Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 21:14, курсовая работа
В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою производственно-торговую деятельность самостоятельно, но конкуренция, заключающаяся в соревновании предприятий за потребителя их продукции, заставляет продавца (производителя) непрерывно совершенствоваться. Предприятие, проигравшее в этой борьбе, обычно становится банкротом, и, следовательно, не может оплатить стоимость товара, работ и услуг, рассчитываться с бюджетом по обязательным платежам и платежам во внебюджетные фонды, если обязательства по платежам превышают стоимость его имущества. Итак, чтобы не стать банкротом, предприятие должно постоянно искать пути улучшения своей деятельности.
Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации продукции, если общее изменение выручки от реализации составило:
В = В1 – В0, (2.3)
где В1, В0 – соответственно выручка за отчетный и базовый периоды.
Итак, за отчетный период выручка от реализации продукции возросла на 445 тыс. грн. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом. Прирост выручки составил:
, (2.4)
где – индекс цен.
, (2.5)
Следовательно, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации продукции на 115,9 тыс. грн, а увеличение объема выпуска продукции – на 329,1 тыс. гривен. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства.
Аналогично рассчитывают влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:
Собщ = С1 – С0 , (2.6)
где С1, С0 – соответственно себестоимость в отчетном и базовом периодах.
Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен. Тогда:
, (2.7)
,
Следовательно, за счет увеличения объема выпуска себестоимость продукции выросла на 468,33 тыс. грн, за счет изменения цен – на 108,67 тыс. грн.
Как видно из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль через выручку и себестоимость. Влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости имеет разнонаправленный характер: рост выручки от реализации продукции способствовал увеличению чистой прибыли, а рост себестоимости привел к уменьшению прибыли. С учетом этого, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить так:
ПЦ = ВЦ – СЦ, (2.9)
За счет роста цен чистая прибыль предприятия увеличилась на 7,23 тыс. грн.
Рассчитаем влияние на изменение размера чистой прибыли других факторов – воздействие изменения размеров административных расходов и прочих операционных расходов.
При определении влияния данного фактора нужно учесть, что он является фактором обратного влияния по прибыли. В связи с этим в расчетную формулу добавляется знак «–», то есть:
Пр = – [(АР1 + ДОР1) – (АР0 + ДОР0)], (2.10)
где Пр – изменение чистой прибыли за счет изменения величины указанных расходов.
По данным таблицы 2.2. это влияние составило:
Это означает, что перерасход по непрямым расходам привел к снижению прибыли в отчетном году на 65 тыс. грн.
Влияние изменения величины прочих операционных доходов на изменение размера чистой прибыли определяют по формуле:
ППОД = ПОД1 – ПОД0 , (2.11)
где ПДОД – изменение чистой прибыли за счет изменения суммы прочих операционных доходов;
ДОД1, ДОД0 – соответственно финансовый доход отчетного и базового периодов.
Влияние этого показателя рассчитаем по данным табл. 2.2:
Размер чистой прибыли увеличился за счет увеличения суммы прочих операционных доходов на 183 тыс. гривен.
Обобщим в таблице влияние факторов, влияющих на размер чистой прибыли (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода
№ |
Показатели (факторы) |
Сумма, тыс. грн. |
1 |
Изменение цен |
7,23 |
2 |
Объем реализованной продукции |
329,1 |
3 |
Объем произведенной продукции |
– 468,33 |
4 |
Административные расходы, другие операционные расходы |
– 65 |
5 |
Прочие операционные доходы |
183 |
Всего: |
– 14 |
Как видно из таблицы, рост цен, прочих операционных доходов и объема реализованной продукции привел к увеличению прибыли, но увеличение себестоимости продукции, административных и других операционных расходов привело к снижению чистой прибыли. В целом за анализируемый период чистая прибыль снизилась на 14 тыс. грн.
2.4. Анализ показателей рентабельности.
Если сумма прибыли показывает абсолютный эффект от деятельности, то рентабельность характеризует меру этой эффективности, т.е. относительную степень доходности предприятия или производимой продукции. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одной гривны вложенного капитала. В общей форме рентабельность рассчитывают как отношение прибыли к затратам или примененных ресурсов (капитала) и представляет собой эффективность производства. Размер и динамика рентабельности характеризует степень деловой активности предприятия и его финансовое благополучие [14, c. 241].
Данные для проведения анализа рентабельности деятельности ГП «ОХ «Приморское» НБС-ННЦ» представлены в таблице 2.4.
Для расчета показателей
Однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментные значения показателей капитала. По этой причине, а также вследствие отсутствия информации о сумме капитала на начало 2007г., я буду использовать одномоментное значение капитала за 2007 г. – на конец года.
Таблица 2.4.
Данные для анализа рентабельности деятельности предприятия
Показатель |
2007 г., тыс. грн. |
2008 г., тыс. грн. |
2009 г., тыс. грн. |
Валовая прибыль |
284 |
262 |
152 |
Чистый доход |
1989 |
2340 |
2434 |
Себестоимость продукции |
1705 |
2078 |
2282 |
Чистая прибыль |
62 |
29 |
48 |
Средняя величина активов |
5882 |
5792 |
5683 |
Собственный капитал |
5592 |
5604,5 |
5637,5 |
Средняя величина необоротных активов |
4602 |
4581 |
4486 |
Средняя величина оборотных активов |
1278 |
1208,5 |
1193,5 |
Рассчитаем показатели рентабельности:
, (2.12)
где – рентабельность по валовой прибыли;
– валовая прибыль;
– чистый доход (выручка) от реализации.
Таким образом, если в 2007 году на каждую гривну чистой выручки приходилось 14,3 копейки, то в 2009 году этот показатель уменьшился более чем в два раза и составил 6,2 копеек.
,
где – рентабельность по чистой прибыли;
– чистая прибыль.
Следовательно, в 2009 году на единицу чистого дохода приходится 2 копейки чистой прибыли, что на 0,8 коп. больше чем в 2008 году и на 1,1 коп. меньше чем в 2007 году.
,
где – рентабельность активов;
– средняя величина активов предприятия.
На каждую гривну, вложенную в активы в 2007 году, приходилось 1,1 копейки чистой прибыли, что в 2,2 раза больше, чем в последующем году.
,
где – рентабельность необоротных активов;
– средняя величина
На каждую гривну, вложенную в необоротные активы в 2009 году, приходится 1,1 копейки чистой прибыли, что в 1,8 раз больше, чем в предыдущем году.
,
где – рентабельность оборотных активов;
– средняя величина оборотных активов.
На каждую гривну, вложенную в оборотные активы в 2008 году, приходится 2,4 копейки чистой прибыли, что в два раза меньше чем в предыдущем и последующем годах.
Информация о работе Методы анализа и прогнозирования финансовых результатов предприятия