Анализ хода реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:23, дипломная работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования заключается в объективной необходимости изменения жилищной политики в регионе, так как современное ее состояние, характеризующееся дотационностью и недостатком ресурсного обеспечения и функционирования, продолжает сохранять пассивность и, соответственно, недостаточно качественный уровень удовлетворения потребностей. Существует проблема низкой эффективности взаимодействия жилищно-коммунального хозяйства: непосредственной эксплуатации жилья, водопроводно-канализационного хозяйства, сбора и утилизации отходов, обеспечения санитарно-гигиенического благополучия по месту жительства, энергоснабжения, теплоснабжения, оперативного обслуживания.
Содержание
Введение 1. Характеристика объектов жилищной политики 1.1 Политика в области жилищно-коммунального обслуживания 1.2 Комплекс мер по реализации жилищного кодекса РФ и повышению качества жилищно-коммунальных услуг 1.3 Товарищество собственников жилья 2. Исследование жилищной политики в Российской Федерации на примере Администрации Промышленного района г. Оренбурга 2.1 Характеристика товариществ собственников жилья на примере ТСЖ «Наш дом», ТСЖ «Урал», ТСЖ «Малая земля», ТСЖ «Счастье», ТСЖ «Сырейка» 2.2 Жилищная политика и её реализация в г. Оренбурге 2.3 Тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных служб в г. Оренбурге 3. Анализ хода реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. 3.1 Анализ реализации жилищной политики 3.2 Перспективы жилищной политики Заключение Список использованных источников
В товариществе собственников
жилья «Счастье» всего два дома. Дома 5-этажные,
1997 г. и 1979 гг. Здесь также проводятся ремонтные
работы не только в домах, но и во дворах.
В каждом дворе стоят урны, расположены
удобные скамьи для пенсионеров, проложен
асфальт.
Товарищество собственников
жилья «Удел» имеет под наблюдением 22
дома, построенных в период с 1953 г. по 1999
г. Этажность домов колеблется от пяти
до девяти этажей, количество подъездов
– от двух до шести. Все дома находятся
в приличном состоянии, за последние годы
был проведен ремонт подъездов практически
во всех домах, существуют детские площадки.
Товарищество собственников
жилья «Малая земля» один из самых крупных
товариществ собственников жилья из анализируемых
нами - в его составе находится 30 домов
(с 1982 г. по 2006 г.) пяти-, девяти-, десятиэтажных
с количеством подъездов от двух до десяти.
Данное товарищество отличается от всех
остальных качеством проводимых ремонтов
не только подъездов, но и крыш, повсеместно
установлены железные двери с домофонами,
во дворах везде проведено освещение,
около каждого подъезда стоят урны и скамьи.
Детские площадки во дворах данного товарищества
собственников жилья отличаются изяществом
и разнообразием детских развлекательных
комплексов. Это лучшее товарищество собственников
жилья в Промышленном районе, в перспективе
его планируется расширить на несколько
домов.
2.2 Жилищная политика
и её реализация в г. Оренбурге
Жилищная политика является
взаимосвязанной и согласованной по своим
основным направлениям, исходя из установленных
целей. В целом была сформирована основная
законодательная и нормативная база реализации
новой жилищной политики. Трудно назвать
регион, где бы не была разработана своя
программа жилищной политики или более
узкая программа реформирования жилищно-коммунального
хозяйства.
По направлению реформирования
прав собственности жилищная политика
состояла из следующих компонентов: передача
государственного жилищного фонда, находившегося
в ведении местных Советов, в собственность
муниципалитетов, передача ведомственного
жилищного фонда предприятий в собственность
муниципалитетов; бесплатная приватизация
жилья с целью скорейшего формирования
условий для создания рынка жилья; передача
собственникам квартир прав собственности
на здания в целом и на прилегающий земельный
участок.
Успешно реализуется программа
адресной социальной помощи в виде компенсаций
(субсидий) на оплату жилья и коммунальных
услуг гражданам с низким доходом. В настоящее
время 7,3% с наименьшими доходами получают
такие субсидии. Эти цифры говорят о существенных
возможностях в повышении уровня оплаты
жилищно-коммунальных услуг населением.
Удалось снизить масштабы бюджетного
дотирования отрасли. Доля дотаций жилищно-коммунального
хозяйства в расходах командированных
бюджетов субъектов РФ составила в 2005
г. 17,2% против 26,2% в 2006 г.
Кардинальные изменения произошли
в сфере финансирования строительства
жилья: бюджетные источники перестали
играть существенную роль. Доля жилья,
вводимого предприятиями и организациями
частной формы собственности и индивидуальными
застройщиками, в общем объеме строительства
составляет уже более 60%.
Почти сорок три процента строительства
жилья формируется за счет средств индивидуальных
застройщиков, в значительной мере привлекаются
средства частных инвесторов (в том числе
населения) на строительство многоэтажных
домов.
Таким образом, тенденция улучшения
уровня и качества обеспеченности жильем
при снижении уровня государственных
и муниципальных инвестиций в жилищный
сектор. Основной причиной этого при мобилизации
ресурсов населения для решения своих
жилищных проблем, что находит свое подтверждение
в изменении структуры источников финансирования
жилищного строительства. Сегодня семьи,
имеющие возможность самостоятельно решать
свою жилищную проблему, скорее всего,
не имеют стимула регистрироваться в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий,
поскольку время ожидания в очереди составляет
неприемлемо долгий строк.
Таким образом, во всех слоях
общества есть или могут образоваться
активные сторонники предлагаемых преобразований
в жилищной сфере. Произойдет ли это на
самом деле, будет во многом зависеть от
того, как конкретно реализуется на практике
намеченная жилищная политика.
2.3 Тарифная политика
в сфере жилищно-коммунальных
служб в г. Оренбурге
Принятие Федеральных законов
от 30.12.04 № 210-ФЗ и от 26.12.05 № 184-ФЗ впервые
наделило полномочиями по прямому или
косвенному (установление предельных
индексов) регулированию тарифов на товары
(услуги) организаций коммунального комплекса
федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов
РФ. Таким образом, начата синхронизация
процессов государственного регулирования
тарифов и бюджетного процесса на федеральном
уровне, уровне субъектов РФ и муниципальном
уровне [4, с. 22].
Принятие указанных федеральных
законов – начало создания трехуровневой
системы тарифного регулирования в сфере
жилищно-коммунального хозяйства.
Во исполнение указанных Федеральных
законов приказом ФСТ России от 29.12.05 №
853 –э/4 установлены: предельные индексы
возможного изменения тарифов на товары
и услуги организаций коммунального комплекса;
предельные индексы изменения размера
платы граждан за жилые помещения; предельные
индексы изменения размера платы граждан
за коммунальные услуги по субъектам РФ
[4, с. 23].
ФСТ России проведен комплекс
мониторингов (см. Табл. 2) решений уполномоченных
органов исполнительной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления,
принятых после вступления в силу приказа
№ 853-э/4 [20, с. 14].
Таблица 2 Комплекс мониторингов
Услуги
Количество регионов
Количество организаций
Необходимая валовая выручка
2006 г., млрд. руб.
Теплоснабжение
74
7297
291
Водоснабжение
63
3580
75
Водоотведение
63
2522
56
ТБО
63
721
3
Закончен мониторинг тарифов
(см. Табл. 3) на товары и услуги организаций
коммунального комплекса, утвержденных
органами исполнительной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления
на 2006 и 2007 гг. [20, с. 15].
В единую информационную базу
внесены данные по 74 субъектам РФ.
Таблица 3 Мониторинг тарифов
Услуги
Рост среднего тарифа
по организации
Рост тарифа для населения
Электроснабжение
7,5
17
Теплоснабжение
27
18
Водоснабжение
41
28
21
Водоотведение
13
11
Газоснабжение
11
15
ТБО
23
8
В Оренбурге тарифы определяет
Городской Совет. Решением Совета от 26.12.2006
г. № 178 установлен с 01.01.2007 г. размер платы
за пользование жилым помещением (плата
за наем) для нанимателей жилых помещений
по договорам социального найма жилых
помещений государственного или муниципального
жилищного фонда (см. Приложение 1); размер
платы за содержание и ремонт жилого помещения
для нанимателей по договору социального
найма жилого помещения и договору найма
жилого помещения государственного или
муниципального жилищного фонда, для собственников
жилых помещений, которые не приняли решение
о выборе способа управления многоквартирным
домом, а также не приняли решение об установлении
размера платы за содержание и ремонт
жилого помещения (см. Приложение 2); размер
платы за содержание и ремонт жилого помещения
для нанимателей по договору социального
найма жилого помещения и договору найма
жилого помещения государственного или
муниципального специализированного
жилищного фонда (общежития), в размере
15,08 руб. с 1 кв. м. жилой площади жилого
помещения; размер платы за услуги по вывозу
и складированию бытовых отходов для нанимателей
по договору социального найма жилого
помещения и договору найма жилого помещения
государственного или муниципального
жилищного фонда, для собственников жилых
помещений, которые не приняли решение
о выборе способа управления многоквартирным
домом, а также не приняли решение об установлении
размера платы за содержание и ремонт
жилого помещения (см. Приложение 3); размер
платы за услуги по техническому содержанию
и обслуживанию лифтов для нанимателей
по договору социального найма жилого
помещения и договору найма жилого помещения
государственного или муниципального
жилищного фонда, для собственников жилых
помещений, которые не приняли решение
о выборе способа управления многоквартирным
домом, а также не приняли решение об установлении
размера платы за содержание и ремонт
жилого помещения (см. Приложение 4); размер
платы за услуги по водоснабжению и водоотведению
для граждан, проживающих в жилых помещениях,
относящихся жилищному фонду независимо
от форм собственности при отсутствии
приборов учета (см. Приложение 5); размер
платы за услуги по отоплению и подогреву
воды для граждан, проживающих в жилых
помещениях, относящихся жилищному фонду
независимо от форм собственности при
отсутствии приборов учета (см. Приложение
6); размер платы за техническое обслуживание
внутриквартирного газового оборудования
для граждан, проживающих в жилых помещениях,
относящихся жилищному фонду независимо
от форм собственности при отсутствии
приборов учета (см. Приложение 7).
3. Анализ хода
реализации федеральной целевой
программы «Жилище» на 2002-2010 гг.
3.1 Анализ реализации
жилищной политики
На начальной стадии процесс
реформирования жилищной сферы носил
стихийный, неуправляемый характер. Неудовлетворительным
оказалось положение с обеспечением жильем
тех групп населения, для которых в национальной
жилищной программе было предусмотрено
строительство жилья, финансируемого
из государственного бюджета. Не снизилась
напряженность в обеспечении населения
жильем вследствие становления рынка
жилья. Развитие рынка жилья в нормальном
русле можно ожидать при существенном
увеличении объемов жилищного строительства.
Процесс формирования рынка жилья и его
развития начал осуществляться с 1993 г.
вследствие приватизации квартир и разрешения
на их продажу. Приватизация жилья привела
к структурным изменениям в собственности
на жилье.
Спад жилищного строительства
достиг критической черты в 2005 г., когда
по официальным данным жилья было введено
в 2,7 раза меньше, чем в 2000 г. Это самый низкий
показатель за последние 15 лет. В расчете
на 1000 жителей в 2007 г. введено 2,7 новых квартир,
что характерно для стран с низкими доходами
населения [2, с. 1]. Не оправдались надежды
на широкое привлечение внебюджетных
источников финансирования, способных
компенсировать сокращение государственных
инвестиций. Из-за резкого роста стоимости
жилищного строительства, низких доходов
населения, высокой процентной ставки
по кредитам, жилье стало недоступным
для большинства населения.
Проведение государством активной
жилищной политики позволило за последние
годы остановить спад в строительстве
жилья. В 2006 г. ввод жилья за счет всех источников
финансирования составил 2566 тыс. кв. м.
общей площади и превысил уровень предыдущего
года на 32% [7, с. 14].
Намечается обеспечить ежегодный
прирост объемов ввода жилья не менее
15% и к 2007 г. выйти по этому показателю на
уровень2000 г. – не менее 5,2 млн. кв. м. общей
площади жилья. Кроме того, будут созданы
предпосылки для дальнейшего роста объемов
строительства жилья и снятия остроты
жилищной проблемы в стране. Предполагается
к 2010 г. достигнуть ввода общей площади
жилых домов 6-7 млн. кв. м. или 65-70 тысяч
квартир [10, с. 9].
Однако показатель средней обеспеченности
жильем еще не дает полного представления
о ней. Анализ свидетельствует о значительном
расслоении между отдельными группами
населения при сравнительно благополучных
показателях средней обеспеченности.
Острота жилищной проблемы по-прежнему
связана с недостатком жилья, недостаточным
финансированием жилищного строительства
и несопоставимостью рыночной цены жилья
и уровня доходов большинства населения.
По расчетам в жилищном фонде городов
одно- и двухкомнатные квартиры составляют
59%, в среднем на одну комнату в них приходится
1,3 чел; средний размер квартиры – 53 кв.
м. общей площади [10, с. 10]. Уровень обустройства
жилья различными видами инженерного
оборудования существенно различается
в городах и сельской местности. Удельный
вес жилой площади городского, общественного
жилого фонда и фонда ЖСК, оборудованной
водопроводом составляет 96%, канализацией
– 95%, центральным отоплением – 95%, горячим
водоснабжением – 90% [12, с. 3]. В сельской
местности в таком жилищном фонде 34% квартир
не имеет центрального водоснабжения,
43% - канализации, в 66% квартир отсутствует
горячее водоснабжение [13, с. 14].
В настоящее время население
оплачивает примерно 40-50% затрат на предоставляемые
услуги ЖКХ и содержание жилищного фонда,
остальная часть дотируется государством.
Семьям с низким уровнем дохода предусматривается
выделение безвозмездных субсидий. Но
даже при таких ставках тарифов по оплате
услуг ЖКХ задолженность по квартплате
в настоящее время составляет примерно
30% от общего объема начислений. Дальнейшее
же повышение тарифов на услуги ЖКХ представляется
проблематичным. Темпы и сроки перевода
отрасли на самоокупаемость должны согласовываться
с состоянием экономической ситуации
в стране в целом и увязываться с уровнем
дохода населения.
Важнейшей особенностью нынешнего
этапа реализации жилищной стратегии
наряду с мерами по привлечению внебюджетных
средств является предоставление государственной
финансовой поддержки малообеспеченным
группам населения, нуждающимся в улучшении
жилищных условий. При этом предусматривается:
- обеспечить строительство
жилых домов за счет бюджетных
средств для граждан;
- выделить для строительства
(приобретения) жилья безвозмездные
субсидии и льготные кредиты
для граждан;
- предоставить возможность
строительства (приобретения) жилья
за счет собственных средств
на основе внедрения системы
стройсбережений и обычных кредитов
банков для граждан, не стоящих
в очереди на улучшение жилищных
условий.
Создаются условия для стимулирования
направления прибыли предприятий и доходов
граждан на строительства жилья, для привлечения
внебюджетных источников через механизмы
ипотечного (залогового) кредитования.
Предусматривается выпуск жилищных облигаций
и сертификатов и направление на цели
жилищного строительства части средств
от приватизации жилищного фонда, а также
использование кооперируемых средств
населения на строительства жилья.
Целью Федеральной целевой программы
«Государственные жилищные сертификаты»
является обеспечение жильем граждан,
увольняемых или уволенных с военной службы,
со службы из органов внутренних дел, учреждений
и органов Министерства юстиции РФ, а также
граждан, подлежащих переселению из закрытых
и обособленных военных городков. На её
реализацию предусматривается выделение
до 2010 г. более 103 млрд. рублей.
В целях реализации данной программы
Госстроем Росси определен Генеральный
управляющий программы в лице ГУ «Объединенная
дирекция» создана современная информационно-аналитическая
система, позволяющая обеспечить гарантированное
право реализации сертификатов, проследить
движение каждого сертификата от его выпуска
до погашения, избежать случаев фальсификации
и мошенничества с ними. Действует большая
и целостная система управления программой,
в которой занято более 3000 человек в различных
регионах федеральных органах исполнительной
власти.