Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышением уровня рентабельности предприятия.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) раскрыть сущность и содержание доходов и расходов предприятия;
2) рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;
3) исследовать динамику изменения основных экономических показателей прибыли и рентабельности предприятия и установить факторы, преимущественно влияющие на значения этих показателей;
4) на основе данных расчетно-аналитической части работы предложить пути улучшения финансовых результатов предприятия.
Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов
1.1 Понятие, состав и экономическая сущность финансовых результатов 5
1.2 Значение и задачи анализа финансовых результатов 12
1.3 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов 14
2. Методические аспекты анализа финансовых результатов
2.1 Методика анализа состава, структуры, динамики абсолютных финансовых результатов 16
2.2 Методика анализа относительных финансовых результатов 20
2.3 Методика факторного анализа финансовых результатов 23
3. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Тутаевский моторный завод»
3.1 Общая характеристика предприятия 25
3.2 Анализ состава, структуры, динамики абсолютных финансовых результатов предприятия 28
3.3 Анализ относительных финансовых результатов предприятия 33
3.4 Факторный анализ финансовых результатов предприятия 36
3.5 Резервы и пути улучшения финансовых результатов предприятия 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 44
Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью прибыли, получаемой предприятием, и соответственно отражаются в отчёте о прибылях и убытках за текущий период. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, прибыль, полученную инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, а также другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции, услуг, выполнением работ, продажей имущества.
Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько периодов. Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду, при этом основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Необходимо установить причины потерь и проверить правильность и обоснованность отнесения их на убытки. При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены эти суммы и кто является виновником.
При анализе
устанавливаются причины
В заключение анализа внереализационных финансовых результатов разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долго- и краткосрочных финансовых вложений.
2.2 Методика
анализа относительных
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность
работы предприятия в целом, доходность
различных направлений
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие
окупаемость издержек
2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли от реализации продукции к полной себестоимости продукции.
Рентабельность продаж отражает уровень спроса на продукцию, работу и услуги, насколько правильно данное предприятие определяет товарный ассортимент и товарную стратегию. Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции к величине выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Рентабельность активов (имущества) рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его активов. Рентабельность текущих активов рассчитывается как отношение чистой прибыли предприятия к стоимости его оборотных средств. Данный показатель демонстрирует эффективность использования оборотных средств.
Рентабельность собственного капитала определяется как отношение чистой прибыли предприятия к величине его собственного капитала.
Основные показатели рентабельности и порядок их расчёта представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели рентабельности
Показатель |
Расчётная формула |
Пояснения |
Рентабельность продукции |
||
Рентабельность продаж |
||
Рентабельность активов |
||
Рентабельность текущих активов |
||
Рентабельность собственного капитала |
Приведённые показатели не имеют нормативных значений, зависят от множества факторов и существенно варьируют по предприятиям различного профиля, размера, структуры активов и источников средств.
Необходимо проанализировать показатели рентабельности в динамике, т. е. насколько они изменились в отчётном году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Прежде всего, это совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важным фактором роста рентабельности в современных условиях является работа по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, и росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно стать главным условием прибыльности и рентабельности производства.
Нужно добавить, что при анализе показателей рентабельности необходимо принимать во внимание следующие моменты:
1) рентабельность
на прямую зависит от
2) оценка числителя и знаменателя в показателях рентабельности различается за счет того, что прибыль отражает реальный результат деятельности предприятия за отчетный период, а стоимость активов, формирующаяся в течении ряда лет, отражается в учетной оценке, которая сильно отличается от рыночной;
3) влияние временного аспекта проявляется следующим образом: показатели ликвидности могут быть относительно низкими в отчетный период за счет перехода на новые технологии и других долгосрочных инвестиции; следовательно, это снижение уже нельзя рассматривать как отрицательный момент.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
2.3 Методика факторного анализа финансовых результатов
После того, как был проведён анализ состава, структуры и динамики абсолютных финансовых результатов проводится факторный анализ валовой прибыли предприятия. Он проводится на основе данных отчёта о прибылях и убытках.
Расчёт можно произвести способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.
Валовая прибыль предприятия – это показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия и определяемый как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Метод цепных подстановок является наиболее универсальным методом экономического анализа, т. к. он используется во всех типах детерминированных факторных моделей.
Сущность приёма заключается в вычислении дополнительно к базисному (плановому) и отчётному показателю несколько условных значений результата при абстрактном допущении в каждом расчёте неизменности всех факторов, кроме одного.
Цепной подстановкой называется последовательная замена при расчёте базисной величины факторов на отчётную.
Факторная модель валовой прибыли может быть представлена в следующем виде:
где - валовая прибыль предприятия;
- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.
Для факторного
анализа валовой прибыли
Таблица 2
Расчёт влияния факторов на изменение валовой прибыли предприятия
Взаимодействующие факторы |
Результирующий показатель, ВП |
Изменение результирующего показателя, ΔВП |
Причина изменения | |
Выручка |
Себестоимость | |||
План |
План |
План |
- |
- |
Факт |
План |
Расчёт |
- |
- |
Факт |
Факт |
Факт |
- |
- |
По полученным данным можно установить, как изменилась сумма валовой прибыли за счет каждого фактора. После этого указывается причина соответствующего изменения.
3. Анализ финансовых результатов ОАО «Тутаевский моторный завод»
3.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Тутаевский моторный завод» является одним из крупнейших предприятий по производству восьмицилиндровых двигателей и запчастей к ним не только Ярославской области, но и на территории СНГ.
Предприятие создано в 1968 году как филиал Ярославского моторного завода. В 1974 году на основании Приказа по МАП «Тутаевский завод дизельных агрегатов» получил статус производственной единицы Ярославского производственного объединения «Автодизель». С марта 1985 года в соответствии с Приказом министра автомобильной промышленности предприятие переименовано в «Тутаевский моторный завод» (ТМЗ).
ТМЗ, как открытое акционерное общество «Тутаевский моторный завод» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года № 721.
Учредителем Общества является Комитет по управлению государственным имуществом Ярославской области.
ОАО «ТМЗ» является правопреемником акционерного общества открытого типа «Тутаевский моторный завод», которое являлось правопреемником Тутаевского моторного завода в отношении всех прав и обязанностей указанных организаций.
Общество создано на неопределенный срок.
Основным видом деятельности завода является выпуск дизельных 8-цилиндровых V-образных двигателей многоцелевого назначения размерностью 140 х140, мощностью 270-600 л.с, коробок перемены передач, узлов и деталей к двигателям Ярославского моторного завода, сцеплений к силовым агрегатам, крупногабаритных отливок из серого чугуна повышенной прочности, горячих и холодных штамповок, холодновысадочных заготовок, а также запасных частей к двигателям и коробкам перемены передач производства ЯМЗ и ТМЗ.
Основные экономические показатели деятельности ОАО «ТМЗ» сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Динамика основных показателей экономической деятельности ОАО «ТМЗ» за 2004-2009 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2004 г. |
2005г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Товарная продукция - в действ. ценах |
т.р. |
1556829 |
2018963 |
2231836 |
2911504 |
2954132 |
1284881 |
- в ценах 2009 года |
т.р. |
2450263 |
2651185 |
2823512 |
3371274 |
2993691 |
1284881 |
- % к предыдущему году |
% |
- |
108,2 |
106,5 |
119,4 |
88,8 |
42,9 |
- % к 2004 году |
% |
- |
108,2 |
115,2 |
137,6 |
122,2 |
52,4 |
Численность всего персон. |
чел. |
5357 |
5115 |
4776 |
4686 |
4464 |
3087 |
- % к предыдущему году |
% |
- |
95,5 |
93,4 |
98,1 |
95,3 |
69,2 |
- % к 2004 году |
% |
- |
95,5 |
89,2 |
87,5 |
83,3 |
57,6 |
Численность ППП |
чел. |
4958 |
4743 |
4439 |
4364 |
4161 |
2917 |
- % к предыдущему году |
% |
- |
95,7 |
93,6 |
98,3 |
95,3 |
70,1 |
- % к 2004 году |
% |
- |
95,7 |
89,5 |
88,0 |
83,9 |
58,8 |
Выработка продукции на 1 работника ППП |
|||||||
- в действ. ценах |
руб. |
314003 |
425672 |
502779 |
667164 |
709957 |
440480 |
- в ценах 2009 года |
руб. |
494204 |
558968 |
636069 |
772519 |
719464 |
440480 |
% к предыдущему году |
% |
- |
113,1 |
113,8 |
121,5 |
93,1 |
61,2 |
- % к 2004 году |
% |
- |
113,1 |
128,7 |
156,3 |
145,6 |
89,1 |
Среднемесячная з/плата 1-го работника ППП |
руб. |
5651 |
6323 |
8373 |
10641 |
12797 |
8987 |
- % к предыдущему году |
% |
- |
111,9 |
132,4 |
127,1 |
120,3 |
70,2 |
- % к 2004 году |
% |
- |
111,9 |
148,2 |
188,3 |
в 2,3 р. |
159,0 |
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия