Виды экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 00:19, доклад

Краткое описание

Классификация видов экономического анализа осуществляется по различным признакам, например:
1) по субъектам экономического анализа;
2) времени проведения;
3) направлению исследования;
4) содержанию и уровню организации.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ.docx

— 178.41 Кб (Скачать файл)

2.1 Виды экономического  анализа

Классификация видов экономического анализа осуществляется по различным признакам, например:

1) по субъектам экономического  анализа;

2) времени проведения;

3) направлению исследования;

4) содержанию и уровню организации.

В специальной литературе можно встретить  и иную классификацию видов экономического анализа. Так, проф. А.Д. Шеремет выделяет как отдельные виды предварительный и общеэкономический анализ. Предварительным он называет анализ, предшествующий принятию конкретных решений, в отличие от последующего (итогового), с помощью которого осуществляется подведение итогов выполнения бизнес-планов. Общеэкономический анализ, по мнению А.Д. Шеремета, проводится с целью изучения основных закономерностей развития экономики, знание которых необходимо для определения ведущих целей и концепций экономической политики[10].

По  субъектам экономического анализа  различают внутренний и внешний  анализ.        

  Внутренний экономический анализ осуществляется внутренними субъектами, т.е. сотрудниками, администрацией. Он проводится для целей управления коммерческой организацией, для повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Такой анализ предусматривает исследование всех сторон деятельности коммерческой организации.

Внешний экономический анализ осуществляется внешними субъектами с конкретными  целями, поставленными каждым из них.

По  времени проведения экономический  анализ подразделяется следующим образом.

Итоговый, последующий, периодический, ретроспективный  анализ — экономический анализ, проводимый после совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций.

Предварительный, перспективный, прогнозный, анализ планов — экономический анализ, проводимый до совершения производственных, хозяйственных  и финансовых операций. Прогнозная информация — менее точная, но позволяет принимать управленческие решения своевременно, определять параметры перспективного развития коммерческой организации[11].

Оперативный анализ — экономический анализ, проводимый в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. При его осуществлении используется информация, фиксируемая и обрабатываемая ежедневно. Оперативный анализ позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их. Как правило, оперативный анализ не является комплексным, т.е. не охватывает все стороны деятельности коммерческих организаций. Вместе с тем организация оперативного анализа, даже по ограниченному кругу вопросов, в значительной степени способствует повышению эффективности управления, хотя и требует определенных затрат труда. Широкому внедрению оперативного анализа в практику управления препятствует отсутствие единой методики управленческого учета. Система управленческого учета (важнейшая информационная база для оперативного анализа) в основном обусловлена отраслевой принадлежностью коммерческих организаций, особенностями технологии производства и организации труда. Вопросы организации управленческого учета (в отличие от бухгалтерского и статистического) решаются на каждом предприятии по-разному[12].

Периодический, оперативный и перспективный  виды анализа взаимосвязаны и  дополняют друг друга. Наилучшим образом этого можно достичь с помощью применения современных средств автоматизации управления, когда одна и та же информация может быть использована сначала для получения оперативных данных (например, в момент совершения хозяйственной операции), а затем (например, по окончании месяца) для получения отчётности — важнейшего источника информации для периодического анализа.

По  направлениям исследования различают  производственный и финансовый, а  также общеэкономический и технико-экономический  анализ.

Общеэкономический анализ базируется преимущественно  на укрупненных показателях, представленных в денежном выражении и характеризующих  деятельность коммерческих организаций  в целом. Такими показателями, например, являются выручка от продаж, бухгалтерская прибыль, чистая прибыль, прибыль от продаж, затраты на производство и себестоимость как всей продукции, так и отдельных ее видов, фонд заработной платы, показатели рентабельности, деловой активности и др.

Технико-экономический  анализ представляет собой логическое продолжение общеэкономического анализа. В данном случае исследования проводятся на уровне цеха, группы оборудования, бригады. При технико-экономическом анализе широко используются показатели в натуральном и трудовом измерениях, например трудоемкость производства отдельных видов продукции, производственная мощность оборудования и коэффициент его использования, расход сырья и материалов на единицу продукции или процент выхода продукции из сырья и т.п.[13]

На  практике границы между указанными направлениями анализа условны, лишь их тесная взаимосвязь обусловливает  эффективное использование результатов  общеэкономического и технико-экономического анализа.

По  содержанию и уровню организации  различают комплексный и тематический анализ.

Комплексный анализ охватывает все стороны производственной, хозяйственной и финансовой деятельности коммерческих организаций.

Тематический  анализ применяется при исследовании частных вопросов, например анализ калькуляций себестоимости конкретных изделий, анализ качества продукции, анализ производительности труда.

Деление экономического анализа на виды является в значительной степени условным и в практической деятельности не имеет серьезного значения. Все виды экономического анализа взаимосвязаны, предусматривают взаимное использование результатов, способствуют повышению эффективности управления — выработке и принятию правильных, обдуманных управленческих решений.

Рассмотрим  отдельные виды экономического анализа.

Оперативный (краткосрочный) анализ направлен на решение задач, стоящих перед  оперативным управлением хозяйственной  системой. Его главная задача — постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной системы, выполнения плановых заданий, производства и реализации, а также своевременное выявление и использование внутрипроизводственных резервов с целью достижения уровня показателей бизнес-плана.

Оперативный анализ приближен по времени к  моменту совершения хозяйственных  операций и основан на данных первичного учета (оперативно-технического, бухгалтерского и статистического), а также непосредственном наблюдении за ходом производства. Это система мониторинга производства с целью быстрого вмешательства руководства при необходимости обеспечить непрерывное и эффективное функционирование хозяйственного комплекса.

Оперативный анализ охватывает: оценку степени  влияния различных факторов на отклонения от норм по соответствующим показателям; выяснение конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновных; быструю разработку и осуществление  мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространение  передового опыта. Отличительная черта этого анализа — исследование экономических показателей в натуральном выражении, составляющих основу первичной документации и материалов личного наблюдения. Кроме того, для оперативного анализа характерна приближенность в расчетах. Например, нельзя точно рассчитать на любой день месяца фактическую себестоимость выпущенной продукции. По отдельным статьям объем затрат приходится брать по нормативным уровням; нельзя точно определить влияние на прибыль себестоимости продукции, так как заранее неизвестно, какая часть продукции будет реализована в данном месяце, а какая — в следующем. Но этот недостаток не снижает значения оперативного анализа.

Текущий (ретроспективный) анализ связан с достигнутыми результатами деятельности предприятия. Он проводится, как правило, по главным отчетным периодам хозяйствования, в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Текущий анализ называют также периодическим, поскольку чаше всего его проводят по текущим планово-отчетным периодам работы. Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, позволяя оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом[14].

Главная задача текущего анализа — объективная  оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения  эффективности производства в будущих  периодах, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Этот  вид анализа имеет и существенный недостаток, а именно, выявленные резервы  свидетельствуют о навсегда потерянных возможностях роста эффективности  производства, поскольку относятся  только к прошлому периоду. Дело в том, что в процессе анализа регистрируются хозяйственные ситуации, а результаты учитываются лишь в будущей работе, так как управляющая система получает информацию, как правило, поздно (например, по итогам месяца лишь к середине следующего месяца) и исправить недостатки уже нельзя. Для повышения действенности анализа следует ускорить предоставление отчетности и ее аналитическую обработку. Текущий анализ проводится экономическими и техническими службами предприятия по всем обязательным разделам. В целом по предприятию составляется пояснительная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дается оценка хозяйственной деятельности и рекомендуются пути повышения эффективности.

Перспективный (прогнозный) анализ — это анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных  значений и будущих перспектив развития. Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющую систему информацией для решения предполагаемых задач стратегического управления. Появляется практическая возможность управлять факторами развития на любом уровне и достигать желаемых результатов.

Важнейшие задачи перспективного анализа: прогнозирование  хозяйственной деятельности; научное  обоснование перспективных планов; оценка их ожидаемого выполнения.

При разработке бизнес-планов перспективный  анализ выступает основной формой предплановых исследований, позднее — в ходе выполнения бизнес-планов — как  инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.

Отклонения  фактических показателей от прогнозируемых связаны с невозможностью полностью  учесть всех факторы, определяющие эти  показатели. Кроме того, непрерывно образуются новые производственные резервы и возможности благодаря техническому прогрессу, инициативе работников и другим факторам.

Разработка  предприятиями планов — весьма сложный  и трудоемкий процесс, включающий тщательное изучение настоящей и прошлой  динамики, учет новых факторов. Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием. Такой анализ называют прогнозным.

Функциональный  анализ направлен на потребительские  свойства конкретных изделий. Его цель — оптимизация этих свойств (выполняемых функций) для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом последних достижений науки и техники. В процессе анализа оцениваются потребительские качества продукции и определяются основные направления их улучшения, многофункциональность использования, возможности расширения рынка сбыта продукции, рекламы, изучаются аналогичные изделия конкурентов.

Технический анализ связан с причинно-следственными  связями технических процессов  и их влиянием на хозяйственную деятельность предприятия, зависимую от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной  техникой. Оценивается технический уровень изделий, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и по результатам анализа определяются пути достижения мировых стандартов[15].

Управленческий  анализ ставит целью предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и  тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования  техники, технологии и организации  производства. Данный анализ носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, коммерческого  риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии  маркетинговой деятельности.

Бизнес-анализ — исследование хозяйственных процессов, к которым относятся производственные, научно-технические, сбытовые, снабженческие, финансовые и другие экономические  процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и  оказания услуг. Объектами бизнес-анализа являются: формирование себестоимости и эффективность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; использование живого и овеществленного труда, т. е. экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности[16].

При проведении анализа этого вида используются различные источники информации: плановые и отчетные показатели, цены, нормативы, финансовые потоки и др. Такая информация предназначена для изучения причинно-следственных связей, определяющих результаты хозяйственной деятельности, что помогает обнаружить неиспользованные возможности и повысить эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Социальный  анализ выражается в изучении социальных процессов и позволяет выявить  негативные и позитивные тенденции, разрабатывать предложения по развитию социальной инфраструктуры, включать их в коллективные договоры на предприятиях.

Экологический анализ связан с оценкой соответствия деятельности предприятия требованиям  безопасности, охраной окружающей природной  среды, защитой от чрезвычайных ситуаций, формированием информации для оценки инвестиционной привлекательности  объекта и его реальной значимости при обеспечении безопасности населения  и территории.

Информация о работе Виды экономического анализа