Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. В связи с этим возникает необходимость группировки затрат по элементам.
Эксплуатационные расходы локомотивного депо состоят из следующих элементов: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты (в том числе по группам: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты); амортизация основных фондов; прочие затраты. Группировка расходов по указанным элементам осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И
Кафедра экономики
РЕФЕРАТ
На тему:
«АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ (на примере Локомотивного депо г. Минска)»
МИНСК, 2008
Важнейшая роль в организации работы железнодорожного транспорта принадлежит научно обоснованному планированию, учету, анализу и управлению эксплуатационными расходами. В связи с этим возникает необходимость группировки затрат по элементам.
Эксплуатационные расходы локомотивного депо состоят из следующих элементов: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты (в том числе по группам: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты); амортизация основных фондов; прочие затраты. Группировка расходов по указанным элементам осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.
Таблица 1.
Анализ себестоимости по локомотивному депо Минск за 2006-2007год
Наименование показателей |
Расходы за 12 месяцев 2006 г. |
Расходы за 12 месяцев 2007 года |
% роста к 2006 году | |||||
Перевозки млн. руб. |
ПВД млн. руб. |
Всего млн. руб. |
Перевозки, млн.руб. |
ПВД млн.руб. |
Всего млн.руб. | |||
План |
Факт | |||||||
ФОТ |
5014 |
211 |
5225 |
6941 |
6738 |
206 |
6944 |
132,9 |
Отчисления |
2030 |
74 |
2104 |
2674 |
2716 |
61 |
2777 |
132 |
Материалы |
1871 |
57 |
1928 |
2303 |
2210 |
29 |
2239 |
116,1 |
Топливо |
7829 |
1 |
7830 |
9940 |
10142 |
10142 |
129,5 | |
Эл. энергия |
8532 |
2 |
8534 |
10790 |
10935 |
8 |
10943 |
128,2 |
Амортизация |
1723 |
14 |
1737 |
1997 |
1953 |
5 |
1958 |
112,7 |
Прочие |
1990 |
44 |
2034 |
1796 |
1674 |
56 |
1730 |
85,1 |
ИТОГО: |
28989 |
403 |
29392 |
36441 |
36368 |
365 |
36733 |
125 |
Внереализацион |
ПО |
1563 |
||||||
Прочая реал. |
801 |
366 |
||||||
Операционные |
- |
190 |
||||||
ВСЕГО |
28989 |
1314 |
30303 |
36368 |
365 |
38852 |
128,2 | |
Объем работы, млн. т. км. бр. 8563,7 8636 8006,6 93,5 Ремонт локомотивов 2475,95 2320,57 2398,08 привел. ед. |
Фактические расходы предприятия за 12 месяцев 2007 года превышают прошлогодние на 28,2%. Основными причинами роста расходов локомотивного депо Минск в 2007 году, при уменьшении объема работы, являются:
1. рост стоимости ТМЦ
(согласно статистических
2. рост средней стоимости дизельного топлива на 135,1%, масла на 123,6%, электроэнергии на 130,7%. газа на 137,1%, бензин на 130,3%, водоснабжения на 63%.
3. повышения ставки первого разряда на 10,3%;
4. перевод работников на контрактную форму найма, повлекший повышение окладов на 30%. 40%.
Расходы по перевозкам выросли по сравнению с прошлым годом на 25,5%, а к плану составляют 99,8%.
Эксплуатационные расходы занимают 93,6% от общих расходов локомотивного депо Минск. Большую часть в расходах по перевозкам занимают затраты на электроэнергию - 30,1%, топливо -27,9%, ФОТ и отчисления - 26%.
Уменьшились расходы по прочей реализации - топлива, в связи с окончанием 26.04.2007 г. лицензии на оптовую торговлю нефтепродуктами.
Так же наблюдается увеличение внереализационных расходов - бывшие счета 81.5 «Использование прибыли», 88.3 «Фонд потребления», 88.7 «Фонд накопления» в связи с новым планом счетов и введением бухгалтерского учета учитываются с января 2007 г. как внереализационные операции.
Таблица 2.
Анализ себестоимости по локомотивному депо Минск за 2007-2008год
Наименование показателей |
Расходы 2007 г. |
Расходы 2008 года |
% роста к прош. году | |||||
Перевозки млн. руб. |
ПВД млн.руб. |
Всего млн.руб. |
Перевозки, млн.руб. |
ПВД млн.руб. |
Всего млн.руб. |
|||
План |
Факт |
|||||||
ФОТ |
6738 |
206 |
6944 |
9013 |
9196 |
186 |
9382 |
135,1 |
Отчисления |
2716 |
61 |
2777 |
3657 |
3732 |
50 |
3782 |
136,2 |
Материалы |
2210 |
29 |
2239 |
2460 |
2482 |
86 |
2568 |
114,7 |
Топливо |
10142 |
10142 |
11585 |
10696 |
10696 |
105,5 | ||
Эл. энергия |
10935 |
8 |
10943 |
12439 |
12758 |
12 |
12770 |
116,7 |
Амортизация |
1953 |
5 |
1958 |
2499 |
2498 |
23 |
2521 |
128,8 |
Прочие |
1674 |
56 |
1730 |
1875 |
2144 |
93 |
2237 |
129,3 |
ИТОГО: |
36368 |
365 |
36733 |
43528 |
43506 |
450 |
43956 |
119,7 |
Внереализационные нереализационные |
1563 |
1779 |
113,8 | |||||
Прочая реализация |
366 |
366 |
- |
|||||
Операционные |
190 |
157 |
82,6 | |||||
ВСЕГО |
36368 |
731 |
38852 |
43528 |
43506 |
450 |
45892 |
118,1 |
Объем работы, Млн.т.км.бр. 8006,6 8151 8444,1 105,5 |
Фактические расходы предприятия за 12 месяцев 2008 года превышают прошлогодние на 18,1%, в т.ч. расходы по эксплуатации и ПВД- на 19,7%, по эксплуатации - 19,6%.
В 2008 году отсутствуют расходы по прочей реализации - топлива, в связи с окончанием 26.04.2007 г. лицензии на оптовую торговлю нефтепродуктами
Рост эксплуатационных расходов за год вызван:
1. Повышением заработной платы:
- выполнение плана по среднемесячной плате, согласно приказа от 15.02.05 № 16/П;
- увеличение ставки первого разряда на 20% с 01.12.2008 г.;
- увеличение списочного состава
2. Увеличением расхода электроэнергии:
- увеличение объема работы по электротяге в грузовом движении;
- увеличение расхода по независящим от депо причинам
- увеличение среднего веса поезда;
3. Ростом амортизационных отчислений:
- прием на баланс депо
очистных сооружений, оборудования
по объекту «САИПС» (
4. Увеличением прочих расходов:
- рост стоимости газа, водоснабжения;
- увеличение суммы экологического налога, уплачиваемого за выбросы вредных веществ в атмосферу, в связи с ростом ставки налогообложения;
- увеличение затрат на содержание производственных зданий и сооружений в результате ввода в действие очистных сооружений и обслуживание теплосетей, также ремонт помещений дома отдыха локомотивных бригад;
- повышение отчислений от ФОТ в результате роста заработной платы.
5. Ростом стоимости топливно-
Эксплуатационные расходы составляют 94,8% от общих расходов локомотивного депо Минск. Большую часть в расходах по перевозкам занимают затраты на электроэнергию - 29,3%, топливо - 24,6%, ФОТ и отчисления - 29,7%.
По элементу "Затраты
на оплату труда" отражаются расходы
на оплату труда основного
По элементу "Отчисления на социальные нужды" отражаются отчисления в фонд социального страхования и фонд занятости населения.
По элементу "Материалы" отражается стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износа инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других средств труда, не относящихся к основным фондам, износа спецодежды и малоценных предметов и др.
По элементу "Топливо" отражается стоимость приобретаемого топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.
По элементу "Электроэнергия"
отражается стоимость покупной электроэнергии,
расходуемой на передвижение поездов
с электрической тягой и
По элементу "Амортизация
основных фондов" планируют и
учитывают амортизационные
К элементу "Прочие расходы"
относят: налоги, сборы, платежи (включая
по обязательным видам страхования),
отчисления в страховые фонды (резервы)
и другие обязательные отчисления;
платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих
веществ; затраты по возмещению вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением
здоровья, связанным с исполнением
ими трудовых обязанностей; вознаграждения
за изобретения и
Исходя из вышеизложенных данных можно сделать вывод о том, что структура себестоимости в течение трех лет существенно не изменялась, основной удельный вес занимают затраты на электроэнергию, топливо, ФОТ и отчисления.
Так как наибольший удельный вес в себестоимости занимают эксплуатационные расходы, которые составляют 94,8% от общих расходов локомотивного депо Минск, рассмотрим их подробнее на примере 2008 года.
2. Анализ себестоимости эксплуатационной деятельности по элементам затрат
Рис. 1 Удельный вес элементов затрат в расходах по перевозкам
1.ФОТ
Наименование элемента |
2007 год |
2008 год |
% роста к плану |
% роста к 2007 г. | |
План |
Факт | ||||
12 месяцев |
6738 |
9013 |
9196 |
102% |
136,5% |
Себестоимость на т.км.бр. |
0,84 руб. |
1,1руб. |
1,09руб. |
Причины роста:
1. Повышение ставки первого разряда на 32,4%
2. Перевод работников на контрактную форму найма с 01.04.2007 года, предусматривающую повышение должностного оклада; с 01.03.2008 г. на 40%-50% (ИТР), 40% - 50% (рабочим).
3. Рост списочной численности работников в течение года:
· Ввод новых должностей в штатное расписание - 5 единиц;
· Прием работников уволенных из ВС в количестве 7 человек;
· Прием в ноябре-декабре 2008 г. выпускников МПТК по специальности помощник машиниста в количестве 21 человека
4. Рост расходов на выплату единовременных премий и вознаграждений стимулирующего, компенсирующего характера и другие для выполнение плана по среднемесячной зар.плате, согласно приказа от 15.02.08 № 16/П
2. Отчисления
Наименование элемента |
2007 год |
2008 год |
% роста к плану |
% роста к 2007 г. | |
План |
Факт | ||||
12 месяцев |
2716 |
3657 |
3732 |
102,1% |
137,4% |
Себестоимость на т.км.бр. |
0,34 руб. |
0,45 руб. |
0,44 руб. |
3. Материалы
Наименование элемента |
2007 год |
2008 год |
% роста к плану |
% роста к 2007 г. | |
План |
Факт | ||||
12 месяцев |
2210 |
2460 |
2482 |
100,9% |
112,3 |
Себестоимость, руб/т.км.бр. |
0,27 руб. |
0,30 руб. |
0,29 руб. |
Причины роста:
1. Рост стоимости ТМЦ
2. Расход новых дорогостоящих запчастей и материалов на ремонт ТПС
4. Топливо
Наименование элемента |
2007 год |
2008 год |
% роста к плану |
% роста к 2007 г. | |
План |
Факт | ||||
12 месяцев |
10142 |
11585 |
10696 |
92,3% |
105,5% |
Себестоимость,руб/т.км.бр. |
1,27руб. |
1,42руб. |
1,27руб. |
Причина роста к прошлому году:
1. В 2008 г. увеличился объем работы
в хозяйственном движении по тепловозной
тяге в
связи с работой тепловоза 2М62 №138 в ПМС-71
с хозяйственными поездами с конца
мая 2008 г.
2. Рост стоимости дизельного топлива на 4,5%, дизельного масла на 7,8%.
5. Электроэнергия
Наименование элемента |
2007 год |
2008 год |
% роста к плану |
% роста к 2007 г. | |
План |
Факт | ||||
12 месяцев |
10935 |
12439 |
12758 |
102,6% |
116,7% |
Себестоимость, руб/т.км .бр. |
1,37руб. |
1,53руб. |
1,51 руб. |