Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 21:14, курсовая работа
В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою производственно-торговую деятельность самостоятельно, но конкуренция, заключающаяся в соревновании предприятий за потребителя их продукции, заставляет продавца (производителя) непрерывно совершенствоваться. Предприятие, проигравшее в этой борьбе, обычно становится банкротом, и, следовательно, не может оплатить стоимость товара, работ и услуг, рассчитываться с бюджетом по обязательным платежам и платежам во внебюджетные фонды, если обязательства по платежам превышают стоимость его имущества. Итак, чтобы не стать банкротом, предприятие должно постоянно искать пути улучшения своей деятельности.
Для достижения основной цели финансового анализа могут применяться различные методы анализа.
Методы финансового анализа – это комплекс научно-методических инструментов и принципов исследования финансового состояния предприятия [28, c.45]
Основные методы анализа финансовой отчетности представлены на рис. 1.2.
Чтение отчетности – определение абсолютных показателей, представленных в отчетности, и оценка имущественного состояния предприятия, кратко- и долгосрочных источников формирования капитала, финансового состояния и результативности хозяйствования.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение статей финансовой отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – расчет структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой статьи отчетности на результаты в целом.
Принципиальная схема
Трендовый анализ – сравнение каждой статьи отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя.
Рис.1.2. Методы анализа финансовой отчетности
Тенденция динамики показателя может быть определена на основе аналитического выравнивания отчетных данных за ряд периодов.
Простейшей линией, которая применяется при выравнивании динамического ряда, является прямая, уравнение которой имеет следующий вид:
,
где – выровненное значение уровней динамического ряда;
– средний уровень показателя динамического ряда;
– средний ежегодный прирост (или снижения) показателя;
– период времени.
1. Горизонтальный анализ
Показатель |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода | ||
тыс. грн |
% |
тыс. грн |
% | |
Направление сравнения показателя | ||||
Итого |
100,0 |
100,0 |
Показатель |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
сравнения показателя | ||
Итого |
100,0 |
100,0 |
Рис.1.3. Схема проведения
горизонтального и
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет соотношений статей отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Финансовые коэффициенты можно условно разделить на следующие группы;
Сравнительный анализ – внутрихозяйственное сравнение отдельных показателей предприятия, подразделений, цехов или межхозяйственное сравнение показателей данного предприятия с показателями конкурентов и с среднеотраслевыми данными.
Факторный анализ – анализ количественного влияния отдельных факторов на результативный показатель. Инструментами факторного анализа являются: способ цепных подстановок, способ относительных разниц, индексный метод, корреляционно-регрессивный анализ [21, с.296].
Информационной базой
Основными источниками анализа финансовых результатов являются [15, c.37]:
Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования – с другой (пассив) [19, c.16].
Информация, представленная в бухгалтерской форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» является более аналитической, детализированной и конкретной, по сравнению с общим бухгалтерским балансом. Целью составления такого рода отчета служит необходимость предоставления пользователям правдивой полной и непредубежденной информации о доходах, расходах, прибылях и убытках за отчетный период. Для инвесторов и аналитиков эта форма является во многих отношениях важнее чем сам баланс, так как в ней содержится не застывшая одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких факторов [12, c. 62].
1.3. Прогнозирование финансового состояния и результатов деятельности предприятий.
Очевидным является то обстоятельство, что предпринимательство – это деятельность, связанная с вложением средств и извлечением доходов. Средства вкладываются сегодня, а доходы будут извлечены завтра. Чтобы оценить возможную величину доходов и эффективность вложений, нужно определить не только последовательность действий и рассчитать их предполагаемый результат, но и будущее состояние предприятия и внешней среды, в том числе условия сбыта продукции, поведение конкурентов, возможную структуру активов и источников их финансирования и т.п. И без этих оценок расчеты результативности вложений средств едва ли будут удовлетворять минимальным требованиям достоверности [3]. Определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование.
Прогнозирование (от греч.Prognosis – предвидение) – опережающее отражение будущего; вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем [21, c.72].
Прогнозирование отличается от планирования только тем, что при планировании мы руководствуемся, прежде всего, целью, которую надлежит реализовать, то есть исходя из цели – планируем последовательность действий и нужные ресурсы для их осуществления. При прогнозировании же результат или возможная степень достижения целей есть вероятные последствия принятых или планируемых решений. В этом смысле прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и управления.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия Украины и зарубежья составляют как текущую, так и прогнозируемую финансовую отчетность. Если текущая отчетность отражает результаты хозяйствования за определенный период, то прогнозируемая – формируется до начала хозяйственной деятельности в соответствии к перспективным планам, стратегии развития предприятия. В ее составлении заинтересованы, в первую очередь, внутренние пользователи информации, поскольку именно в прогнозируемой финансовой отчетности интегрируется вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия [8].
Определенный интерес к прогнозируемой финансовой отчетности имеют и внешние пользователи, в частности:
♦ учреждения банков – например, для оценки уровня кредитоспособности субъектов хозяйствования при получении займов;
♦ кредиторы – с целью оценки предсказуемости действий руководства и риска финансового результата в течение срока займа.
Кроме того, прогнозируемые финансовые отчеты включаются отдельным разделом в стратегические планы, которые разрабатываются как финансово стабильными, так и неприбыльными предприятиями.
Обычно проектируемая финансовая отчетность имеет следующий состав:
1. Отчет о прибылях
и убытках (финансовых
2. Баланс.
3. Отчет о движении денежных средств.
С целью оценки прогнозируемого финансового результата, финансового состояния, определения потребностей в источниках финансирования, прежде всего, используют баланс и отчет о финансовых результатах. При подготовке проектируемых финансовых отчетов аналитики должны проработать соответствующие отчетные формы предприятия за несколько предыдущих лет (3-7 лет).
Прогнозирование статей
отчетности может осуществляться с
помощью многих методов, которые
заключаются в использовании
формализованных или
Чаще всего при составлении прогнозируемого отчета о финансовых результатах используют метод процента от продажи. При его применении статьи отчета (кроме тех, которые не зависят от изменения продаж) перечисляют на одинаковый процент увеличения (уменьшения) показателя дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). С этой целью их классифицируют на автоматически образованные и регулируемые.
Автоматически образованные статьи изменяются пропорционально объему продаж. К ним относят:
• доход (выручка от реализации);
• себестоимость реализованной продукции;
• операционные доходы и расходы.
Регулируемые статьи образуются независимо от объема продаж, для их количественного определения используют другие методы. Среди них выделяют:
• финансовые доходы и расходы,
• другие доходы и расходы.
Суммы чрезвычайных доходов и расходов планированию не подлежат.
В целом предложенная классификация статей на автоматически образованные и регулируемые не является неизменной. Возможно использование и других подходов к этому вопросу.
Умение подготовить проектируемые финансовые отчеты и выбрать оптимальную финансовую стратегию является залогом избежания ошибок в бизнесе [19, с.379].
Методы подготовки показателей прогнозируемых отчетов |
Рис. 1.4. Классификация основных методов подготовки показателей прогнозируемых финансовых отчетов
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Финансово-экономическая характеристика предприятия ГП «ОХ «Приморское» НБС-ННЦ»
Государственное предприятие «Опытное хозяйство «Приморское» Никитского ботанического сада создано на основании приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 25 июня 1971 №209 на базе декоративного питомника "Приморский", созданного в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 12 сентября 1960 № 1294-р, приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 24 января 1961 № 10.
Опытное хозяйство "Приморское" Никитского ботанического сада подчинено Никитскому ботаническому саду – Национальному научному центру (НБС-ННЦ).
Хозяйство является государственным сельскохозяйственным статутным субъектом, который осуществляет хозяйственную и коммерческую деятельность для получения соответствующей прибыли.
Хозяйство создано с
целью опытно-
Основные направления и виды деятельности Хозяйства:
Информация о работе Методы анализа и прогнозирования финансовых результатов предприятия