Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:11, курсовая работа
Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Эти задачи решаются на основе исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей и разбиваются на следующие аналитические блоки: горизонтальный и вертикальный анализ; анализ ликвидности и платежеспособности; прогнозирование банкротства предприятия; анализ финансовой устойчивости; анализ деловой активности.
Анализ ликвидности и платежеспособности.
1 Анализ финансового состояния предприятия………………………………………………..3
1.1 Горизонтальный и вертикальный анализ ………………………………………………….3
1.2 Анализ ликвидности и платежеспособности………………………………………………5
1.3 Оценка вероятности банкротства предприятия……………………………………………8
1.4 Анализ финансовой устойчивости ……………………………………………………….10
1.5 Анализ деловой активности ……………………………………………………………….15
2 Анализ финансовых результатов деятельности организации …………………………….19
2.1 Анализ динамики и структуры прибыли …………………………………………………19
2.2 Факторный анализ прибыли от продаж…………………………………………………...20
2.3 Трехкомпонентный анализ рентабельности………………………………………………24
2.4 Анализ рентабельности по трем видам деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной)……………………………………………………………………………….26
3.Расчет чистых активов ………………………………………………………………………28
4.Анализ движения денежных средств ……………………………………………………….
Представленные
в таблице данные показывают, что
наибольший удельный вес в структуре
доходов приходится на выручку от
продаж , равную 99,7% в 2010 г., и 99,5% в 2011 г.
Это свидетельствует о
Положительная динамика у показателя прочие доходы, он вырос в 2011 году на 1437 тыс. руб. и составил 2594 тыс. руб.
Выручка от продаж составляла в 2010 году 554396 тыс. рублей, в 2011 году увеличилась на 74199 тыс. рублей и составила 628595 тыс. руб.
Прибыль от продаж имеет тенденцию к снижению в 2011 году, она снизилась на 1809 тыс. рублей и составила 28139 тыс. руб. Это прежде всего связано с ростом затрат на производство и сбыт продукции, в частности с увеличением себестоимости продукции в 2011 году на 62363 тыс. руб. Однако, чистая прибыль увеличилась в 2011 году на 3389 тыс.руб и составила 14346 тыс.руб.
Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно- хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.
Факторный анализ финансового результата от продаж позволяет определить влияние на прибыль от продаж следующих факторов:
1.Расчет влияния
на прибыль от продаж
При анализе необходимо учесть влияние инфляции. Индекс цен (Iц) определяется:
Iц = (100% + уровень инфляции) / 100%
Iц=(100%+10%)/100%=1,1
Выручка отчетного периода в базисных ценах определяется:
В1(цо) = выручка отчетного периода (В1) / Iц
В1(цо)=628595/1,1=571450
Изменение прибыли за счет изменения цен определяется:
+- ∆ Приб (ц) = (В1 – В1(цо))*Rо, где Rо (рентабельность продаж базисного года) = прибыль от продаж (Приб0) / выручка (Во)
В1 – выручка отчетного года
Rо =29948/554396=0,05401
+- ∆ Приб (ц)=(628595-571450)*0,05401=
2.Расчет влияния
на прибыль от продаж
Изменение прибыли за счет изменения объема реализации будет определяться:
+- ∆ Приб (в) = (В1(цо) – В0)*Rо,
где В0 – выручка базисного года в ценах базисного года
+- ∆ Приб (в)
=(571450-554396)*0,05401=921,
3.Расчет влияния
на прибыль от продаж
+- ∆ Приб (усс) = -В1 * ( УСС1 - УСС0),
где УСС1 (уровень себестоимости отчетного года) = себестоимость / выручка
УСС0 (уровень себестоимости базисного года) = себестоимость / выручка
УСС1 =408292/628595=0,64953
УСС0 =342929/554396=0,61856
+- ∆ Приб (усс)
= -628595*(0,64953-0,61856)=-
4.Расчет влияния на прибыль от продаж изменения уровня коммерческих расходов (∆Приб (укр)):
+- ∆ Приб (укр)
= -В1 * ( УКР1 - УКР0), где УКР0 (уровень
коммерческих расходов
УКР1 (уровень коммерческих расходов отчетного года) = коммерч. расходы / выручка
УКР1 =143703/628595=0,2286
УКР0 =131722/554396=0,2375
+- ∆ Приб (укр)=
-628595*(0,2286-0,2375)=5594,
5.Расчет влияния
на прибыль от продаж
+- ∆ Приб (уур) = -В1 * ( УУР1 - УУР0), где УУР0 (уровень управленческих расходов базисного года) = управл. расходы / выручка
УУР1 (уровень управленческих расходов отчетного года) = управл. расходы / выручка
УУР1 =48461/628595=0,07709
УУР0 =49797/554396=0,0898
+- ∆ Приб (уур)
=-628595*(0,07729-0,0898)=
В заключении расчета влияния факторов следует составить баланс факторов: общее отклонение отчетной прибыли от продаж (Приб1 – Приб0) =
28139-29948= -1809
Фактор |
Влияние | |
1 |
изменение продажных цен на продукцию |
3086,40145 |
2 |
изменение объема реализации |
921,08654 |
3 |
изменение уровня себестоимости продукции |
-19467,5871 |
4 |
изменение уровня коммерческих расходов |
5594,4955 |
5 |
изменение уровня управленческих расходов |
7989,44245 |
Суммарное изменение под влиянием факторов: |
-1876,16 |
За счет изменения продажных цен на продукцию прибыль от продаж увеличилась на 3086,4 тыс. руб; за счет изменения уровня объема реализации прибыль от продаж увеличилась на 921,08 тыс. руб.; за счет увеличения себестоимости продукции прибыль от продаж снизилась на 19467,58 тыс.руб.; за счет снижения уровня коммерческих расходов прибыль от продаж увеличилась на 5594,49 тыс. руб.; за счет изменения уровня управленческих расходов прибыль от продаж увеличилась на 7989,44 тыс.руб.
При обобщении следует выделить наиболее значительное влияние факторов и дать им оценку.
В процессе анализа прибыли от продаж следует также рассчитать:
- порог рентабельности (ПР);
- запас финансовой прочности (ЗФП);
- эффект операционного рычага (ЭОР).
Расчет проводится на основе формы №2.
1.Порог рентабельности в отчетном году равен:
ПР1 = (КР1 + УР1) / КМД, где КР1 и УР1 – соответственно коммерческие и управленческие расходы отчетного года;
КМД – коэффициент маржинального дохода, который рассчитывается путем деления валовой прибыли (стр. 029, ф.№2) на выручку от реализации (стр. 010, ф.№2).
ПР1 =(143703+48461)/(220303/
ПР0 =(131722+49797)/(211467/
Порог рентабельности представляет собой выручку в таком размере, когда обеспечивается полное покрытие всех издержек при прибыли, равной нулю.
2.Запас финансовой прочности следует рассчитать в сумме и в долях единицы.
ЗФП (в стоимостном выражении) = В – ПР
ЗФП (в долях единицы) = ЗФП / В, где В – соответствующий показатель выручки от реализации.
В стоимостном выражении:
ЗФП1=628595-67334,2656=561260,
ЗФП0=554396-69231,3466=485164,
В долях единицы:
ЗФП1=561260,73/628595=0,89
ЗФП0=485164,65/554396=0,87
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не имея при этом убытков.
3.Эффект операционного рычага (ЭОР) отражает степень интенсивности изменения прибыли под влиянием изменения выручки и ассоциируется с предпринимательским риском предприятия.
Эффект операционного рычага равен:
ЭОР = Валовая прибыль / Прибыль от продаж
ЭОР1=220303/28139=7,82
ЭОР0=211467/29948=7,06
Эффект операционного рычага показывает, на сколько изменится прибыль от продаж под влиянием изменения выручки на 1%.
Показатели рентабельности – относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны три группы показателей рентабельности: рентабельность основной деятельности, рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность активов. В первую группу входят показатели рентабельности продаж, производства, во вторую – показатели рентабельности совокупного и собственного капитала, в третью – валовая, операционная и чистая маржа (рассчитываются соотнесением валовой, операционной и чистой прибыли к выручке от реализации).
Таблица 7.
Показатель |
2011, в % |
2010, в % |
Динамика, % |
Показатели рентабельности основной деятельности | |||
R1 Рентабельность продажи | |||
по прибыли от реализации |
4,4 |
5,4 |
-1 |
по балансовой прибыли |
3 |
2,8 |
0,2 |
R2 Рентабельность производства | |||
по прибыли от реализации |
6,8 |
8,7 |
-1,9 |
по балансовой прибыли |
4,61 |
4,6 |
0,01 |
R3 Рентабельность основной деятельности | |||
по прибыли от реализации |
4,6 |
5,7 |
-1,1 |
по балансовой прибыли |
3,1 |
3 |
0,1 |
Показатели рентабельности капитала | |||
R4 Рентабельность собственного капитала (ROE) | |||
по чистой прибыли |
9 |
7,4 |
1,6 |
по балансовой прибыли |
11,9 |
10,7 |
1,2 |
R5 Рентабельность инвестиций | |||
по чистой прибыли |
9,1 |
7,4 |
1,7 |
по балансовой прибыли |
11,9 |
10 |
1,9 |
Показатели рентабельности активов | |||
R7 Рентабельность активов (ROI) | |||
по чистой прибыли |
7,9 |
6,4 |
1,5 |
по балансовой прибыли |
10,4 |
9,3 |
1,1 |
R8 Рентабельность фондов (RFA) | |||
по чистой прибыли |
17,3 |
12,3 |
5 |
по балансовой прибыли |
22,7 |
17,8 |
4,9 |
R9 Рентабельность текущих активов (RCA) | |||
по чистой прибыли |
14,8 |
13,8 |
1 |
по балансовой прибыли |
19,4 |
19,9 |
-0,5 |
За анализируемые периоды не произошло значительных изменений по коэффициентам рентабельности.
Что касается анализа коэффициентов рентабельности, то наиболее широкое распространение получила факторная модель фирмы «DuPont». Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния складывающиеся тенденции в их изменении и значимости.
Поскольку существует
множество показателей
ROE = ЧП / СК = [ЧП / В]*[В / А]*[А / СК],
где ЧП – чистая прибыль соответствующего периода;
В – выручка;
А – сумма активов предприятия;
СК – собственный капитал.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй – актив баланса, третий – пассив баланса. Расчет влияния каждого фактора можно произвести методом цепных подстановок.
I подстановка:
ROE0 = [ЧП0 / В0]*[В0 / А0ср]*[А0 / СК0]
ROE0 =(10957/554396)*(554396/
II подстановка:
ROE (рентабельность продаж отчетная)
= [ЧП1 / В1]*[В0 / А0]*[А0 / СК0] = (14346/628595)*3,34*1,15=0,
IIп – Iп = ROE (ЧП1 / В1) - ROE0 = +- ∆ROE (ЧП/В)
+- ∆ROE (ЧП/В)=0,08781-0,07581=0,012– под влиянием рентабельности продаж
III подстановка:
ROE ((ЧП1 / В1)*(В0 / А0))= [ЧП1 / В1]*[В1 / А1]*[А0 / СК0] = 0,09417
IIIп – IIп = ROE ((ЧП1 / В1)*(В1 / А1)) - ROE (ЧП1 / В1) = +- ∆ROE (В/А)
+- ∆ROE (В/А) =
0,09417-0,08781=0,00636– под
IV подстановка:
ROE1 = [ЧП1 / В1]*[В1 / А1]*[А1 / СК1]=0,09388
IVп – IIIп = ROE1 - ROE ((ЧП1 / В1)*(В1 / А1))
+- ∆ROE (А/СК)
=0,09388-0,09417=-0,00029–
Сумма влияния всех факторов должна быть равна общему отклонению рентабельности собственного капитала отчетного года от базисного (предыдущего).Сумма влияния всех факторов равна: 0,018
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности организации