История возникновения и этапы развития аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:43, курс лекций

Краткое описание

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя».

Вложенные файлы: 1 файл

Основы аудита Л 1-6.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

Общепринятые стандарты аудита (Generally Accepted Auditing Standards- GAAS), их всего 10;

Специальные стандарты аудита (Special Auditing Standards- SAS), их количество постоянно увеличивается, сейчас их в районе 70.

Таким образом можно отметить, что за всю историю развития аудита основной целью аудита всегда признавалось установление достоверности представленной отчетности. Кроме того в последнее время отмечается возрастание надежности внутреннего контроля и снижение детализации целей.

 

 

     

2. Становление  аудита в Молдове.

Шел второй год «перестройки», т.е. вступления СССР на новый путь экономического развития. С выходом в 1988 году Закона «О кооперации в СССР» в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись собственностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать: налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в 1991 г, т.е. четыре года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти функции на государственные  контрольные органы, в частности на Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором, предусматривалось право проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина такие ревизии проводил, но в связи со значительным ростом числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность контрольных органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.

Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских  контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею руководство категорически отказалось, поскольку претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.

В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудиторских и консультационных услуг «Инаудит».

Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.

Это был лишь «подготовительный этап» по созданию аудита в СССР и союзных республиках.

Однако в 1989-1991 гг.,  была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона  «О предприятиях и предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие структуры, в том числе аудиторские фирмы.

В учредительных документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение, управление финансовой деятельность и т.п.

Появление в 1992 г акционерных обществ, совместных предприятий других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм потребовало разработки нормативных законодательных актов.

На общественных началах в 1993 г была создана Аудиторская Палата РМ, которая разработала и приняло первый «Кодекс Аудитора». Одновременно развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя  ВУЗы Молдовы- Экономическая Академия,  Государственный и Аграрный Университеты. 

Таким образом, можно говорить, что к началу 1994 г. аудит в Молдове был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.

В настоящее время принят второй Закон РМ «Об аудиторской деятельности» от 16 марта 2007 г №61, (первый был принят 15 февраля 1996 года №729), что несомненно является шагом вперед  с точки зрения существовавшего  до этого времени несовершенства законодательства в области аудита.

  Закон подвел окончательную черту под периодом становления аудита в Молдове.

С 2000 года , начали разрабатываться  и вводится в действие  Национальные стандарты аудита, а 1 марта 2001г приказом Минфина №29 был утвержден Кодекс профессионального поведения аудиторов и бухгалтеров РМ.

Эта отрасль бизнеса созрела, обзавелась своими правилами и традициями, профессиональными организациями. К мнению аудиторов все чаще прислушиваются государственные чиновники, общественные объединения, депутаты различных уровней, предприниматели.

В то же время остаются серьезные проблемы в развитии аудита, которые Закон решил частично или в принципе не может решить. Среди них хочется выделить три основные.

В первую очередь это профессиональный уровень аудиторов. Существующая система аттестации аудиторов была актуальна для периода становления профессии, когда рынку необходимо было быстро предоставить значительное число специалистов-аудиторов. Не секрет, что сдать экзамены на аттестат аудитора не представляло большой сложности даже для рядового бухгалтера-счетовода - главное, чтобы имелось соответствующее высшее или среднее экономическое или юридическое образование и стаж работы не менее трех лет по соответствующему профилю или в соответствующей должности. В итоге мы сегодня имеем массу аттестованных аудиторов, профессиональный уровень которых оставляет желать лучшего. И новый закон практически мало что меняет в этой области: самым существенным является требование наличия только высшего образования, среднее уже не подойдет.

Во-вторых, это проблема существования так называемого "черного" аудита. Низкий уровень знаний многих аудиторов кроется не только в минимальной планке требований к профессии. Большое число мелких аудиторских компаний со штатом 2-5 человек существенно затрудняет развитие всего рынка: получить аттестат и лицензию сравнительно легко, создать аудиторскую компанию недорого, а потенциальных клиентов с учетом требований проведения обязательного аудита много. Как следствие - перенасыщение рынка продавца услуг. Аудиторы бросаются на любого клиента, лишь бы подписать с ним договор даже на самую минимальную сумму, зачастую не покрывающую затраты. Естественно, некоторые клиенты этим пользуются. Ведь не все еще понимают необходимость и пользу аудита, при этом закон требует иметь аудиторское заключение во многих случаях. Так и рождается "черный" аудит, когда можно за копейки "купить" аудиторское заключение с нужной тебе формулировкой. В таком случае не может быть речи об использовании стандартов аудиторской деятельности, о профессиональном росте сотрудников аудиторских фирм, да и вообще - о доверии к аудиту как профессии.

Третья проблема - это сторонние потребители аудиторской отчетности. Пока в стране не сложится круг таких постоянных потребителей, ни о каком качественном скачке роста аудиторского рынка говорить не приходится. Ведь кому сейчас необходимо аудиторское заключение, подписанное известной и авторитетной компанией? Редким продвинутым собственникам и менеджерам и иностранным инвесторам.

Акционеры - основной потребитель аудированной отчетности на Западе - в Молдове также мало интересуются заключением, да и зачастую не всегда понимают его необходимость и значимость. Многие до сих пор считают, что основная задача аудитора заключается в проверке правильности исчисления налогов. Но налоговый аудит - это только часть аудиторских процедур. Важнейшая составная часть аудиторской проверки - это подтверждение активов компании и ее обязательств, а также правомерность действий менеджмента предприятия, которые практически всегда должны быть направлены на увеличение прибыли и соответственно на увеличение дивидендов акционерам.

Кроме того, многие экономисты выделяют нерешенность вопроса о степени ответственности аудитора:

Не определена нормативно ответственность аудитора, связанная с соблюдением конфиденциальности; отсутствует реальная ответственность за недобросовестность

 

Лекция 2. Понятие аудита, его цели и место в системе контроля.

 Виды аудита.

  1. Понятие аудита, его цели и задачи.
  2. Виды аудита.
  3. Сопутствующие аудиту услуги.

1.

Согласно Закона РМ «Об аудиторской деятельности» Nr.61-XVI от  16.03.2007, аудит –независимое рассмотрение годовых финансовых отчетов ,консолидированных годовых финансовых отчетов и другой относящейся к ней информации аудируемого объекта с целью выражения профессионального мнения аудитора о соответствии таковых по всем существенным аспектам установленным к ним требованиям.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, т.к. включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов. Главными особенностями аудита являются независимость, платность и конфиденциальность.

Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности аудиторов:

  1. свободный выбор аудиторов (аудиторской фирмы) хозяйственными субъектами;
  2. договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
  3. возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
  4. невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
  5. запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других разрешенных законом услуг.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями (руководители, участники и инвесторы, работники, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти);

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначного толкования фактов хозяйственной жизни;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной информации.

      Целью аудита  является проверка  и анализ финансовой  отчетности, налоговых деклараций, платежно-расчетной  документации, других финансовых  обязательств  хозяйствующих субъектов для определения их  достоверности, полноты  и  соответствия действующему законодательству  и   требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

     Аудиторская  организация может  оказывать хозяйствующим субъектам услуги  по  постановке, восстановлению и ведению  бухгалтерского  учета, составлению   финансовой  отчетности  и  налоговых  деклараций,   оценке финансового  положения,  анализу  финансово-хозяйственной  деятельности, организации  компьютерного  учета, оценке имущества,  налогообложению  и управлению,   а   также  юридические  услуги  по   вопросам   финансово-хозяйственной деятельности.

Целью аудита  финансовой  отчетности, согласно НСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности»,    является  выражение  мнения аудитора  о  том, подготовлена ли финансовая  отчетность  экономического агента  во  всех существенных аспектах в соответствии  с  установленными  требованиями, предъявляемыми к этой финансовой отчетности.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

  1. общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);
  2. обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);
  3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);
  4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);
  5. классификация (есть ли основания относить сумму на тот счет, на котором она записана);
  6. разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);
  7. аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);
  8. раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах).

Задача аудитора состоит:

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качества обработки информации (особенно первичной документации);
  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

Информация о работе История возникновения и этапы развития аудита