Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:43, курс лекций
Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя».
Общепринятые стандарты аудита (Generally Accepted Auditing Standards- GAAS), их всего 10;
Специальные стандарты аудита (Special Auditing Standards- SAS), их количество постоянно увеличивается, сейчас их в районе 70.
Таким образом можно отметить, что за всю историю развития аудита основной целью аудита всегда признавалось установление достоверности представленной отчетности. Кроме того в последнее время отмечается возрастание надежности внутреннего контроля и снижение детализации целей.
2. Становление аудита в Молдове.
Шел второй год «перестройки», т.е. вступления СССР на новый путь экономического развития. С выходом в 1988 году Закона «О кооперации в СССР» в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись собственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать: налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в 1991 г, т.е. четыре года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором, предусматривалось право проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.
Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею руководство категорически отказалось, поскольку претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.
В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг «Инаудит».
Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.
Это был лишь «подготовительный этап» по созданию аудита в СССР и союзных республиках.
Однако в 1989-1991 гг., была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие структуры, в том числе аудиторские фирмы.
В учредительных документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение, управление финансовой деятельность и т.п.
Появление в 1992 г акционерных обществ, совместных предприятий других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм потребовало разработки нормативных законодательных актов.
На общественных началах в 1993 г была создана Аудиторская Палата РМ, которая разработала и приняло первый «Кодекс Аудитора». Одновременно развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя ВУЗы Молдовы- Экономическая Академия, Государственный и Аграрный Университеты.
Таким образом, можно говорить, что к началу 1994 г. аудит в Молдове был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.
В настоящее время принят второй Закон РМ «Об аудиторской деятельности» от 16 марта 2007 г №61, (первый был принят 15 февраля 1996 года №729), что несомненно является шагом вперед с точки зрения существовавшего до этого времени несовершенства законодательства в области аудита.
Закон подвел окончательную черту под периодом становления аудита в Молдове.
С 2000 года , начали разрабатываться и вводится в действие Национальные стандарты аудита, а 1 марта 2001г приказом Минфина №29 был утвержден Кодекс профессионального поведения аудиторов и бухгалтеров РМ.
Эта отрасль бизнеса созрела, обзавелась своими правилами и традициями, профессиональными организациями. К мнению аудиторов все чаще прислушиваются государственные чиновники, общественные объединения, депутаты различных уровней, предприниматели.
В то же время остаются серьезные проблемы в развитии аудита, которые Закон решил частично или в принципе не может решить. Среди них хочется выделить три основные.
В первую очередь это профессиональный уровень аудиторов. Существующая система аттестации аудиторов была актуальна для периода становления профессии, когда рынку необходимо было быстро предоставить значительное число специалистов-аудиторов. Не секрет, что сдать экзамены на аттестат аудитора не представляло большой сложности даже для рядового бухгалтера-счетовода - главное, чтобы имелось соответствующее высшее или среднее экономическое или юридическое образование и стаж работы не менее трех лет по соответствующему профилю или в соответствующей должности. В итоге мы сегодня имеем массу аттестованных аудиторов, профессиональный уровень которых оставляет желать лучшего. И новый закон практически мало что меняет в этой области: самым существенным является требование наличия только высшего образования, среднее уже не подойдет.
Во-вторых, это проблема существования так называемого "черного" аудита. Низкий уровень знаний многих аудиторов кроется не только в минимальной планке требований к профессии. Большое число мелких аудиторских компаний со штатом 2-5 человек существенно затрудняет развитие всего рынка: получить аттестат и лицензию сравнительно легко, создать аудиторскую компанию недорого, а потенциальных клиентов с учетом требований проведения обязательного аудита много. Как следствие - перенасыщение рынка продавца услуг. Аудиторы бросаются на любого клиента, лишь бы подписать с ним договор даже на самую минимальную сумму, зачастую не покрывающую затраты. Естественно, некоторые клиенты этим пользуются. Ведь не все еще понимают необходимость и пользу аудита, при этом закон требует иметь аудиторское заключение во многих случаях. Так и рождается "черный" аудит, когда можно за копейки "купить" аудиторское заключение с нужной тебе формулировкой. В таком случае не может быть речи об использовании стандартов аудиторской деятельности, о профессиональном росте сотрудников аудиторских фирм, да и вообще - о доверии к аудиту как профессии.
Третья проблема - это сторонние потребители аудиторской отчетности. Пока в стране не сложится круг таких постоянных потребителей, ни о каком качественном скачке роста аудиторского рынка говорить не приходится. Ведь кому сейчас необходимо аудиторское заключение, подписанное известной и авторитетной компанией? Редким продвинутым собственникам и менеджерам и иностранным инвесторам.
Акционеры - основной потребитель аудированной отчетности на Западе - в Молдове также мало интересуются заключением, да и зачастую не всегда понимают его необходимость и значимость. Многие до сих пор считают, что основная задача аудитора заключается в проверке правильности исчисления налогов. Но налоговый аудит - это только часть аудиторских процедур. Важнейшая составная часть аудиторской проверки - это подтверждение активов компании и ее обязательств, а также правомерность действий менеджмента предприятия, которые практически всегда должны быть направлены на увеличение прибыли и соответственно на увеличение дивидендов акционерам.
Кроме того, многие экономисты выделяют нерешенность вопроса о степени ответственности аудитора:
Не определена нормативно ответственность аудитора, связанная с соблюдением конфиденциальности; отсутствует реальная ответственность за недобросовестность
Виды аудита.
1.
Согласно Закона РМ «Об аудиторской деятельности» Nr.61-XVI от 16.03.2007, аудит –независимое рассмотрение годовых финансовых отчетов ,консолидированных годовых финансовых отчетов и другой относящейся к ней информации аудируемого объекта с целью выражения профессионального мнения аудитора о соответствии таковых по всем существенным аспектам установленным к ним требованиям.
Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Главными особенностями аудита являются независимость, платность и конфиденциальность.
Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:
На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями (руководители, участники и инвесторы, работники, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти);
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначного толкования фактов хозяйственной жизни;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной информации.
Целью аудита является проверка и анализ финансовой отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетной документации, других финансовых обязательств хозяйствующих субъектов для определения их достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Аудиторская организация может оказывать хозяйствующим субъектам услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности и налоговых деклараций, оценке финансового положения, анализу финансово-хозяйственной деятельности, организации компьютерного учета, оценке имущества, налогообложению и управлению, а также юридические услуги по вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
Целью аудита финансовой отчетности, согласно НСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности», является выражение мнения аудитора о том, подготовлена ли финансовая отчетность экономического агента во всех существенных аспектах в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к этой финансовой отчетности.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:
Задача аудитора состоит:
Информация о работе История возникновения и этапы развития аудита