Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:17, реферат
Требования и принципы устойчивого развития крупных промышленных, в том числе нефтяных компаний стали сейчас актуальными для большинства стран мирового сообщества. Но можно ли их применить к условиям России, находящейся в переходном периоде к рыночному хозяйству? Опыт крупнейшей нефтяной компании России «ЛУКойл» говорит, что это не только можно, но и нужно. Что переход к устойчивому развитию крупных промышленных, в том числе нефтяных компаний - основной путь для российской экономики.
Уставный капитал 41 35 35
Добавочный капитал 42420
Нераспределенная прибыль
и другие фонды 9700 8578 4855 1374
Всего акционерный капитал 52161
Всего пассивы 77857 69347 44082
1.10.99 1.01.98 1.01.97 1.01.96
Коэффициент абсолютной
Ликвидности 5,7% 8,2% 6,3%
Коэффициент срочной
Ликвидности 98,9% 109,1%
Коэффициент текущей
Ликвидности 112,1% 125,0%
Чистый оборотный капитал,
млрд. руб. 2859 4151 1125 -164
Коэффициент финансовой
Независимости 67,0% 74,4%
Рентабельность продаж,% 5,2% 8,7% 10,3% 11,8%
Рентабельность собственного
капитала,% 4,6% 7,4% 7,2%
Рентабельность текущих
активов, % 9,1% 18,5% 21,1% 18,2%
Рентабельность активов, % 3,1% 5,5% 5,5% 5,8%
Оборачиваемость дебиторской
задолженности, дн. 174 139 132 173
В 1997 г. НК "ЛУКойл" продолжала наращивать инвестиции в основной капитал, они составили около 7 млрд. деноминированных рублей, или 123,8% к 1996 г. Как и прежде, основная часть инвестиций (почти 90%) направлялась в нефтедобычу.
В 1997 г. уменьшился коэффициент финансовой независимости, что связано с активным привлечением компанией заемных средств на мировом рынке капиталов. В октябре 1997 г. ЛУКОЙЛ осуществил уже 4-ый выпуск конвертируемых еврооблигаций сроком на 5 лет на сумму $350 млн. На 1998 г. был запланирован еще один выпуск еврооблигаций на $300-$350 млн., но, возможно, в связи с неблагоприятной обстановкой на мировых финансовых рынках он был отложен.
«ЛУКойл» - третья крупнейшая по уровню капитализации компания России.
В шестнадцатый раз газета «Файнэшнл таймс» опубликовала обозрение ведущих компаний мира «ФТ 500», которое является едва ли не самым полным корпоративным рейтингом. Компании оценены в нем по размеру рыночной капитализации (т.е. стоимости, полученной в результате умножения числа выпущенных акций на их рыночную цену), подсчитанной на конец сентября 1997 г.
Рейтинг 500 крупнейших компаний мира, по мнению британских специалистов в области экономики, подтверждает прогнозы об экономическом росте нефте-газовых компаний России. К РАО Газпром, дебютировавшему в этом списке в 1997 г., в нынешнем присоединились еще два российских представителя - нефтяная компания «ЛУКойл» и РАО «ЕЭС России». Причем, первая с капитализацией в 16,438 млрд. долларов и второе - в 16,376 млрд. сразу же заняли соответственно 224-е и 225-е места.
222 |
307 |
Tesco |
UK |
16480.2 |
493 |
223 |
260 |
Fleet Financial Group |
US |
16455.3 |
112 |
224 |
LUKOIL |
RUS |
16437.5 |
212 | |
225 |
Unified Energy System |
RUS |
16375.7 |
221 | |
226 |
296 |
Vodafone |
UK |
16372.3 |
223 |
227 |
58 |
Sacura Bank |
JAP |
16347.4 |
112 |
(По данным
информационного агенства «
Запасы нефти
Запасы нефти
|
|
|
|
|
Добыча нефти
В 2001 году ЛУКОЙЛ, включая совместные
и зависимые общества, добыл рекордное
количество нефти - 77,7 млн. тонн. Добыча
газа составила 5 млрд. куб. м, в том числе
3,8 млрд. куб. м нефтяного газа и 1,2 млрд.
куб. м природного газа.
По сравнению с 2000 годом добыча нефти
выросла на 2,8%, добыча газа - на 6,1 %. Доля
Компании в общем объеме нефти, добытой
в России в 2000 году, составила 23,4%. Добыча
на территории России составила 75,6 млн.
тонн (+2,5%), в странах ближнего и дальнего
зарубежья -2,1 млн. тонн (+17,8%). Была преодолена
длительная тенденция снижения объемов
добычи нефти на месторождениях ОАО "КомиТЭК".
В 2001 году продолжился рост добычи нефти
и газа по зарубежным проектам НК "ЛУКОЙЛ".
Доля Компании в этой добыче составила
2,1 млн. тонн нефти и 0,75 млрд. куб. м газа,
в том числе:
на месторождении Тенгиз в Казахстане
- 283 тыс. тонн нефти и 92 млн. куб. м газа;
на месторождении Карачаганак в Казахстане
- 641 тыс. тонн конденсата и 647 млн. куб. м
газа;
на месторождении Кумколь в Казахстане
- 650 тыс. тонн нефти и 7 млн. куб. м газа;
на месторождении Чираг в Азербайджане
- 442 тыс. тонн нефти;
на месторождении Мелейя в Египте -54 тыс.
тонн нефти.
В 2001 году на территории деятельности
Компании планируется добыть 79 млн. тонн
нефти и свыше 5 млрд. куб. м газа
Добыча нефти российскими |
Объемы добычи на уровне мировых |
* Включая зарубежные месторождения |
ЛУКОЙЛ - компания мирового уровня по объемам добычи
Рост добычи нефти
|
Структура добычи
нефти |
|
Стратегия в нефтедобыче - рост запасов
и эффективности
Поддержка роста добычи
Выборочная разработка существующих
месторождений
Активное приобретение новых месторождений
Снижение себестоимости добычи
Увеличение эффективности операций на
действующих месторождениях
Проведение экспансии в районы с более
низкими затратами на добычу (Тиман - Печора,
Каспий и Ближний Восток)
Перенос добычи в районы с низкими затратами
позволит:
Снизить транспортные издержки
Увеличить долю продаж на мировом рынке
Улучшить качество добываемого сырья
ЛУКОЙЛ активно реализует
В 1999 г. внедрены более 60 технологий интенсификации добычи нефти и увеличения нефтеотдачи пластов. Благодаря этому:
В результате применения гидроразрыва пластов, системного воздействия на пласт, геолого-технических мероприятий по оптимизации режимов работы скважин, горизонтального бурения и других эффективных современных технологий и методов повышения нефтеотдачи пластов преодолена многолетняя тенденция снижения дебитов скважин. В 1999 г. по сравнению с 1997-1998 гг. дебит возрос на 10% и превысил 9 тонн в сутки.
Планируется дальнейшее интенсивное повышение технологического уровня как основы роста нефтеотдачи и снижения издержек по добыче.
Организация нефтепродуктообеспечения в 1999 г. значительно улучшили показатели своей деятельности на внутреннем рынке. Это стало результатом активной маркетинговой политики и мер по оптимизации управления сбыта нефтепродуктов.
В состав Компании входят следующие основные предприятия нефтепродуктообеспечения (НПО):
ООО "ЛУКОЙЛ-Адыгея"
ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьнефтепродукт"
ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепродукт"
ООО "ЛУКОЙЛ-Вологданефтепродукт"
ООО "ЛУКОЙЛ-Кировнефтепродукт"
ООО "ЛУКОЙЛ-Коминефтепродукт"
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт"
ООО "ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт"
Важным шагом в развитии сбытовой
сети Компании стало создание региональной
компании "ЛУКОЙЛ-Холдинг-Сервис".
Цель - централизация управленческих
функций и координация
Сбыт нефтепродуктов через основные дочерние общества НПО в 1999 г. почти в 2 раза превысил показатели 1998 г. и составил 5,3 млн. тонн. Объемы реализации нефтепродуктов через АЗС с учетом франчайзинга выросли на 30%. Свыше 300 коммерческих фирм были привлечены к сотрудничеству по реализации нефтепродуктов на условиях франчайзинга. Через них было реализовано 560 тыс. тонн нефтепродуктов. Работа на условиях франчайзинга позволила Компании создать дополнительную торговую сеть под маркой "ЛУКОЙЛ" без дополнительных финансовых вложений.
Наделение предприятий Компании необходимыми средствами. Управляющая компания вкладывает средства в дочерние предприятия - наделяет дочерние предприятия необходимыми основными и оборотными средствами для эффективного их функционирования.
Назначение руководителей
Принцип полной самостоятельности Предприятий. Все Предприятия являются самостоятельными структурами и находятся на полном хозрасчете, самофинансировании и самоокупаемости. Каждое в отдельности Предприятие не несет ответственности по обязательствам любых других Предприятий, в том числе по обязательствам Управляющей компании.
Принцип узкой специализации. Создание и функционирование Компании осуществляется по принципу узкой специализации. Любое нерентабельное предприятие, исходя из неблагоприятной рыночной ситуации, подлежит ликвидации или смене специализации.
Принцип взаимовыгодного сотрудничества
Принцип соблюдения интересов каждого Предприятия Компании. Не допускается навязывание любых решений, ущемляющих интересы одного Предприятия в пользу другого.
Принципы вертикальных отношений в Компании. Стратегическое и оперативное планирование. Вопросы стратегического планирования находятся в ведении Управляющей компании. Вопросы оперативного планирования деятельности предприятий находятся в ведении руководства предприятий.