Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:02, курсовая работа
Цель курсовой работы: это изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышением уровня рентабельности предприятия. Задачами является: изучение значения и сущности финансовых результатов деятельности предприятия; анализ формирования финансовых результатов; изучение методики анализа прибыли, методики анализа рентабельности, организационно экономической характеристики предприятия, анализа структуры баланса; анализ состава и динамики прибыли; анализ финансовых результатов от реализации продукции; анализ рентабельности предприятия.
1.3.Методика анализа рентабельности
Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных процессов.
2. Показатели рентабельности продаж.
3. Показатели, определяющие доходность капитала и его частей.
Рентабельность продукции – исчисляется путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного, на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж – рассчитывается делением прибыли от реализации продукции или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности : сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, перманентного, основного, операционного капитала.
Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные формы 2 – отчет о прибылях и убытках.
Существует множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Основные показатели рентабельности можно объединить в три группы.
Первая группа. Показатели, формируемые на основе прибыли, или доходов:
Рпр1 = ВП/ОР; Рпр2 = НП/ОР; Рпр3 = ЧП/ОР, (10)
где Рпр1, Рпр2, Рпр3 – уровни рентабельности по показателям прибыли или дохода; ОР- выручка от реализации; ВП – валовая прибыль (прибыль от продаж) или доход; Нп – прибыль до налогообложения; ЧП – чистая прибыль.
Данные показатели характеризуют прибыльность или доходность продукции.
Вторая группа показателей рентабельности – показатели, формируемые на основе производственных активов.
Рпа1 = ЧП/А; Рпа2 = ЧП/Ик; Рпа3 = ЧП/Ск, (11)
где Рпа1, Рпа2, Рпа3 – уровни рентабельности к показателям производственных активов; А – стоимость имущества предприятия; Ик – инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); Ск – собственный (акционерный) капитал.
Данные показатели рентабельности отвечают интересам различных участников хозяйственной деятельности предприятия: руководство предприятия интересует прежде всего отдача всех производственных активов; потенциальных инвесторов и кредиторов интересует отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей интересует доходность акций.
Третья группа показателей рентабельности-показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств. Такой способ исчисления рентабельности широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.
Расчет рентабельности на базе притока денежных средств особенно актуален в условиях экономической ситуации в стране, где широкое распространение получил бартер:
Рдс1=Дср/ОР; Рдс2=Дср/А; Рдс3=Дср/Ск, (12)
где Рдс1, Рдс2, Рдс3 – уровни рентабельности по показателю притока денежных средств; ОР – выручка от реализации продукции; А – активы предприятия, итог баланса; Ск – собственный капитал.
Данные показатели рентабельности дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, акционерами наличными денежными средствами. Рентабельность на базе притока денежных средств является существенным признаком экономического и финансового здоровья предприятия.
2. Анализ финансовых результатов предприятия ( на примере ЗАО«Маэстро»)
2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия
Сфера деятельности ЗАО «Маэстро». ЗАО «Маэстро» зарегистрировано в 1993 г. Товарный знак и торговая марка «Маэстро» зарегистрированы с 1998г.
Предметом и целью деятельности ЗАО «Маэстро» является предоставлять нашим клиентам товары и услуги самого лучшего качества, завоевывая их уважение и доверие.
В указанных выше целях ЗАО «Маэстро» осуществляет:
1. продажа чердачных лестниц;
2. разработка и производство эксклюзивных светильников;
3. проектирование и компьютерное моделирование интерьеров;
4. изготовление нестандартного торгового оборудования и мебели;
5. продажа кованных элементов;
6. нанесение и реализация полимерных порошковых покрытий;
7. продажа оборудования для нанесения порошковых покрытий;
8. изготовление любого нестандартного изделия из дерева, стекла, металла;
9. Реализация комплектующих для ограждений;
10. Продажа кабельных систем теплого пола.
Производственная фирма ЗАО «Маэстро» является закрытым акционерным обществом (ЗАО).
Закрытое акционерное общество — форма организации публичной компании; ЗАО — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц .
Акционеры такого общества имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами. Число участников закрытого акционерного общества ограничено законом.
Высшим органом управления в ЗАО является Общее собрание акционеров общества.
В ЗАО «Маэстро» создан уставной фонд : 759 тыс. руб. Имущество закрытого акционерного общества формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности. Число участников ЗАО «Маэстро» составляет 4 физических лица.
Высшим органом управления ЗАО "Маэстро" является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ЗАО "Маэстро" является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
В состав предприятия входят следующие основные подразделения: слесарный цех; цех металлообработки; цех деревообработки; цех покраски; склад №1, №2; офисные помещения.
В настоящее время в штате ЗАО «Маэстро» состоит 108 человек, из них 37 офисные работники, 71 – производственные рабочие. Данные по соотношению среднесписочной численности персонала к средней заработной плате за последние три года отражены в таблице 1 .
Соотношение средней численности персонала к средней заработной плате
Таблица 1
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 |
Численность персонала, чел. | 64 | 87 | 108 |
Средняя зарплата, руб. | 11500 | 12000 | 12300 |
ЗАО «Маэстро» является средним предприятием, специализирующимся в области строительства и торговли. Основным конкурентным преимуществом является опыт накопленный за 18 лет работы, стремление к нововведениям, наличие интеллектуальной собственности. Существует возможность завоевание новых рынков, открытие филиалов, развитие сети торговли. При постоянном росте очень важны отношения внутри коллектива, анализ, поддержание и изменение организационной культуры компании.
Организационная структура относится к матричным системам. Главным свойством таких структур, известных в практике управления, как гибкие, адаптивные, или органические, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между сотрудниками, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
В данной структуре наблюдается превышение нормы управляемости в топ - менеджменте, отсутствие четкой централизации управления, что влечет за собой нарушение принципа единоначалия, угрозу возникновения
конфликтных ситуаций из-за непонимания сотрудниками приказов.
Для предупреждения проблем связанным с двоевластием должны быть четко прописаны должностные инструкции и права вето на решения, принимаемые руководителями структурных подразделений. А так же четкое ведение внутренней документации. Любую перестройку структуры управления необходимо оценивать прежде всего с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации. При этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. но вне зависимости от причин обязательно преследуют цели повышение самостоятельности подразделений, входящих в состав организации.
2.2 Анализ структуры баланса
Рассмотрим структуру баланса предприятия ЗАО «Маэстро» за 2010 год, проследим ее динамику, сравнивая с показателями предшествующего года, а так же оценим выполнение плана по балансовой прибыли.
Информация о работе Анализ финансовых результатов предприятия ( на примере ЗАО«Маэстро»)