Исследование форфейтинговых и факторинговых операций в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование форфейтинговых и факторинговых операций в коммерческом банке. Для того чтобы добиться определенной цели нужно решить ряд задач:
- изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
- провести анализ рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в РФ, выявить проблемы по развитию рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Теоретические аспекты источников финансирования: факторинги
форфейтинг ………………..……………………………………………….……….5
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга……………………………….5
1.2 Особенности и виды форфейтинга………………………….………………...8
2. Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации…………………………..11
2.1 Рынок форфейтинговых и факторинговых услуг в России………………..11
2.2 Преимущества и недостатки факторинговых и форфейтинговых
операций……….…………………………………………………………….…….16
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в
России………………………………………………………………………..……..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………….…………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 53.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...…4

1 Теоретические аспекты  источников финансирования: факторинги

форфейтинг ………………..……………………………………………….……….5

1.1 Экономическая сущность и виды факторинга……………………………….5

1.2 Особенности и виды  форфейтинга………………………….………………...8

2. Факторинг и форфейтинг  в Российской Федерации…………………………..11

2.1 Рынок форфейтинговых  и факторинговых услуг в России………………..11

2.2 Преимущества и недостатки  факторинговых и форфейтинговых

операций……….…………………………………………………………….…….16

2.3 Проблемы развития рынка  факторинговых и форфейтинговых  услуг в

России………………………………………………………………………..……..21

Заключение………………………………………………………………………….26

Список используемой литературы…………………………………….…………27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Форфейтинг и факторинг  представляют собой формы по кредитованию внешнеторговых операций, известные теоретически в РФ давно, однако, они продолжительное время являлись доступными лишь определенному количеству «пользователей». Вследствие этого формирование этих разновидностей услуг способствует росту актуальности сущности данных внешнеторговых разновидностей кредитования. Помимо этого, форфейтирование и операции факторинга в Российской Федерации обладают рядом специфик, что обусловливается как особенностями российского законодательства, а также рыночными различными факторами. Следовательно, выбранная мною тема курсовой работы актуальна.

Цель курсовой работы -  исследование форфейтинговых и факторинговых  операций в коммерческом банке. Для того чтобы добиться определенной цели нужно решить ряд задач:

- изучить сущность, а также  виды форфейтинга и факторинга;

- провести анализ рынка  форфейтинговых и факторинговых  услуг в РФ, выявить проблемы по развитию рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в Российской Федерации.

Объект исследования –  форфейтинг и факторинг, а предмет  – рынок услуг данного типа в Российской Федерации, а также в курсовой работе являются факторинг и форфейтинг, предметом – рынок данных услуг в России и проблемы по его развитию в наше время.

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты источников финансирования:   факторинг и форфейтинг

    1. Экономическая сущность и виды факторинга

 

Под факторингом понимают комплекс финансовых услуг, которые  оказываются клиенту, а тот в обмен уступает дебиторскую задолженность. Данный комплекс услуг содержит в себе страхование кредитных рисков, финансирование поставок товаров,  учет состояния дебиторской задолженности, а также работу с дебиторами по своевременной оплате. Покупателю факторинг дает возможность отсрочки  платежей, поставщику – возможность получения основной части оплаты за товар сразу же после поставки данного товара. [7; 208]

По своему существу, факторинг  – альтернативная форма кредитования на пополнение оборотных средств, однако в отличие от многих видов кредитования факторинговые операции не нуждаются в залоге и не требуют оформления немалого комплекта различных документов.

 Коммерческий банк, оказывая  факторинговые услуги, сам осуществляет  управление дебиторской задолженностью, освобождает при этом клиента  от кропотливой работы, связанной  с анализом. В процессе проведения  факторинговых операций коммерческий банк работает только лишь с клиентами (поставщиками), а взаимодействие с покупателями (дебиторами) заключается только в уведомлении их об изменившихся реквизитах для оплаты счетов, которые выставлены им. Требование, которое уступается, имеет характер отношений кредитных, потому что оно всегда обусловлено отсрочкой (рассрочкой) платежа, которая предоставлена должнику клиентом. [7;209].

Факторинг, в отличие от других форм кредитования обладает своими особенностями, преимуществами и отличиями, потому что они  обладают различной природой и сориентированы на то, чтобы удовлетворять различные потребности поставщиков. Одно из наиболее важных отличий факторинга от овердрафта и кредита заключается в том, что факторинг направлен на успехи продаж в будущем, кредит с овердрафтом – на успехи предприятия в прошлом. Даже рост продаж в несколько раз не является ограничивающим фактором для финансирования в факторинговых рамках.

Под факторингом подразумевается  осуществление финансирования на действительный срок кредита товарного, возврат товарного кредита проводится покупателями. Поставщик также обладает возможностью следить непосредственно за финансированием, состоянием задолженности простроченной, платежами покупателей при помощи отчетов,  которые предоставляет ему банк. Размеры кредиторской задолженности клиентов не увеличиваются в процессе получения финансирования в пределах факторинга от коммерческого банка. Оставаясь «чистым» от долгов, Организации, остаются «чистыми» от долгов, при этом могут при необходимости претендовать на финансирование дополнительное. Примером может служить финансирование дополнительное в форме овердрафта или кредитной линии. Товары, оборудование, запасы сырья, а также иные активы для обеспечения данных кредитов сохраняют за собой залоговую функцию. [12; 23].

Положительные стороны факторинга:

- Рост и повышение;

- Трансформация;

- Получение скидки при немедленной оплате всех поставщиков;

- Совершенствование финансового планирования;

- Независимость от сроков платежей дебиторов;

- Расширение объемов;

- Улучшение расчетов;

- Экономия оборотного капитала;

- Рост доходов;

Положительные качества факторинга:

- Факторинг эффективно помогает расширению экспортных операций;

- Появляется  возможность привлечь новых покупателей и предложить им льготные условия покупки;

- Возможность закупить товары у своих поставщиков по более низким ценам из-за отказа отсрочки платежа с их стороны;

- Превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой: не придется ждать клиенту оплаты товара покупателем - как только осуществляет поставку, клиент получает большую суммы платежа;

- Факторинг выступает важной предпосылкой обеспечения финансовой устойчивости предприятий;

- Факторинг способствует ликвидации кассовых разрывов;

Факторинговые операции

Риски в зависимости от объема рисков передаваемых фактору

Факторинг с регрессом, регрессивный факторинг - вид факторинга при котором фактор, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика

Факторинг без регресса, безрегрессный факторинг факторинг - вид факторинга, при котором  фактор предоставляет клиенту услуги по финансированию, страхованию кредитных рисков, управлению и сбору дебиторской задолженности. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый агент потерпит убытки.

География в зависимости  от страны нахождения участников торговой сделки

Внутренний факторинг- вид  финансирования торговой операции, при  котором стороны по договору купли-продажи  находятся в пределах одной страны

Международный факторинг, внешний  факторинг - вид финансирования торговой операции, при котором поставщик и покупатель являются резидентами разных государств

Публичность в зависимости  от информирования покупателя об участие  фактора в сделке

Открытый факторинг - разновидность факторинга при которой покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки

Закрытый факторинг - разновидность факторинга при которой покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора

Реверсивный факторинг - разновидность  факторинга ориентированная на финансирование закупок покупателя, однако стороной по договору в рамках продукта все равно выступает поставщик.

    1. Особенности и виды форфейтинга

 

Форфейтинг (в переводе с  франц. a forfai - общей суммой, целиком) означает покупку у экспортера форфейтером  требований  к импортеру, обычно, гарантированных коммерческим банком импортера и следующих из поставки различных товаров либо реализации услуг без какого-либо права требования обратного к экспортеру. Таким образом, форфейтер берет на себя обязательства об отказе  от обращения регрессивного требования к кредитору при неосуществимости приобретения удовлетворения у должника. Приобретение обязательства оборотного совершается, со скидкой. [10, c. 74]

Долговое обязательство, которое выкупается, как правило, оформляется в типах обязательств, регулируемых нормативными международными документами и несущих в себе безусловное, полное,  всецело переводимое  обязательство, безотзывное с подтверждением коммерческого банка либо структуры государственной в стране, где находится местоположение импортера.

Безрегрессное и безусловное  обязательство подразумевает следующее:

- обязательство перестает быть связанным с качеством товара, который поставляется или  фактом поставки;

-безрегрессность подразумевает неисполнимость для форфейтера требование о погашении задолженности покупателя обратить к экспортеру.

В данном случае на форфейтера передаются все риски по сделке  - валютные, страновые, процентные, риски по банкротству авалиста/гаранта. Стоимость финансирования, а также риски в этой операции отвечают рейтингу кредитному, оценке степени странового риска, риска кредитного для импортера либо его гаранта на рынке международном. Дисконтированная ставка показывает стоимость  заимствования для покупателя, а также страны покупателя на финансовом международном рынке. [10; 75]

Форфейтингом интересуются многие, но он  ориентирован в большей  части на импортера. Заинтересованность экспортера заключается в том, чтобы  продать (или сбыть) свой товар, услугу или работу, а заинтересованность импортера заключается в приобретении товара, услуги или работы в рассрочку. Также в нынешней конкурентной обстановке импортер, находящийся в стране «развивающегося» рынка выберет того поставщика, которые предлагает более удобную и простую для импортера схему по финансированию. 

Коммерческий банк импортера  выступает гарантом платежа (или  эмитентом аккредитива), а также  получает вознаграждение, соответствующее за это, в этом и заключается его интерес. Коммерческий банк экспортера, как правило, проводит финансирование предэкспортное в привязке к сделке  форфейтинговой. [10; 75]

Форфейтинг занимателен  предприятиям российским, занимающимся импортом и получающим кредиты торговые от продавца. Экспортер, который продает  коммерческому банку импортера  обязательства покупателя, получает денежные средства сразу за свою продукцию  и направляет на развитие своего бизнеса. А импортер, в свою очередь, в дальнейшем производит расчет с форфейтером. Используется форфейтинг  для того, чтобы финансировать  внешнеторговые (трансграничные) операции.

Одни их самых привлекательных  для финансирования торговой сферы  – фармацевтика и медицина, деревообработка, строительство, деревообработка, полиграфия, горнодобывающая отрасль,  и сельскохозяйственное производство, услуги. Таким образом, привлекательными являются отрасли, требующие перевооружения или обновления средств основных. Самая большая вероятность для финансирования у проектов, имеющих предпосылки (объективные) для реализации на практике.

Срок финансирования, обычно, обусловливается сроком окупаемости  различных импортируемых работ/оборудования/услуг. Минимальный срок, интересующий форфейтора равен от шести месяцев, максимальный – до одиннадцати лет. Обычно, суммы контрактов форфейтинга не падают ниже 1000 тыс. долларов.

 

 

 

 

 

 

2. Факторинг и  форфейтинг в Российской Федерации

2.1 Рынок форфейтинговых  и факторинговых услуг в России

 

Объем факторингового рынка в РФ по итогам I полугодия 2013г. составил 360 млрд.рублей, тем не менее, темпы прироста рынка составляли 80% относительно аналогичного периода прошлого.

В отдельной степени высокие  темпы прироста рынка были связаны  с эффектом низкой базы – в первом полугодии 2012г. рынок ещё восстанавливался до предкризисного уровня. Давление избыточной ликвидности в 2012г. - начале 2013г. повлекло ужесточение ценовой конкуренции и смягчение риск менеджмента. Факторы стали наращивать портфели рисками, которые раньше они были не готовы брать. Именно этим отчасти вызваны столь высокие темпы прироста рынка. При этом у многих Факторов отсутствует адекватная оценка рисковых премий, которая должна быть заложена в ставки [21].

Эксперты полагают, что  в отличие от западных практик, где  клиент располагает сведениями, сколько  стоит финансирование, сервис, а  сколько защита от риска неоплаты, на российском рынке преобладает  банковский подход, где все перемешано в единую годовую ставку в тарификации. Это издержки юности рынка, недостаточного познания клиентами, что представляет собой предоставленная услуга, и того, что российские игроки уделяют немного времени исследованию зарубежных практик.

Информация о работе Исследование форфейтинговых и факторинговых операций в коммерческом банке