Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития.
В связи с этим одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.

Содержание

Введение
1. Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы
2. Доходы и расходы государственного бюджета
2.1 Доход бюджета
2.2 Расходы государственного бюджета
2.3 Цели бюджетной политики в 2010-2012 годах
2.4 Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней  безопасности страны, воспроизводство  научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу". Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.

На недостаточном  уровне осуществлено финансирование отдельных  федеральных целевых программ и  федеральных программ развития регионов.

В ходе исполнения бюджета кредиторская задолженность  возросла по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию на 1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При этом дебиторская задолженность бюджетополучателей на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей.

Анализ объемов  финансирования расходов федерального бюджета и их исполнения в январе - сентябре 2010 года позволяет сделать вывод о том, что средства федерального бюджета, полученные распорядителями и получателями бюджетных средств, в полном объеме не использованы, и их остатки находятся в основном на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах федерального казначейства (по состоянию на 1 апреля 2010 года - 51162,8 млн. рублей, на 1 июля 2010 года - 67331,7 млн. рублей, на 1 сентября 2010 года - 85524,8 млн. рублей).

Наличие значительных остатков средств федерального бюджета на всех счетах по учету средств федерального бюджета (258556,3 млн. рублей по состоянию на 1 октября 2010 года), а также практика внесения в отчеты об исполнении федерального бюджета корректировок сумм этих остатков по состоянию на начало года свидетельствуют об имеющихся возможностях совершенствования системы управления государственными финансами, в том числе повышения качества бюджетного планирования и организации исполнения федерального бюджета, наведения порядка в учете средств федерального бюджета.

2.3 Цели бюджетной политики  в 2010-2012 годах

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной  стороны, на выход экономики из кризиса  и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.

Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах  являются:

1) Использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов стимулирования  экономики в период выхода  из кризиса.

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование  мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения  острых социальных проблем.

б) Поддержка  реального сектора экономики  в условиях рецессии и после кризисного периода.

2) Обеспечение  среднесрочной и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости.

В ближайшие  три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов - это касается текущих доходов  и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить  такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг.

3) Повышение  эффективности расходов бюджета

Уровень эффективности  многих государственных расходов в  нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению  эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:

а) Комплексная  инвентаризация бюджетных обязательств, особенно в социальной сфере. Итогом такой инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому экономическому росту и развитию социальной сферы, но ложится "тяжёлым грузом" на бюджетную систему.

б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе. В рамках этого направления необходимо разработать и внедрить эффективную систему распределения бюджетных средств по ведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение  его эффективности. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения.

г) Развитие государственно-частного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов. Без такого сотрудничества, особенно в текущих условиях, многие важные программы не могут быть реализованы.

4) Повышение  эффективности налоговой системы

В период экономического кризиса соблюдение баланса между  интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.

На сегодняшний  день государственная политика в  области расходов привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.

5) Создание пенсионной  системы, обеспечивающей достойный  уровень жизни пенсионерам

Одним из источников дополнительного финансирования пенсий станет повышение страховых взносов  в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой станет введение механизма валоризации - переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал будет проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год "советского" трудового стажа до 1991 года.

6) Разработка  и реализация совместно с Банком  России мер по поддержанию  стабильности банковской системы

В ближайшее  время функционирование банковского  сектора будет определяться динамикой объема просроченной задолженности в портфелях банков, а также существенным ограничением доступа к ресурсам с международных рынков капитала.

В 2010-2012 годах  одним из направлений деятельности Правительства Российской Федерации  совместно с Банком России по-прежнему останется поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах (таблица 4.1).

В 2010-2012 годах  сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над  доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 году до 3,0% к ВВП в 2012 году.

Основными источниками  финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году являются средств  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, в 2011-2012 годах - иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таблица 4.2).

В связи с  использованием большей части накопленных  в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009 году (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010 году, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009 года до 0,9 трлн. рублей на конец 2012 года (таблица 4.3)

Для сохранения бюджетных резервов в форме средств  Фонда национального благосостояния в 2010-2012 годах повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 года приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составить в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году - 2,7% к ВВП, в 2012 году - 1,6 % к ВВП.

2.4 Баланс федерального  бюджета и источники финансирования  дефицита

В текущем году практически весь объем дефицита финансируется за счет средств Резервного фонда. Большая часть дефицита следующего года также финансируется за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния.

Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рис.4.1 и 4.2.

Использование Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета приведет к тому, что он окажется практически полностью исчерпан. В 2011-2012 годах фонд пополняться не будет. Все средства, которые должны были бы поступать в него в течение года, будут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Предполагаемое  использование средств Фонда  национального благосостояния на финансирование части трансферта из федерального бюджета  в Пенсионный фонд при отсутствии пополнения фонда также ведет  к постепенному снижению объемов фонда. При дальнейшем использовании фонда в таких объемах он может быть исчерпан полностью уже в 2014-2015 годах, что вновь обострит проблему обеспечения пенсионной системы. В этой связи необходимо обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы при одновременном достойном уровне пенсионного обеспечения.

Политика в  области государственного долга  Российской Федерации на 2010 - 2012 годы будет направлена на:

обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

развитие национального  рынка государственных ценных бумаг;

активное использование  инструмента выдачи государственных  гарантий Российской Федерации.

Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.

В 2010 - 2012 годах  показатели доходности по государственным ценным бумагам ожидаются на уровне, близком к сформировавшемуся в настоящее время. Возможный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван факторами, связанными с изменением курса рубля к иностранным валютам, изменением объемов валютных резервов, корректировкой цены на нефть и ростом процентных ставок на долговых рынках за рубежом.

Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составят в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году - 487,3 млрд. рублей и в 2012 году - 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году (рис.4.3).

Законопроект  предлагает установить в Бюджетном  кодексе РФ норму зачисления в федеральный бюджет 100 % доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата). Централизация доходов от НДПИ на углеводородное сырье приведет к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году не менее чем на 46,5 млрд руб., в 2011 году - не менее чем на 50,9 млрд руб., в 2012 году - не менее чем на 55 млрд руб., отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в закон "О  Центральном банке РФ", касающиеся увеличения в 2010-2012 годах нормы перечисления в федеральный бюджет прибыли, полученной Банком России, с 50 % до 75 %. Это, по данным Минфина России, позволит получать ежегодно 20 млрд руб. доходов в федеральный бюджет.

Также правительство РФ предлагает в период с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года зачислять доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в федеральный бюджет, а не направлять их на формирование этих фондов, как предусмотрено действующим законодательством. Эта мера дополнительно принесет 77,9 млрд руб. в 2010 году, 86,4 млрд руб. в 2011 году и 25,6 млрд руб. в 2012 году.

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при  добыче нефти может быть увеличена  с 2012 года на 6,5%, с 2013 года - на 5,4.

Данная мера позволит сгладить последствия для  бюджета от различных льгот и  налоговых каникул по НДПИ на нефть  и при этом осуществить "реальную дифференциацию этого налога, которая  подразумевает не только снижение налога для месторождения, где разработка связана с повышенными затратами, но и увеличение налога для месторождений, где затраты не столь высоки".

Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемая при добыче природного газа, с 2011 года может быть увеличена  на 61%.

Принятие мер  в области НДПИ на газ приведет к росту доходов бюджета в 2011 году на 51,2 млрд рублей, в 2012 году - на 60,4 млрд рублей, в 2013 году - на 69,1 млрд рублей.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации