей и оборудования;
  5. обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;
  6. повышение серийности производства;
  7. количество рабочих дней в каждом квартале;
  8. сезонность и сменность работы;
  9. сезонность реализации продукции;
  10. возможность выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов по различным производственно-техническим или организационным причинам;
  11. снятие с производства устаревших, нерентабельных изделий, не находящих потребителей.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных  средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими по оплате труда, поставщиками и возмещать производственные затраты. Не выполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятия её получателей. Поэтому в ряде случаев объём реализации продукции с учётом выполнения договорных поставок является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.

 

    1. Система показателей оценки качества задолженности, факторы ее определяющие и информационное обеспечение

 

В процессе своей деятельности предприятие образует определенный круг покупателей и заказчиков, которые  с ним осуществляют хозяйственные связи, представляющие собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность, непрерывность и своевременность реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Покупатели и заказчики  – это организации, приобретающие  продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполняемые  работы. Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки.

Поэтому для любого предприятия  одним из важнейших моментов в  деятельности является момент получения  сумм за поставленную им продукцию  и оплату за оказание услуг. В условиях развития рыночных отношений существует риск неоплаты за поставленную продукцию, что приводит к возникновению  дебиторской задолженности. Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, оказанные услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и другие).

В современном экономическом  словаре дано следующее определение  дебиторской задолженности: дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Организации и лица, которые  должны данной организации, называются дебиторами. Часть этой задолженности  в процессе финансово-хозяйственной  деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений, другая же часть может перейти  в разряд сомнительной.

Сомнительная дебиторская  задолженность свидетельствуют  о нарушениях покупателями финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих  мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны  предприятия систематического контроля.

Дебиторскую задолженность  можно классифицировать по следующим  признакам:

1. По продолжительности:

а) долгосрочная – задолженность, подлежащая погашению согласно договору более чем через один год с момента ее возникновения;

б) краткосрочная – задолженность со сроком погашения по договору до одного года.

2. По сроку погашения:

а) срочная (текущая) – задолженность, срок погашения которой не наступил;

б) просроченная – задолженность, срок погашения которой уже прошел;

в) отсроченная – задолженность, срок погашения по которой перенесен на более позднюю дату.

3. По отношению к отчетной  дате:

а) задолженность, платежи  по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;

Информация о работе Анализ расчетов с покупателями и заказчиками