Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышением уровня рентабельности предприятия.
Данная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) раскрыть сущность и содержание доходов и расходов предприятия;
2) рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия;
3) исследовать динамику изменения основных экономических показателей прибыли и рентабельности предприятия и установить факторы, преимущественно влияющие на значения этих показателей;
4) на основе данных расчетно-аналитической части работы предложить пути улучшения финансовых результатов предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты анализа финансовых результатов
1.1 Понятие, состав и экономическая сущность финансовых результатов 5
1.2 Значение и задачи анализа финансовых результатов 12
1.3 Информационное обеспечение анализа финансовых результатов 14
2. Методические аспекты анализа финансовых результатов
2.1 Методика анализа состава, структуры, динамики абсолютных финансовых результатов 16
2.2 Методика анализа относительных финансовых результатов 20
2.3 Методика факторного анализа финансовых результатов 23
3. Анализ финансовых результатов деятельности ОАО «Тутаевский моторный завод»
3.1 Общая характеристика предприятия 25
3.2 Анализ состава, структуры, динамики абсолютных финансовых результатов предприятия 28
3.3 Анализ относительных финансовых результатов предприятия 33
3.4 Факторный анализ финансовых результатов предприятия 36
3.5 Резервы и пути улучшения финансовых результатов предприятия 38
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 397.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Факторный анализ финансовых результатов предприятия

Заключительным  этапом анализа абсолютных финансовых результатов ОАО «ТМЗ» за 2008-2009 гг. будет факторный анализ валовой прибыли. В ходе этого анализа определяются факторы, непосредственно оказавшие влияние на изменение объёма валовой прибыли ОАО «ТМЗ»

Его целесообразно  провести с помощью метода цепных подстановок. Для этого составим таблицу 7.

Таблица 7

Исходные данные для факторного анализа валовой  прибыли ОАО «ТМЗ» за 2008-2009 гг.

Показатель

Отчётный год, тыс. руб.

Предыдущий  год, тыс. руб.

Отклонение (+,-), тыс. руб.

Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг

1421104

2906763

-1485659

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

1395527

2544006

-1148479

Валовая прибыль

25577

362757

-337180


 

Факторная модель валовой прибыли выглядит следующим  образом:

где     - валовая прибыль предприятия;

  - выручка от продажи предприятия;

  - себестоимость проданных товаров предприятия.

Составим расчётную  таблицу и выполним факторный  анализ валовой прибыли ОАО «ТМЗ»  методом цепных подстановок (Таблица 8).

Таблица 8

Факторный анализ валовой прибыли ОАО «ТМЗ» за 2008-2009 гг.

Взаимодействующие факторы

Результирующий показатель ВП, тыс. руб.

Изменение результирующего  показателя ΔВП, тыс. руб.

Причина изменения  ВП

В, тыс. руб.

С, тыс. руб.

2906763

2544006

362757

-

-

1421104

2544006

-1122902

-1485659

Уменьшение  выручки

1421104

1395527

25577

+1148479

Уменьшение себестоимости

-

-

-

Σ=-337180

-


 

В отчётном году по сравнению с предыдущим валовая  прибыль ОАО «ТМЗ» уменьшилась  на 337180 тыс. руб. Это произошло под  влиянием нескольких факторов. В результате уменьшения выручки от продажи на 1485659 тыс. руб. валовая прибыль снизилась на эту же величину. За счёт уменьшения себестоимости проданной продукции на 1148479 тыс. руб. валовая прибыль увеличилась на ту же величину. Необходимо предотвращать в дальнейшем падение выручки от продаж и сохранить положительную тенденцию снижения себестоимости проданных товаров. Это даст в будущем рост валовой прибыли в динамике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Резервы и пути улучшения финансовых результатов предприятия

Факторы, влияющие на уровень прибыли предприятия прибыли можно условно разделить на две группы:

1) факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;

2) факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

К факторам внутреннего  порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.

Количество  реализованной продукции зависит  от объёма валовой продукции и  уровня её товарности. При росте  объёма валовой продукции происходит увеличение продукции подлежащей сбыту, так как темпы роста её внутреннего потребления, как правило, ниже темпов роста валовой продукции, что создаёт условия для повышения уровня товарности и увеличение на этой основе денежной выручки.

Качество продукции  оказывает влияние на величину прибыли  так же через денежную выручку, так как продукция более высокого качества обеспечивает более высокую реализационную цену.

Наконец, величина денежной выручки зависит от сроков сбыта продукции, её структуры и  рынков сбыта.

Важным фактором прибыли является себестоимость продукции. Снижение или повышение издержек производства оказывает существенное влияние на величину прибыли.

К факторам внешнего порядка относятся рыночный спрос на продукцию, предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции, так и уровень цен на неё, что, в конечном счете, влияет на величину прибыли.

Таким образом, основными резервами увеличения прибыли предприятия являются следующие:

  • при стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат;
  • на величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер не реализованных остатков на начало и конец отчётного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли;
  • резервом увеличения прибыли также может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не использующегося оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду;
  • снижение материалоёмкости и трудоёмкости;
  • внедрение новых технологий (ноу-хау) и современного оборудования;
  • усовершенствование организационной структуры предприятия, снижение трудовых затрат;
  • повышение качества продукции и оптимизация ассортимента;
  • увеличение оборачиваемости оборотных средств.

В свою очередь, определение резервов повышения  рентабельности производства сводится, с одной стороны, к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а с другой – резервов снижения себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главной задачей  предприятия в условиях рыночной экономики является удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, (работах, услугах) с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие должно обеспечивать увеличение финансовых результатов своей деятельности.

Поэтому анализ финансовых результатов деятельности ОАО «ТМЗ» имеет важное значение в условиях рыночной экономики.

Проведённый анализ в курсовой работе показывает, что  финансовое состояние «Тутаевского моторного завода» можно охарактеризовать как глубоко кризисное.

В ходе анализа были получены следующие данные о финансовых результатах ОАО «ТМЗ» за 2009 отчётный год.

В отчётном периоде  выручка от продажи продукции  составила 1421104 тыс. руб., что на 51,1% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. Снизилась в 2009 году и себестоимость проданной продукции на 45,1%, которая составила 1395527 тыс. руб.

Из-за снижения выручки от продаж в отчётном периоде произошло падение валовой прибыли на 92,9%, которая составила в 2009 году всего 25577 тыс. руб. (в 2008 году – 362757 тыс. руб.). Уменьшение выручки произошло из-за спада объемов продаж в 2009 году, вызванного финансовым кризисом неплатежей и резким снижением спроса на готовую продукцию. Несмотря на то, что коммерческие и управленческие расходы снизились за отчётный год, показатель убытка от продаж продолжил расти по сравнению с 2008 годом и составил 192146 тыс. руб., что на 270,0% больше, чем в предыдущем году.

Как и в 2008 году в отчётном году прочие расходы превысили прочие доходы, что также отрицательно сказалось на величине убытка до налогообложения, который составил 265594 тыс. руб. (рост составил 246,7%). В результате повысился и непокрытый убыток на 115,9%, который составил в 2009 году 219732 тыс. руб.

Неудовлетворительными являются и показатели рентабельности ОАО «ТМЗ». Все показатели отрицательные, т.е. предприятие работает убыточно. И динамика убыточности в 2009 году продолжила расти.

Убыточность предприятия  от основной деятельности связана с большими коммерческими и управленческими расходами, а также высокой себестоимостью реализованной продукции.

Убыточность предприятия  от операционной и внереализационной  деятельности в 2009 году связана с  превышением расходов над доходами.

Таким образом, за последние два года деятельность ОАО «ТМЗ» убыточна, необходимо искать причины сложившейся ситуации и резервы для получения и роста прибыли в дальнейшем.

Перспективы развития «Тутаевского моторного завода»  связаны, прежде всего, с развитием  производства и выводом его на рентабельный уровень. Для реализации намеченных проектов потребуется замена устаревшего и установка нового оборудования, а также строительство дополнительных производственных мощностей. Кроме этого, необходимо привлечение внешних источников финансирования, так как завод не располагает собственными средствами.

В ближайшее время полной стабилизации ситуации на предприятии, вероятно, не произойдет. Но в перспективе, с выполнением руководством предприятия указанных выше мер улучшения работы, предприятие может выйти из кризисного состояния и стать вновь конкурентоспособным.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 601 с.
  2. Ковалёв А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 256 с.
  3. Крылов Э.И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.
  4. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с.
  5. Семёнов В.М. Экономика предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 300 с.
  6. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И.  Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 296 с.
  7. Крутик А.Б., М.М. Хайкин. Основы финансовой деятельности предприятия. – СП.: Бизнес – пресса, 1998. – 445 с.
  8. Грачёв А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. – М.: Фин-пресс, 2002. – 208 с.
  9. Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 192 с.
  10. Ковалёв В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности. – М.: Финансы и статистика, 1996.
  11. Бакаев М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 536 с.
  12. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности – Алексеева А.И. – Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 672 с.
  13. Зайцев Н. Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996.
  14. Экономический анализ – Гиляровская Л.Т. – Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 615 с.
  15. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия — Бальжинов А.В., Михеева Е.В. – Учеб. пособие. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2003. – 119 с.
  16. Финансово-экономический анализ в авиастроении: учебное пособие / Л.С. Богданова, Е.Ф. Ляшко, В.П. Махитько. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 188 с.
  17. Годовой отчёт ОАО «ТМЗ» за 2009 год.
  18. Годовой отчёт ОАО «ТМЗ» за 2008 год.

 


Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия