Механизм налогообложения страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.
Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций
1.1Система налогообложения РФ
1.2 Субъекты налоговых правоотношений
1.3 Налогообложение страховых организаций
Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций
2.1. Понятие страховых организаций
2.2 Особенности налогообложения страховых организаций
2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

Для страховых организаций как  и для всех предприятий установлена  единая ставка налога на прибыль - 24%. При  этом:

• сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется  в федеральный бюджет;

• сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется  в бюджеты субъектов Российской Федерации;

• сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется  в местные бюджеты.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации  вправе снижать для отдельных  категорий налогоплательщиков налоговую  ставку в части сумм налога, зачисляемых  в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5%.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О бухгалтерском  учете» установлены единые сроки  представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы: в течение 30 дней с момента окончания квартала, а сдача годовых отчетов - к 1 апреля. Таким образом, страховым организациям сократили срок окончательных расчетов по налогу на прибыль на 5 дней. Поскольку  расчет изменений страховых резервов трудоемок и не зависит от страховых  случаев, то это ужесточает порядок  налогообложения страховщиков.

2.3 Перспективы развития  налогообложения страховых организаций

 

Существующая система налогообложения  страховых организаций показала свою неэффективность: она не обеспечивает стабильного поступления доходов  в бюджеты, подрывает экономическую  активность страховщиков. Местные, региональные и федеральный органы власти лишены надежных доходных источников: низкая собираемость налогов стала причиной острого бюджетного кризиса, заставила  искать пути улучшения налогового управления, в том числе и в страховой  деятельности. Это требует всестороннего  исследования особенностей страховой  деятельности в рыночных условиях, которое позволяло бы сочетать страховые  и бюджетные интересы государства.

Общеизвестно, что в условиях рынка, а тем более в период его  становления, страхование является важнейшим элементом защиты предприятий  и граждан, в том числе защиты социальной. Это подтверждает практика поступательного движения человеческой цивилизации: в развитых странах  один гражданин тратит в среднем  ежегодно от 1,5 до 3 тыс. долл. на страхование, в том числе на страхование  жизни до 60% указанной суммы. Также  общеизвестно, что затраты по страхованию  во многих странах являются элементом  издержек производства.

Таким образом, вывод ясен: во всем мире государством, обществом и гражданами страхование признается как важнейший  институт защиты их имущественных интересов,

В России же в области страхования  ситуация противоположная: по состоянию  на 1 января 2000 г. по сравнению с 1 января 1999 г. на 20% уменьшилось количество страховых  организаций. Россиянин тратит на страхование  около 10 долл. в год, т.е. в 200-300 раз  меньше по сравнению с цивилизованными  странами, при том, что средние  доходы российского гражданина меньше немногим более чем в 10 раз.

В настоящее время в России страховые  взносы и выплаты освобождаются  от косвенного обложения, за исключением  операций, связанных с получением страховых выплат по договорам страхования  риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя - кредитора. Такой подход к финансовому сектору  экономики, в частности к страхованию, приводит к тому, что государство  необоснованно лишается части налоговых  поступлений. Он порождает неравенство  в налогообложении, дисбаланс в  сфере приложения капитала, в определенной степени нарушается пропорциональность развития сферы услуг.

Налогообложение прибыли страховых  организаций не решает фискальных задач, так как в результате всевозможных способов минимизации прибыли от страховой деятельности поступления  в бюджет не соответствуют масштабам  и темпам роста страховых взносов. Поэтому возникает необходимость  поиска новых способов решения проблемы регулирования страховой деятельности с использованием налогового механизма.

Главной чертой и одновременно причиной основных проблем на современном  этапе являются различные формы  мошенничества, совершаемого с помощью  страховых организаций. Среди этих форм можно выделить:

• «возвратное» страхование и различные  «зарплатные» схемы ухода от уплаты налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

• попытки возврата из бюджета  НДС через «песочные дела»  по методу страховой компании «Константа».

Затруднения в осуществлении контроля за реальными денежными потоками провоцируют сокрытие доходов и  уход от налогов, поэтому доходный потенциал  страховых организаций не реализуется, а действующая система налогообложения  не обеспечивает ни справедливого распределения  налогового бремени, ни устойчивых доходов  бюджета.

Неоправданно высоки временные  и материальные затраты по расчетам налоговой прибыли со стороны  налоговых органов, осуществляющих документальные проверки, а также  по рассмотрению различных вопросов страховой деятельности прямо или  косвенно связанных с определением налоговой базы. К таким вопросам, в частности, относятся:

• соблюдены ли нормативы доходности страховщиком;

• работает ли страховая организация  по тем же Правилам страхования, которые  лицензированы в страховом надзоре;

• имеет ли право страховая организация  производить страховую выплату  в том случае, если она могла  отказать в выплате за отсутствием  некоторых справок или доказательств;

• кто произвел страховые выплаты  застрахованному: цедент или перестраховщик;

• обязательно ли страховой организации  было разыскивать и предъявлять  регрессные требования к виновному  лицу;

• сравнить страховые суммы и  страховые выплаты по договорам, заключенным с валютной оговоркой;

• выяснить, где заключен договор  страхования: в поликлинике, на предприятии  или у застрахованного дома;

• правильно ли назначен выгодоприобретатель  по договору страхования;

• что болело у застрахованного  в момент заключения договора страхования  и от чего он застраховался;

• некоторые другие аспекты взаимоотношений  страховщика, страхователя и застрахованного.

Как показывает практика, результаты документальных проверок незначительны  или из-за перерасчета страховых  резервов вообще отсутствуют. Например, в случае если договоры страхования  закончились и выплаты произведены (особенно по страхованию жизни), занижение  налоговой базы выявить невозможно, так как в том же размере, что  и страховые платежи, производятся страховые выплаты. С введением  в действие части первой Налогового кодекса предусмотрено пересматривать применение льгот за предыдущие периоды (раньше это не было предусмотрено). Но при таких новациях эффективность  доначислений со страховых организаций  с учетом несовершенного законодательства по налогам и сборам незначительна. В ряде случаев контролирующие налоговые  органы закрывают глаза на нарушения  действующего налогового законодательства с использованием схем, направленных на занижение налоговой базы. Множественность  и противоречивость административного  и нормативного регулирования провоцируют  сокрытие дохода и уход от налога, поэтому  данная проблема особенно важна на современном этапе.

Порядок уплаты налогов, введенный  с 1 января 2000 г., еще больше усугубил положение страховщиков по сравнению  с другими плательщиками, что  связано с необходимостью определения  изменения страховых резервов по всей филиальной сети. Введенный порядок  уплаты налогов до конца не проработан. Как уже указывалось, плательщики  перечисляют налог на прибыль  за филиалы пропорционально численности  работников или расходов на оплату труда и стоимости основных фондов. Законодательством по налогам и  сборам не определено, что конкретно  включается в расходы на оплату труда. Конечно, целесообразно для уплаты налогов брать показатель численности  работников, но возникает вопрос: как  ее определять, если в середине месяца несколько сотрудников уволились, а затем в следующем месяце вдвое больше специалистов устроились на работу? Напряженность между страховщиками  и налоговыми органами, возникшая  в 2000 г., может еще больше обостриться, так как у многих страховых  организаций по консолидированному балансу может быть получен убыток, а на некоторых территориях филиалами  получена приличная прибыль, но в  бюджет данной территории налоговых  поступлений не будет. В данной ситуации на самом деле возникнет перекачка  денежных средств из регионов на территорию нахождения головной страховой организации.

До конца не решен вопрос: имеет  ли право филиал заплатить за головную организацию налог на прибыль  в федеральный бюджет, если в головной организации на расчетном счете  отсутствуют денежные средства? Что  необходимо делать, если головная организация  поручила платить налог в регионе  филиалу по доверенности, а у него арестован счет?

С вступлением в силу главы 25 НК РФ дополнительно к бухгалтерскому учету страховые организации, как  и другие предприятия, должны вести  налоговый учет.

Все изложенные обстоятельства подводят к выводу, что назрела необходимость  перевести страховые организации  на уплату налога на страховые взносы взамен налога на прибыль. Это позволит государству получать планомерный  постоянный доход. Регионы будут  иметь налоговые ресурсы, которые  соответствуют поступлениям страховых  взносов по месту совершения операций, у страховых организаций установится  порядок расчета и уплаты налогов, исчезнут противоречия с налоговыми органами. Будет подорвана основа существующих лжестраховых схем уклонения  от налогообложения.

Предложения, предусматривающие введение налога на страховые взносы, в принципе не новы.

Из возможных вариантов использования  налога на страховые взносы в России можно выделить пять направлений:

• полностью перейти от уплаты налога на прибыль к уплате налога на страховые взносы;

• ввести авансовый платеж по налогу на прибыль в виде налога на страховые  взносы (например, по ставке 2%) по всем видам страхования, но не учитывать  переплаты по налогу на взносы по сравнению  с налогом на прибыль, который  определяется в конце налогового периода (года);

• использовать налог на страховые  взносы как авансовый платеж налога на прибыль и при этом предусмотреть  взаимозачет переплаты по налогу на взносы в конце года при уплате налога на прибыль;

• упростить сбор налогов путем  введения налога на страховые взносы по страхованию иному, чем страхование  жизни (или по так называемым «рисковым» видам страхования), сохраняя прежний  порядок налогообложения страхования  жизни;

• ввести на страховую деятельность еще один дополнительный налог - налог  на страховые взносы, сохранив налог  на прибыль, т.е. установить сочетание  косвенного и прямого налогов.

Некоторые из этих вариантов достаточно активно обсуждались специалистами  по страхованию, в том числе и  на страницах профессиональной периодической  печати.

Автор предлагает ввести с учетом состояния российского страхового рынка налог на страховые взносы с дифференцированными ставками по различным видам страхования  при сохранении налогообложения  налогом на прибыль доходов от инвестиционной и прочей деятельности (разрешенной законодательством  по страхованию). Следовательно, налог  на страховые взносы должен стать  основным налогом по страховой деятельности, а не авансовым платежом налога на прибыль. Налог на страховые взносы должен распространяться на все виды страхования (включая страхование  жизни), хотя его ставки должны быть различными.

Доход по ценным бумагам - одна из составляющих объекта налога на прибыль, по нему налог исчисляется по более низким ставкам, и при расчете налога на прибыль его исключают из налоговой  базы. В бухгалтерской отчетности по видам налогов в графе «налог на прибыль» указывается налог на прибыль без учета доходов  по ценным бумагам. Это аргумент в  пользу того, что при введении налога на страховые взносы налогообложение  доходов по ценным бумагам предлагается оставить прежним.

Одна из актуальных проблем - отношение  к внереализационным доходам, объем  которых зависит от размера страховой  организации и ее структуры. У  крупной страховой организации  данные доходы составляют не более 10% и  в основном это оказание услуг  своим дочерним организациям по изготовлению бланков строгой отчетности, рекламной  продукции. Средние страховые организации  в основном сдают свои помещения  в аренду, эти и другие средства составляют 20% общей суммы доходов. С малыми страховыми организациями  дело обстоит по-иному. Внереализационные  доходы составляют до 40% и в основном от сдачи основных средств в аренду. Необходимо иметь в виду, что если страховая организация не занимается по каким-либо причинам страховой деятельностью, то доходы от инвестирования уставного  капитала относятся к прочим доходам  страховщика. Если страховая организация  проводит операции по страхованию и  инвестирует свой уставный капитал, то данные доходы относятся к прочей страховой деятельности. Последний  момент также сказывается на структуре  доходов страховщиков.

Специалистами в области страховой  деятельности предлагались следующие  схемы обложения внереализационных  доходов при переходе страховых  организаций на уплату налога на страховые  взносы вместо налога на прибыль, а  именно:

• освободить внереализационные доходы от всякого налогообложения;

• все внереализационные доходы облагать налогом на прибыль;

• облагать налогом на прибыль  внереализационные доходы за вычетом  части дохода, направляемого в  страховые резервы.

Внимание исследователей к вышеперечисленным  схемам обложения внереализованных доходов говорит о том, что  данная проблема в настоящее время  важна и актуальна. Рассмотрение этих вариантов привело автора к  следующим выводам.

Для поддержания честных налогоплательщиков целесообразно было бы освободить внереализационные  доходы от всякого налогообложения. И, очевидно, в перспективе к такому решению практически подойдем. Однако, пока для этого нет оснований: часты случаи, когда страховая  организация, заключая один или два  договора страхования, почти весь доход  получает от инвестирования уставного  капитала, а также от сдачи основных средств в аренду. Если освобождать  внереализационные доходы от налогообложения, то такие страховые организации  получат большие привилегии и  не будут заинтересованы в проведении страховой деятельности.

Информация о работе Механизм налогообложения страховых организаций