Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 18:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование форфейтинговых и факторинговых операций в коммерческом банке. Для того чтобы добиться определенной цели нужно решить ряд задач:
- изучить сущность, а также виды форфейтинга и факторинга;
- провести анализ рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в РФ, выявить проблемы по развитию рынка форфейтинговых и факторинговых услуг в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Теоретические аспекты источников финансирования: факторинги
форфейтинг ………………..……………………………………………….……….5
1.1 Экономическая сущность и виды факторинга……………………………….5
1.2 Особенности и виды форфейтинга………………………….………………...8
2. Факторинг и форфейтинг в Российской Федерации…………………………..11
2.1 Рынок форфейтинговых и факторинговых услуг в России………………..11
2.2 Преимущества и недостатки факторинговых и форфейтинговых
операций……….…………………………………………………………….…….16
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в
России………………………………………………………………………..……..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………….…………27
Главными игроками рынка факторинга остаются банки (около 70% рынка по объемам уступленных требований в первом полугодии). При этом на банковском рынке есть черты умеренного дефицита ликвидности (средний остаток денежных средств кредитных организаций на депозитах в ЦБ РФ в сентябре снизился почти в 2,5 раза по сравнению с июлем). Снижение степени ликвидности в экономике выработает политику банков и специализированных Факторов в отношении предоставления факторинга более осмотрительной [21].
Снижение степени ликвидности во всей российской экономике по всей вероятности при дальнейшем ухудшении ситуации в мировой экономике. При этом конкурентное преимущество получают Факторы, у которых есть доступ к источникам дополнительной ликвидности.
В 2012 году многие Факторы с целью привлечения клиентов заявляли о запуске новых продуктов. В настоящий момент можно наблюдать, как многие факторы, утратившие возможность демпинговать рынок, декларируют запуск новейших продуктов. Однако постижение сути факторинговых сделок у многих из них отсутствует.
Резкое понижение объемов малого и среднего бизнеса в структуре сделок по объему бизнеса клиентов в первом полугодии 2011 года связано с активной фазой кризиса – в главную очередь Факторы сократили сотрудничество с малым и средним бизнесом.
В первом полугодии 2012 года наблюдалось понижение доли представителей крупного бизнеса в структуре сделок из-за видоизменения критериев отнесения к крупному бизнесу. Рост доли крупного бизнеса в первом полугодии 2013 года связан с переходом на факторинг нескольких больших клиентов, а подобная волатильность указывает о молодости рынка.
Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по объемам уступленных требований остается БСЖВ -факторинг, а на второе место вышел ГПБ за счет одного большого клиента. Существенный рост безрегрессного факторинга пока случается за счет крупных точечных сделок. По числу обслуженных клиентов традиционно лидерство за собой сохраняет группа НФК, на втором месте АКБ «Металлинвестбанк». Эксперты прогнозируют, что главной тенденцией этого года станет рост доли безрегрессного факторинга. В ближайшие несколько лет, вполне вероятно, по объемным показателям этот продукт сравняется с регрессным факторингом[21].
Что касается форфейтинговых операций, то до нынешнего дня форфейтинг в России не получил обширного распространения в виду того, что финансовые операции такого рода стали ведомы представителям российского бизнеса совсем недавно. Западные компании уже достаточно давно пользуются предоставленной услугой, которая представляет собой финансовые операции, связанные с продажами в кредит.
В сентябре 2008 года атмосфера на рынке форфейтинга была непростая, но все же вселяла надежду. Последствия летней суматохи на рынке обернулись глобальным кризисом ликвидности. Форфейторы надеялись воспользоваться преимуществами, которые сулил кризис: началрасти маржинальный доход после долгого падения в последние годы. Он поднялся до такого уровня, который до недавнего периода времени казался нереалистичным.
Стоит заметить, что в
системе финансирования мировой
торговли форфейтинг занимает почетное
место. В общем объеме расчетов по
экспортно-импортным операциям
В российских условиях классическая схема форфейтинга выглядит следующим образом. Если российский импортер, заключивший со своим иностранным контрагентом товарный контракт, обосновал свою платежеспособность, то он может расплатиться с экспортером векселем, а не деньгами как таковыми, и тем самым избежать предоплаты. Однако данный вексель должен быть авалирован российским банком, имеющим хорошую репутацию на мировом финансовом рынке. Иными словами, российский банк делается гарантом платежа.
Получив авалированный вексель,
иностранный экспортер
По сути, эта схема - ни что иное, как оформленный векселем кредит иностранного банка российскому импортеру при посредничестве российского банка. При этом срок кредита совпадает со сроком действия векселя. Именно это обстоятельство и делает форфейтинг привлекательным для российских импортеров, поскольку позволяет не только избежать предоплаты, но и при удачном стечении обстоятельств оплатить продукцию уже после ее реализации на внутреннем российском рынке. Срок обращения векселя и соответственно кредита зависит прежде всего от вида импортируемой продукции. К примеру, кредит под закупку апельсинов выдается, как правило, на 2 месяца, а под мини-завод - на год и более.
Для российского банка форфейтинговые операции интересны, как это ни странно, прежде всего, с точки зрения доходности. Не отвлекая средства, он зарабатывает исключительно на консалтинге и предоставлении гарантий (авалировании векселя). Немаловажна и возможность повысить собственный имидж в глазах российских и иностранных партнеров.
Доходность интересует в этой схеме и иностранный банк. Прежде всего, относительному умножению доходности способствует то, что размер дисконта при учете российских векселей существенно превышает мировые кредитные и учетные ставки, так как операции с Россией по мировым стандартам считаются высокорискованными. Но на самом деле риск для иностранного банка не так велик, поскольку он имеет дело исключительно с российским банком, а проверка кредитоспособности импортера в круг его интересов не попадает -этим занимается его российский партнер. Иностранный банк интересуют исключительно надежность российского банка и условия экспортно-импортного контракта (прежде всего - сумма и категория продукции). От этого, как уже было указано, зависят сроки кредита.
Как и следовало ожидать, лидером форфейтинга в России стал Внешторгбанк, который начал авалировать векселя импортеров весной этого года. Для получения аваля во Внешторгбанке вексель должен быть выписан в одной из свободноконвертируемых валют или в валюте, «на которую есть спрос на мировом рынке». Номинал векселя и сроки его обращения определяются условиями импортного контракта и согласовываются в каждом конкретном случае.
Представители ОНЭКСИМ-банка отметили, что форфейтинговые операции их банк проводил всего несколько раз, однако он надеется расширить этот вид услуг. По словам этих представителей, как и Внешторгбанк, ОНЭКСИМ-банк работает пока исключительно с собственными клиентами, имеющими приличные объемы внешнеторговых операций. В настоящее время клиенты ОНЭКСИМ-банка могут рассчитывать на получение гарантий по векселю, если он выписан в долларах или немецких марках, а сроки его обращения составляют от 2 недель до 6 месяцев [16; 15].
Примерно те же условия предлагает и банк «Российский кредит», который начал проводить форфейтинговые операции три месяца назад. Контрагенты банка находятся пока только в Германии и Швейцарии. Характерно, что все перечисленные банки пожелали не афишировать собственные условия форфейтинговых операций, так как эти сделки носят пока случайный характер.
В настоящее время инициаторами форфейтинга являются, как правило, российские банки и, как ни странно, иностранные экспортеры. Часто именно они предлагают российским предприятиям - своим давним партнерам - воспользоваться более современными и дешевыми схемами ведения экспортно-импортных операций. Цель Инкомбанка состоит в том, чтобы расшевелить остальных российских импортеров, которым форфейтинговые операции и выгодны прежде всего.
Таким образом, объем рынка факторинга в России по итогам 2012 года составит около 720 млрд. руб. Резкий рост рынка возможен, если очень крупная компания перейдет на факторинг при расчетах с дебиторами. Рынок же форфейтинга в России находится на начальном этапе развития.
2.2 Преимущества и недостатки факторинговых и
форфейтинговых операций
Рассмотрим недостатки и преимущества операций факторинга. Факторинг очень выгоден для покупателей и поставщиков.
Поставщик способен на следующее:
- увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;
- получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств;
- сосредоточиться непосредственно на производстве продукции;
- избежать риска неплатежей.
Возможности покупателя:
- возможность получения товарного кредита;
- избежание риска приобретения товара некачественного;
- увеличение объема закупок;
- улучшение
Возможности фактора:
- ссудные проценты;
- вознаграждение комиссионное;
- возможность привлечения для обслуживания производителей и дистрибьюторов, таким образом привлекается новый капитал.
Подводя итог, можно обозначить основные положительные качества
факторинга:
- увеличение рентабельности, прибыли, ликвидности;
- обращение дебиторской задолженности в деньги наличные;
- получение скидки при незамедлительной оплате счетов поставщиков;
- свобода и независимость от соблюдений сроков платежей со стороны дебиторов;
- возможность расширить объемы оборота;
- возможность повысить доходность;
- экономия собственного капитала;
- улучшение финансового планирования;
- уменьшение рисков неплатежей.
Факторинг является рискованным, но высоко прибыльным видом кредитования, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития мировой экономики.
Далее перейдем к рассмотрению
преимуществ и недостатков
Из вышесказанного следует вывод, что форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов. Однако для него характерно несколько ограничений[17; 91]:
- экспортер должен быть
согласен продлить срок
- экспортер должен быть согласен принимать погашение долга сериями;
- если импортер не является государственным агентом или международной компанией, возврат долга должен быть безусловно и безотзывно гарантирован банком или государственным институтом, приемлемым для форфейтера.
В целом же данный инструмент обладает как преимуществами, так и недостатками для всех, кто им пользуется.
Преимущества для экспортера:
- предоставление форфейтинговых услуг на основе фиксированной ставки;
- финансирование за счет форфейтера без права регресса на экспортера;
- возможность получения наличных денег сразу после поставки продукции или предоставления услуг, что благотворно отражается на общей ликвидности, снижает объем банковских займов, дает возможность реинвестирования средств;
- отсутствие затрат времени и денег на управление долгом или на организацию его погашения;
- отсутствие рисков (все валютные риски, риски изменения процентных ставок, а также риск банкротства гаранта несет форфейтер);
- простота документации и возможность быстрого оформления вексельных долговых инструментов;
- конфиденциальный характер данных операций;
- возможность быстро удостовериться в том, что форфейтер готов финансировать сделку, оперативно согласовать условия сделки;
- возможность заранее получить от форфейтера опцион на финансирование сделки по фиксированной ставке, что позволяет экспортеру заранее подсчитать свои расходы и включить их в контрактную цену, рассчитать другие итоговые цифры.
Недостатки для экспортера:
- необходимость подготовить документы таким образом, чтобы на самого экспортера не было регресса в случае банкротства гаранта, а также необходимость знать законодательство страны импортера, определяющее форму векселей, гарантий и аваля;
- возможность возникновения затруднений в случае, если импортер предлагает гаранта, не устраивающего форфейтера;
- более высокая, чем при обычном коммерческом кредитовании, маржа форфейтера;
Преимущества для импортера:
- простота и быстрота оформления документации;
Информация о работе Исследование форфейтинговых и факторинговых операций в коммерческом банке