История возникновения и этапы развития аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:43, курс лекций

Краткое описание

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя».

Вложенные файлы: 1 файл

Основы аудита Л 1-6.doc

— 531.50 Кб (Скачать файл)

Другой метод проверки реальности отраженных в документах обстоятельств — восстановление натурально-стоимостного учета. Данный метод дает возможность конкретно анализировать движение ценностей по каждому его виду в отдельности. Его сущность состоит в том, что на основе первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей полностью восстанавливается натурально-стоимостный их учет. Этот прием может применяться в тех подразделениях, по которым натурально-стоимостный учет ценностей не ведется (например, в производствах), хотя все операции по их движению оформляются выпиской соответствующих документов. По данным этих документов, можно восстановить движение ценностей по их видам с выведением остатков.

С помощью этого приема может быть выявлено, что при отсутствии недостач или излишков в условиях ведения стоимостного учета фактически в подразделениях имеются недостача одного вида ценностей и излишки других, которые до этого в стоимостном учете взаимно перекрывались.

Эффективность аудиторской работы во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами. Методы документальной проверки применяют не только в различном сочетании, но и с различными методами фактической проверки, а также с логическим исследованием финансово-хозяйственных ситуаций. Кроме того, широко применяют на практике специальные методы для экономического анализа.

Умелое применение методов на практике способствует достижению максимальных результатов в выполнении аудиторами своих функций.

 

Лекция 5: Стандарты и методические основы аудита

  1. Основные принципы стандартов
  2. Этапы аудиторской проверки
  3. Планирование аудита
  4. Оценка материальности(существенности) в аудите
  5. Аудиторские доказательства
  6. Мошенничество(обман) и ошибки
  7. Документация аудитора
  8. Учет требований законодательных и нормативных

актов при проведении аудита

 

 

  1. Основные принципы стандартов.

Аудиторские стандарты формулируют единые основополагающие предписания, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты должны пересматриваться для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, доджей быть готов обосновать причину этого.

Значение стандартов состоит в том, что они:

    • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
    • содействуют внедрению в практику научных достижений;
    • помогают пользователям понять процесс проверки;
    • создают общественный престиж профессии;
    • устраняют контроль со стороны государства;
    • помогают аудитору вести переговоры с клиентом.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в этой области практически одинаковы во всем мире. Поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих стандарты.

Разработка стандартов аудита в РМ осуществлена Министерством Финансов, исходя из требований действующего в стране законодательства, с учетом специфических особенностей и международного опыта. (Опубликованы в МО №91-93, 163-165, за 2000г., и № 103-105 за 2002г.)

Т.о. Национальные стандарты аудита являются основой системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РМ.

Их необходимо применять к существенным вопросам при аудите финансовой отчетности, а также иной информации и при предоставлении сопутствующих услуг.

Национальные стандарты аудита содержат основные принципы и ключевые процедуры аудита, а также сопутствующие рекомендации в форме пояснительных и других материалов.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров созданная в 1977 г. В ее рамках аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета. Международные стандарты проведения аудита, которые издает Комитет, способствуют развитию профессии в тех странах, где ее уровень ниже общемирового, и унификации, подхода к аудиту в международном масштабе.

Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита. Однако Международные стандарты не превалируют над местными.

В некоторых странах (например, в Австралии, Бразилии, Индии, Голландии) Международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственного подобного документа, а в странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи. Шри-Ланка), Международные стандарты могут восприниматься в качестве национальных.

 

В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США), Международные стандарты профессиональными организациями принимаются просто к сведению.

 

  1. Этапы аудиторской проверки  

Аудиторская проверка строится в определенной последовательности. Наиболее часто употребляется подход «от общего к частному».

Каждый аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей работы исходя из особенностей проверяемого предприятия и условий договора с клиентом. Применение апробированных методик аудиторской проверки позволяет минимизировать аудиторский риск и проводить проверку в более сжатые сроки.

В процессе аудиторской проверки выделяются определенные этапы:

  • • знакомство с предприятием: оценка экономической, среды, знакомство с отчетностью, учредительными документами, состоянием бухгалтерского учета и направлениями деятельности предприятия;
  • • заключение договора на аудиторскую проверку (составление письма-обязательства);             
  • составление плана и программы аудита;
  • изучение учредительных документов: дата регистрации; форма собственности; учредители; размеры, сроки и порядок формировали уставного капитала; структура управления; прекращение деятельности;
  • изучение других документов: протоколов общих собраний, приказов директора; определение полномочий руководства, правильности оформления распоряжений руководства, отсутствия противоречий с учредительными документами;
  • изучение отчетности предприятия: выявление нарушений, несоответствия в отчетности, наличия самостоятельных изменений в установленных формах отчетности. Проверка соответствия указанной в балансе величины уставного капитала учредительным документам, счетная проверка показателей отчетных форм, логический анализ показателей (например, большое сальдо по расходам будущих периодов и др.) и т. д.;
  • уточнение и корректировка плана и аудиторской программы;
  • аудит показателей отчетности:
    • проверка Главной книги (соответствие записей в отчетных формах остаткам по счетам в Главной книге; определение счетов, корреспондирующих со счетами затрат и реализации; определение счетов, корреспондирующих со счетом прибыли и убытков, кроме счетов реализации; определение счетов, по которым происходило накопление и использование прибыли, и др.);
    • проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции;
    • проверка доходов от реализации продукции;
    • проверка доходов и расходов от прочей операционной деятельности;
    • проверка доходов и расходов от неоперационной деятельности;
    • проверка порядка начисления и выплаты заработной платы;
    • проверка порядка накопления и использования прибыли;
    • проверка порядка ведения кассовых операций;
    • проверка учета, оприходования и отпуска в производство материальных ценностей;
    • проверка правильности начисления и своевременности уплаты налогов;
    • проверка правильности расчетов и своевременности уплаты сборов, отчислений и обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • проверка расчетов с дебиторами и кредиторами;
    • подготовка аудиторского заключения;
    • ознакомление с неопределенными обязательствами;
    • обзор выполнения плана проведения аудита и аудиторских процедур;
    • подписание аудиторского заключения и акта приемки работ по договору об аудиторской проверке.

При проведении проверки аудитору необходимо:

      1. выделить, наиболее важные разделы бухгалтерского учета в зависимости от вида предприятия, цели проверки и основных пользователей данной бухгалтерской (финансовой) отчетности и сосредоточиться на этих разделах;
      2. обязательно проверить, хотя бы в общих чертах, все разделы бухгалтерского учета на данном предприятии. Многие ошибки и незаконные действия удается обнаружить уже при первом знакомстве с представленными документами.

Проверка начинается с общего обзора отчетных форм. При этом, прежде всего, обращается внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами. Вид деятельности предприятия (реквизит «Отрасль») должен соответствовать его Уставу, а в случае лицензирования данного вида деятельности необходимо проверить наличие у предприятия лицензии и срока ее действия. Следует иметь в виду, что запись в учредительных документах о том, что предприятие может заниматься «... и другими видами деятельности, не запрещенными законодательством...», не дает основание акционерному обществу, созданному, например, для производства холодильников, заниматься операциями с ценными бумагами.

Определение вида деятельности предприятия необходимо для правильного разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочей деятельности.

Затем проверяется правильность заполнения отчетности по форме (наличие всех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок) и определяются те участки учета, где аудиторский риск наиболее значителен, то есть где наиболее вероятна возможность мошенничества или ошибок в учете и отчетности для данного клиента. В зависимости от этого выявляются те операции и активы, которые должны быть проверены более тщательно, и те, где можно довериться информации клиента.

Далее необходимо провести счетную проверку, т. е. проверить сопоставимость и взаимоувязку показателей, финансовой отчетности с показателями в регистрах бухгалтерского учета и первичных документов.

 

 

3. Планирование  аудита

 

Учитывая требования НСА 300 аудитор должен планировать аудиторскую работу таким образом, чтобы аудит был проведен наиболее эффективно.

"Планирование" - разработка  общей стратегии и детального  подхода к предполагаемым характера  урокам проведения и объемам  аудиторских процедур. Аудитору  следует планировать проведение  аудита наиболее рационально и своевременно.

Планирование аудиторской работы способствует удалению должного внимания важнейшим направлениям аудита, определению потенциальных проблем и скорейшему выполнению работы. Планирование также способствует эффективному распределению работы персонала с учетом работы, выполняемой другими аудиторами и экспертами.

Объем планирования зависит от размеров экономического агента, сложности аудита, предшествующего опыта работы аудитора с данным экономическим агентом. знания бизнеса клиента.

Аудитор может обсудить элементы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с советом директоров и руководством экономического агента, а также его персоналом для обеспечения эффективности и действенности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала экономического агента. Однако, в любом случае, аудитор несет ответственность за общий план аудита и программу аудита.

Аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемых сферы и методов проведения аудита. Общий план аудита должен быть достаточно детальным, для того чтобы служить руководством при подготовке и осуществлении программы аудита. Форма и содержание общего плана аудита могут варьировать в зависимости от масштаба деятельности экономического агента, сложности аудита, специфических методологии и технических приемов, используемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо учитывать ряд вопросов, таких как:

    1. Знание бизнеса клиента:
    • Общие экономические и отраслевые факторы, влияющие на бизнес клиента;
    • Важные характеристики клиента, его деятельность, финансовые показатели и требования к отчетности, включая изменения, происшедшие со времени предыдущего аудита;
    • Общий уровень компетентности руководства клиента.
    1. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
    • Учетная политика клиента и изменения в ней.
    • Влияние новых нормативных документов, регулирующих вопросы учета, аудита и финансовой отчетности.
    • Накопленные аудитором знания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и предполагаемое относительное преобладание тестов контроля или процедур по существу.
    1. Риск и существенность
    • Предполагаемые оценки неотъемлемого риска и риска контроля, выявление важных областей для аудита.
    • Установление уровня существенности, позволяющего считала финансовую отчетность достоверной.
    • Возможность наличия существенного искажения с учетом опыта прошлых периодов или обмана.
    • Выявление наиболее сложных областей бухгалтерского учета, включая те, которые затрагивают оценочные значения в бухгалтерском учете.
    1. Характер, время проведения и объем аудиторских процедур
    • Возможные изменения в приоритете специфических областей аудита.
    • Влияние на аудит информационных технологий.
    • Внутренний аудит и его предполагаемое влияние на процедуры внешнего аудита.
    1. Координация, управление, надзор и проверка
    • Привлечение других аудиторов (аудиторских организаций) для аудита финансовых отчетов компонентов экономического агента, например дочерних предприятий, филиалов и других структурных подразделений.
    • Привлечение экспертов.
    • Месторасположение экономического агента и его компонентов.
    • Потребность в персонале для проведения аудита.
    1. Другие вопросы
    • Возможность нарушения принципа непрерывности.
    • Обстоятельства, требующие особого внимания, такие как наличие связанных сторон.
    • Условия соглашения на проведение аудита и ответственность, предусмотренная законодательными и нормативными актами.
    • Вид и сроки представления экономическому агенту аудиторской отчетности и других материалов в соответствии с условиями соглашения на предоставление аудиторских услуг.

Информация о работе История возникновения и этапы развития аудита