Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:45, курсовая работа
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
• оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
• установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
• определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
• анализ себестоимости отдельных видов продукции;
• выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Годовой фонд отработанного времени в 2011 году составил 1 млн. 548 тысяч часов, что на 68 тысяч часов больше, чем в 2010 году. Прирост составил 4,6 %. В 2012-2013 году также планируется увеличение фонда заработной платы.
2. Технологической службой ОАО «Владхлеб» за отчетный год освоено и внедрено в производство 23 наименования новых изделий, из них прижилось 16 наименований изделий. Хлеб «Золотое зернышко» стал Лауреатом конкурса «100 лучших товаров России».
Производственную и коммерческую деятельности предприятия характеризуют показатели:
Потенциальные производственные возможности предприятия можно оценить с помощью показателей производственной мощности и среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
Эти данные позволяют рассчитать такие
важные технико-экономические
- коэффициент использования
- выпуск продукции на рубль стоимости основных производственных фондов.
Показатели среднегодовой
Современное предприятие — это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления — использование элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.
В связи с тем, что работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками, кто-то должен координировать и направлять усилия. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того, чтобы предприятие действовало успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности.
Процесс управления состоит из следующих функций: планирования, организации, мотивации и контроля.
Функция планирования связана с выработкой решения относительно целен бизнеса и действий для достижения этих целей.
Функция организации состоит в создании определенной структуры для выполнения стратегических и тактических планов предприятия.
Задача функции мотивации состоит в том, чтобы работники хорошо выполняли трудовые обязанности и благодаря этому имели возможность удовлетворять своп материальные и духовные потребности.
Функция контроля направлена
на своевременное выявление
Результативность управления
в значительной мере связана с
выбором организационной
Суть проблемы повышения
экономической эффективности
Проблема эффективности
в целом не нова, она существует
в той или иной интерпретации
с периода возникновения
Важное значение в системе управления производством занимает умение наиболее объективно определять эффективность производства предприятия. Длительное время в среде экономистов велась дискуссия о том, с помощью какого показателя (показателей) можно наиболее объективно определять эффективность производства.
Процесс производства на любом предприятии осуществляется при определенном взаимодействии трех определяющих его факторов: персонала (рабочей силы), средств труда и предметов труда. Используя имеющиеся средства производства, персонал производит общественно полезную продукцию или производственные и бытовые услуги. Это означает, что, с одной стороны, имеют место затраты живого и овеществленного труда, а с другой, - результаты производства. Последние зависят от масштабов применяемых средств производства, кадрового потенциала и уровня их использования.
Залог успеха деятельности
любого предприятия кроется в
постоянном повышении эффективности
производства, систематическом анализе
производственной деятельности, разработке
и внедрении мероприятий
2. Анализ себестоимости продукции
2.1. Анализ себестоимости по элементам затрат
Расходы, связанные с
реализацией продукции, относятся
к внепроизводственным
К комплексным статьям относятся и прочие производственные расходы, в состав которых в разных отраслях промышленности включаются различные виды расходов, например отчисления на научно-исследовательские и опытные работы, на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, а также расходы, которые не могут быть отнесены на себестоимость в составе других статей.
Себестоимость промышленной продукции и ее структура Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Затраты на производство охватывают
все материальные, трудовые и денежные
расходы, необходимые для
Суммирование затрат по экономическим элементам предполагает объединение их в зависимости от экономического содержания, а по статьям калькуляции в зависимости от места их возникновения. Но эти две классификации затрат и их анализ взаимно дополняют друг друга. Экономическое значение сметы и калькуляции затрат на производство заключается в том, что они дают возможность выявить структуру затрат на производство по элементам, изучить их соотношение и проследить за изменением уровня отдельных затрат в результате изменения в технике, технологии и организации производства.
При анализе затрат по экономическим элементам основной задачей анализа является установление структуры этих затрат и ее изменение в отчетном году по сравнению с предыдущим, а также изучение соотношения отдельных элементов в общей сумме затрат, что имеет большое значение не только при решении вопросов размещения, но и для выявления тех ресурсов, которые занимают наибольший удельный вес в затратах, и экономия которых имеет очень важное значение для снижения себестоимости продукции. Для анализа составляется аналитическая таблица 2.
Таблица 2
Структура затрат на производство
Элементы затрат |
Предыдущий год |
Отчетный год | ||
тыс.руб. |
% к итогу |
тыс.руб. |
% к итогу | |
1.Материальные затраты |
504838 |
61,7 |
581475 |
54,7 |
2.Топливо |
23095 |
2,8 |
41525 |
3,9 |
3.Энергия |
36725 |
4,5 |
69225 |
6,5 |
4.Зарплата |
170280 |
20,8 |
200500 |
18,9 |
5.Отчисления на соц. нужды |
39624 |
4,8 |
71043 |
6,7 |
6.Амортизация ОПФ |
2103 |
0,3 |
2167 |
0,2 |
7.Прочие затраты |
41127 |
5,0 |
96902 |
9,1 |
Полная себестоимость |
817792 |
100 |
1062837 |
100 |
Из приведенных в таблице 2 данных видно, что производство хлебобулочных изделий является материалоемким, т.к. удельный вес сырья и материалов в себестоимости составляет 54,7%.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в отчетном году уменьшился удельный вес сырья и материалов по сравнению с прошлым годом с 61,7% до 54,7%, т.е. на 7% и увеличился удельный вес прочих расходов на 4,1%.
Объясняется это тем, что в производстве хлебобулочных изделий стало применяться более дорогостоящее сырье, а также возросли затраты на упаковку изделий с целью исключения порчи продукции при доставке до потребителя.
Прочие расходы возросли за счет затрат по рекламе и участия в выставках. В современных рыночных отношениях, когда борьба за рынок сбыта стала одной из первостепенных задач производителя, эти затраты становятся совершенно необходимыми и их доля в себестоимости и дальше будет увеличиваться.
Доля остальных элементов
затрат в себестоимости
Объясняется это тем, что темпы объемов производства оказались выше темпов роста затрат.
Наиболее обобщающим
показателем себестоимости
.
Необходимо абсолютные приросты затрат на 1 руб. товарной продукции за счёт каждого фактора умножить на фактический объём реализации продукции, выраженный в плановых ценах (табл.3).
Таблица 3
Порядок расчёта влияния факторов на изменение суммы прибыли
Фактор |
Формула расчёта влияния фактора |
Объём выпуска товарной продукции
Структура товарной продукции
Уровень переменных затрат на единицу продукции
Изменение суммы постоянных затрат
Изменение уровня отпускных цен |
|
Итого |
|
В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.1.
Рис.1. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции.
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции – затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы (рис.2.).
Информация о работе Анализ себестоимости продукции на примере ОАО "Владхлеб"