Анализ современной ситуации в ракурсе социальной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:11, реферат

Краткое описание

Цель настоящего исследования – характеристика социальной ответственности в бизнесе, а также разработка долгосрочной социально-значимой программы для определенной организации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: собрать и проанализировать литературу по данной тематике; дать общую характеристику социальной ответственности в бизнесе; определить плюсы и минусы социальной ответственности; проанализировать состояние социальной ответственности на современных предприятиях; разработать социально-значимую программу для конкретной организации.

Содержание

Введение
Сущность социальной ответственности
1 Понятие социальной ответственности
2 Преимущества и недостатки социальной ответственности
3 Анализ современной ситуации в ракурсе социальной ответственности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

(Мотивы социальной ответственности бизнеса).doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 Сущность социальной  ответственности 

1 Понятие социальной ответственности

2 Преимущества и недостатки  социальной ответственности

3 Анализ современной ситуации  в ракурсе социальной ответственности

Заключение

Список литературы 
Введение

 

Социальная ответственность бизнеса - ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и так далее), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется в замедлении воспроизводства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. В этом и состоит актуальность исследуемой темы. Объектом исследования является определенная организация (в частности УВО при УВД по Оренбургской области), а предметом – социально-значимые нормы определенные (существующие на сей момент программы) или неопределенные (предложенная автором программа) законодательством.

Цель настоящего исследования – характеристика социальной ответственности в бизнесе, а также разработка долгосрочной социально-значимой программы для определенной организации.  Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: собрать и проанализировать литературу по данной тематике; дать общую характеристику социальной ответственности в бизнесе; определить плюсы и минусы социальной ответственности; проанализировать состояние социальной ответственности на современных предприятиях; разработать социально-значимую программу для конкретной организации.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка используемой литературы. Научной основой исследования стали монографии, учебные пособия и учебники различных авторов.

 

 

Сущность социальной ответственности бизнеса

 

 Понятие социальной ответственности

 

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин «социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему. Для начала определимся, что такое ответственность.

Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность – категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к людям, к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

Согласно, словарю Н.И. Перцовского1 социальная ответственность определяется как ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; согласуется с международными нормами поведения; введено во всей организации.

В обиход данное понятие вошло не так давно, и, для обозначения одной и той же идеи в разные годы появлялись различные термины. Например, корпоративное гражданство (1970-е), (корпоративная) социальная ответственность (1990-е), корпоративная ответственность, устойчивое развитие (2000-е).

Это не означает, что один термин сменял другой, скорее, через переформулировку термина происходило уточнение его содержания или подчеркивались специфические особенности этого содержания. Следует заметить, что все термины до сих пор находятся в употреблении. Приведем лишь несколько примеров.

«Корпоративное гражданство – это стратегия развития бизнеса, поддерживающая ценности, которая компания объявляет в своей миссии, а также ежедневный выбор, которые делают ее менеджеры и работники».

«Социальная ответственность касается отношений компании не только с клиентами, поставщиками и работниками, но также соприкасается с потребностями, ценностями и целями общества».

«Быть социально ответственным означает не только оправдывать ожидания общества, но и инвестировать в людские ресурсы, охрану окружающей среды и отношения со стейкхолдерами».

Согласно, мнения Е. Баранчикова2 Социальная ответственность определяет суть поведения компаний и их ответственность за вклад в развитие общества. Социальная ответственность не является необязательным дополнением к основной деятельности компании и не ограничивается филантропией. Социально ответственной можно считать корпорацию, которая управляет бизнесом, принимая во внимание все возможные негативные и позитивные последствия своей деятельности в области экологии, экономики и социальной сферы.

Сейчас принято считать, что сущность социальной ответственности сводиться к тому, что это: способ анализа взаимозависимых отношений, которые существуют между бизнесом вместе с экономическими системами в целом и обществом, в котором они существуют; форма обсуждения того, в какой мере бизнес ответственен перед обществом; средство, с помощью которого можно обнаружить позитивные последствия для бизнеса, который не отказывается от этой ответственности.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень  социальной ответственности бизнеса  предполагает благотворительную деятельность3.

Существуют внешняя и внутренняя форма социальной ответственности. К внутренней форме социальной ответственности бизнеса можно отнести: безопасность труда, стабильность заработной платы, поддержание социально значимой заработной платы, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях.

К внешней форме социальной ответственности бизнеса относят: спонсорство и корпоративная благотворительность, содействие охране окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и местной властью, готовность участвовать в кризисных ситуациях.

Различают следующие типы социальных программ, разработанных в ракурсе социальной ответственности: собственные программы компаний; программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления; программы партнерства с некоммерческими организациями; программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями; программы информационного сотрудничества со СМИ.

В основе социальной ответственности бизнеса лежат следующие мотивы4:

- развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке;

- рост производительности труда в компании;

- улучшение имиджа компании, рост репутации;

- реклама товара или услуги;

- освещение деятельности компании в СМИ;

- стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе;

- возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний;

- сохранение социальной стабильности в обществе в целом;

- налоговые льготы.

Разработаны следующие инструменты реализации социальных программ: благотворительные пожертвования и спонсорская помощь; добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы; корпоративное спонсорство; корпоративный фонд; денежные гранты; социальные инвестиции; социальный маркетинг.

Таким образом, под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и так далее. Другими словами можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

 

2 Преимущества и недостатки социальной ответственности

 

Объем и характер преимуществ социальной ответственности для организации может различаться в зависимости от характера предприятия и сложно поддается количественному измерению. Бизнес не может ориентироваться на краткосрочные результаты финансовой деятельности при разработке своей стратегии социальной ответственности.

Экономическое обоснование корпоративной социальной ответственности в рамках компании чаще всего учитывает один или несколько из следующих факторов5: персонал, управление рисками, дифференциация марки товара, лицензия на работу. Рассмотрим, эти положительные стороны социальной ответственности бизнеса подробнее.

Итак, что касается персонала - программа социальной ответственности может рассматриваться как помощь в привлечении и сохранении персонала, в частности, на конкурентном рынке выпускников ВУЗов. Потенциальные работники часто спрашивают во время собеседования о политике фирмы в области социальной ответственности, и наличие комплексной политики может дать преимущества. Кроме того, корпоративная социальная ответственность может помочь улучшить восприятие компании среди ее персонала, в особенности, когда персонал может участвовать через систему выплаты зарплаты, деятельности по привлечению средств или социальной работы в местном сообществе.

Управление рисками - центральный момент многих корпоративных стратегий. Репутацию, на создание которой ушли десятилетия, можно разрушить за несколько часов в результате таких происшествий, как связанные с коррупцией скандалы или экологические аварии. Эти события также могут привлечь нежелательное внимание регулятивных органов, судов, правительств и средств массовой информации. Создание собственной культуры «надлежащего поведения» в корпорации может минимизировать эти риски.

На переполненных рынках компании стремятся создать уникальное торговое предложение, которое в умах потребителей отличает их от конкурентов. Социальная ответственность может сыграть некоторую роль в формировании лояльности потребителя, основанной на отличительных этических ценностях. Оказывающие бизнес-услуги организации также могут получить преимущества от создания репутации честного подхода и оптимальной практики.

Корпорации стремятся избежать вмешательства в их деятельность через налогообложение и регулирование. Принимая последовательные добровольные меры, они могут убедить правительства и широкие общественные круги в том, что они серьезно относятся к таким проблемам, как охрана труда и безопасность, многообразие видов и экология, и таким образом избежать вмешательства. Этот также относится к фирмам, стремящимся оправдать бросающиеся в глаза прибыли и высокий уровень заработной платы членов совета директоров. Компании, работающие за рубежом, могут убедить в том, что их радушно принимают благодаря тому, что они являются добросовестными корпоративными гражданами в отношении стандартов труда и воздействия на окружающую среду.

Критики и сторонники социальной ответственности спорят относительно ряда связанных с ней вопросов. Они включают отношение социальной ответственности к фундаментальной цели и характеру деятельности и спорные мотивы участия в корпоративной ответственности, в том числе беспокойства относительно неискренности и лицемерия6.

Корпорации существуют для производства продуктов и (или) оказания услуг, которые приносят прибыль их акционерам. Некоторые люди воспринимают социальную ответственность как противоречие самому характеру и цели бизнеса, а также как вмешательство в свободную торговлю. Те, кто утверждают, что социальная ответственность противоречит капитализму, и выступают в пользу неолиберализма, говорят, что улучшения в области охраны труда, продолжительности жизни и (или) детской смертности были созданы экономическим ростом, связанным со свободным предпринимательством. Критики этого утверждения воспринимают неолиберализм как противоположность благосостоянию общества и вмешательство в свободу человека. Они заявляют, что тип капитализма, практикующийся во многих развивающихся странах, является формой экономического и культурного империализма, отмечая, что эти страны обычно имели меньшую степень охраны труда и, следовательно, их граждане подвержены более высокому риску эксплуатации мультинациональными корпорациями.

Одни утверждают, что некоторые корпорации начинают программы социальной ответственности ради коммерческих преимуществ, которые они получат благодаря повышению своей репутации в глазах общественности или правительства. Они полагают, что корпорации, которые существуют исключительно ради максимизации прибыли, не могут действовать в интересах общества в целом.

Таким образом, социальная ответственность имеет как положительные так и отрицательные стороны. К положительным моментам для фирм относятся: трудоустройство персонала, управление рисками и создание собственной корпоративной этики, объединение марки товара, лицензия на работу. К отрицательным моментам социальной ответственности критики относят: лицемерие и неискренность корпораций, в целом считая, что для обеспечения социально-ответственного поведения компаний обязательное государственное и международное регулирование лучше, чем добровольные меры.

 

3 Анализ современной ситуации в ракурсе социальной ответственности

 

В последние годы вопросы социальной ответственности и профессиональной этики в мировом бизнес-сообществе выдвинулись на первый план. Не случайно современный менеджмент переходит от концепции тотального управления качеством к социально-ориентированной концепции управления, которая предполагает увеличение внимания к требованиям различных «заинтересованных сторон», под влиянием которых находится компания, и к вопросам сохранения окружающей среды.

Информация о работе Анализ современной ситуации в ракурсе социальной ответственности