Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «Транслайн»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
Предметом работы является приложение к бухгалтерскому балансу форма № 5
Объектом работы является ОАО «Транслайн»

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты анализа расчетов дебиторского и кредиторского характера 6
1.1. Сущность и содержание дебиторской и кредиторской задолженности 6
Классификация задолженности по срокам ее погашения 8
1.2 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью 9
2. Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «Транслайн» 17
2.1. Оценка структуры баланса 17
2.2. Оценка платежеспособности и ликвидности 19
2.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия 23
2.4. Анализ финансовых результатов предприятия 25
Показатели рентабельности вложений 27
2.5. Анализ деловой активности 27
2.6. Оценка вероятности банкротства 28
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 2
Вариант 1 2
Бухгалтерского баланса ООО «Транслайн» 2

Вложенные файлы: 1 файл

АФХД 1 вариант.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна  информация, полученная от кредитных  бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб. 

Контроль дебиторской  задолженности.                                                                                                                                                                                                                                                    

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской  задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и  перепродажу права на взыскание  долгов.

Выставление счетов.

При циклическом составлении  счетов они выставляются покупателям  в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А”  могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры  покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока  платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных  произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

Процесс оценки покупателя.

Перед предоставлением  кредита необходимо тщательно анализировать  финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей. [4;21]

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет , промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Защита страхованием

Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Факторинг

Можно перепродать права  на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может  быть раскрыта конфиденциальная информация.

Кредитная политика

При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской задолженностью включает:

       1) анализ  дебиторов; 

       2) анализ  реальной стоимости существующей  дебиторской задолженности; 

       3) контроль  за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности; 

       4) разработку  политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;

5) оценку и реализацию  факторинга.

1) Анализ дебиторов  предполагает прежде всего анализ  их платежеспособности с целью  выработки индивидуальных условий  представления коммерческих кредитов  и условий  договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

2) Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в: анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

Определенный интерес  представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

3) Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости  фирмы и эффективности финансового  менеджмента. В практике финансовой  деятельности российских фирм  зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны Государственных органов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:

объем оборотных средств  на конец периода/ краткосрочная  задолженность на конец периода <2

объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец

на конец периода / объем оборотных средств на конец  периода < 0,1

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому  финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности  с кредиторской.

При анализе соотношения   дебиторской и кредиторской задолженностями  необходим анализ условий коммерческого  кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

На уровень дебиторской  задолженности влияют следующие  основные факторы:

- оценка и классификация  покупателей в зависимости от  вида продукции, объема закупок,  платежеспособности клиентов, истории  кредитных отношений и предполагаемых  условий оплаты;

- контроль расчетов  с дебиторами, оценка реального  состояния дебиторской задолженности; 

- анализ и планирование  денежных потоков с учетом  коэффициентов инкассации.

Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность  применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

Делая обобщение можно  сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение дополнительной  прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнение и оптимизация  величины и сроков дебиторской  и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся  по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. [12;82]

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

Политика скидок

Таким образом, для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Изменение кредитной политики

Для того чтобы решить, следует  ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются.

 

 

 

 

 

2. Комплексная оценка финансово-хозяйственной  деятельности предприятия на  примере ООО «Транслайн»

2.1. Оценка структуры баланса

 

В процессе функционирования предприятия величина активов и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общие представления об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятий и их источников. Преимущество вертикального анализа по сравнению с горизонтальным, является использование в нем относительных показателей, которые в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.

В таблице 1 (см. прил.) представлен  анализ структуры активов предприятия.

Из приведенных  данных можно сделать вывод, что  в 2 году произошло увеличение суммы  основных средств предприятия на 80999 руб., однако в структуре активов  доля основных средств уменьшилась  на 4,8%. Однако в 3 году произошло значительное снижение по сравнению с 2 годом на 454167 руб., доля основных средств в структура активов уменьшилась с 65,9 до 40,46%, то есть на 25,44%.

Нематериальные  активы существенных изменений не претерпели, их доля в структуре активов незначительна.

Удельный  вес долгосрочных финансовых активов в структуре активов в 1 и 2 годах был также незначителен соответственно 0,74 и 0,62%. Однако в 3 г. их доля значительно увеличилась до 8,07% (на 181907 руб.).

В целом удельный вес внеоборотных активов снизился с 75,3% - в 1 году до 70,8% в 2 году и в 3 году до 52,21%.

Показатель  второй группы активов - оборотные активы, в 1 году их удельный вес в структуре  активов составлял 24,7%, в 2 году – 29,2%, в 3 году он увеличился до 47,79%.

За анализируемый  период вдвое увеличилась дебиторская  задолженность с 74992 до 149828 руб. Увеличились краткосрочные финансовые вложения в 3 году на 44436 руб.

Наибольший  удельный вес в структуре оборотных  активов занимают запасы. Их удельный вес в 1 году составлял 16,04%, в 2 году – 20,76% в 3 году – 35,28%. За отчетный период запасы увеличились более чем в 2 раза – с 326758 руб. в 1 г. до 853867 руб. в 3 г.

Сумма денежных средств увеличилась незначительно.

Увеличение  дебиторской задолженности и  запасов является негативным моментом в деятельности предприятия.

В таблице 2 (см. прил.) представлена структура пассива баланса предприятия.

Проанализировав структуру пассива  баланса за период 1 – 3 года, можно  сделать следующие выводы:

Валюта пассива баланса  увеличилась в отчетном периоде  за счет капиталов и резервов на  120320 руб., в том числе за счет увеличения уставного капитал на сумму 170000 руб., за счет добавочного капитал на 179753 руб.

Увеличилась заемные средства на 34522 руб.

Значительно увеличилась кредиторская задолженность на 336951 руб.

Изменилась и структура пассива баланса. Удельный вес собственных средств сократился с 60,25% в 1 г. до 52,97% в 3г.

Удельный вес заемных средств  наоборот увеличился с 39,75% в 1 г. до 47,03% в 3 г. в основном за счет увеличения привлеченных (заемных) средств, которые  составляют 25% в структуре баланса. Основная часть – 75 % - основной капитал и резервы – имеют положительную тенденцию к увеличению.

 

2.2. Оценка платежеспособности и ликвидности

Информация о работе Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО «Транслайн»