Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации финансовой рентабельности (на примере ОАО «Средняя Волга»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является научиться проводить оптимизацию структуры капитала по критерию максимизации финансовой рентабельности.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы управления финансовыми ресурсами;
рассмотреть комплексную оценку структуры капитала;
провести оптимизацию структуры капитала предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
1. Теоретические основы управления финансовыми ресурсами…… 5
1.1. Экономическая сущность финансовых ресурсов и их виды…….5
1.2. Источники формирования финансовых ресурсов……..……..…..6
1.2.1. Собственные и привлеченные источники………...……..…..…8
1.2.2. Заемные источники………………………………………………9
2. Комплексная оценка структуры капитала…………………………..11
2.1. Структура капитала. Средневзвешенная цена капитала…………11
2.2. Финансовый леверидж как инструмент оптимизации структуры
капитала………………………………………………………………….13
3. Оптимизация структуры капитала ОАО «Средняя Волга»………..18
3.1. Расчет средневзвешенной стоимости капитала…………………..18
3.2. Оптимизация источников формирования финансовых ресурсов
по критерию максимизации финансовой рентабельности……………19
3.3. Рекомендации по оптимизации структуры капитала…………….21
Заключение………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации финансовой рентабельности.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

 – среднерыночная  ставка доходности.

 

- 8,5% (ставка по российским европейским облигациям);

β = 0,82 (для компании «Средняя Волга», по данным рейтингового агентства АК & М);

- 16,26% (для компании «Средняя Волга», по данным рейтингового агентства АК & М).

 

 

Таким образом, WACC = .

 

 

3.2 Оптимизация источников формирования финансовых ресурсов

по критерию максимизации финансовой рентабельности.

Одна из главных задач  финансового менеджмента – максимизация уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового  риска – реализуется различными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый  леверидж».

Финансовый леверидж характеризует  использование предприятием заемных  средств, которое влияет на изменение  коэффициента рентабельности собственного капитала. По-другому можно сказать, что финансовый леверидж (в некоторых  источниках встречается и название «финансовый рычаг») представляет собой  объективный фактор, возникающий  с появлением заемных средств  в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный  капитал.

Рассмотрим механизм формирования эффекта финансового левериджа  на примере предприятия ОАО «Средняя Волга» за последние два периода:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Формирования эффекта финансового левериджа на примере предприятия ОАО «Средняя Волга»

Показатели

Единицы измерения

31.12.2011

31.12.2012

1

Средняя сумма всего используемого  капитала (активов) в рассматриваемом периоде

тыс. руб.

129249,5

191175

2

Средняя сумма собственного капитала

тыс. руб.

122295,5

173219

3

Средняя сумма заемного капитала

тыс. руб.

6954

17956

4

Сумма валовой прибыли (без  учета расходов по уплате процентов  за кредит)

тыс. руб.

42331

42738

5

Коэффициент валовой рентабельности активов (без учета расходов по уплате процентов за кредит)

%

32,75

22,36

6

Средний уровень процентов  за кредит

%

18

12

7

Сумма процентов за кредит, уплаченная за использование заемного капитала (гр.3*гр.6/100)

тыс. руб.

834,48

2154,72

8

Сумма валовой прибыли  предприятия с учетом расходов по уплате процентов за кредит (гр.4-гр.7)

тыс. руб.

41496,52

40583,28

9

Ставка налога на прибыль

%

20

20

10

 Сумма налога на  прибыль (гр.8*гр.9/100)

тыс. руб.

8299,31

8116,66

11

 Сумма чистой прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия  после уплаты налога (гр.8-гр.10)

тыс. руб.

33197,21

32466,62

12

 Коэффициент рентабельности  собственного капитала или коэффициент  финансовой рентабельности, (гр.11*100/гр.2)

%

27,15

18,74


Рассмотрев приведенные данные, можно рассчитать эффект финансового левериджа:

 

 

Из результатов приведенных  расчетов видно, что чем выше коэффициент  валовой рентабельности активов, доля заемных средств в общей структуре капитала и удельный вес заемных средств в общей сумме используемого предприятием капитала, тем больший уровень прибыли оно получает на собственный капитал.

3.3. Рекомендации по оптимизации структуры капитала.

Оптимизация структуры капитала является одной из наиболее важных и сложных задач, решаемых в процессе финансового управления предприятием. Оптимальная структура капитала представляет собой такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость.

Проблемами оптимизации  структуры капитала занимаются ряд  отечественных и зарубежных авторов, такие как Бланк И.А., Сытник Г.В., Серов М., Цал-Цалко Ю.С, Бригхэм  Ю., Эрхард М.

По мнению Бланка И. оптимизация  структуры капитала представляет собой  такое соотношение в использовании  собственного и заемного капитала, при котором обеспечивается наибольшая пропорциональность между доходностью  и финансовой устойчивостью предприятия [2, с.355]. 

Цал-Цалко Ю.С. считает, что  оптимизация структуры капитала должна обеспечить минимизацию средней  стоимости финансовых ресурсов, максимизацию уровня прибыльности активов и минимизацию финансовых рисков.

Решение вопросов по оптимизации  структуры капитала, является частью финансовой стратегии компании. Для  того чтобы правильно оптимизировать структуру капитала необходимо применить  один из методов оптимизации структуры  капитала.

По мнению Бланка И. основными  методическими подходами к решению  задач по оптимизации структуры  капитала является:

1. Управление величиной  эффекта финансового левериджа; 

2.  Формирование политики  финансирования активов с учетом  стоимости,  рисков и сроком  привлечения капитала;

3. Минимальная стоимость  привлечения капитала.

При первом методе, основными  моментами является:

- определение финансового  левериджа и его составляющих;

-оценка уровня финансового  левериджа и факторов, которые  его формируют; 

- оптимизация структуры  капитала путем управления величиной  финансового левериджа. 

Для второго метода характерен выбор более дешевых источников финансирования активов предприятия. В этих целях все активы предприятия  подразделяются на такие три группы:

а) необоротные активы.

б) постоянная часть оборотных  активов.

в) переменная часть оборотных  активов.

         При этом предприятия могут  использовать три разных подхода  к финансированию разных групп  активов за счет капитала:

- консервативный, который  предусматривает использование  собственного капитала и долгосрочных  обязательств для формирования  необоротных активов и половины  переменной части оборотных активов. 

- агрессивный, предусматривает  использование собственного капитала  и долгосрочных обязательств  только лишь для финансирования  необоротных активов. Оборотные  активы в полном объеме формируются  за счет краткосрочных обязательств.

- компромиссный, предусматривает  финансирование необоротных активов  и постоянной части оборотных  активов за счет собственного  капитала и долгосрочных обязательств. При этом переменная часть  оборотных активов формируются  за счет краткосрочных обязательств.

         При использовании третьего метода, процесс  оптимизации основан  на предварительной оценке стоимости  собственного и заемного капитала  при разных условиях его привлечения  и осуществлении многовариантных  расчетов средневзвешенной стоимости капитала. [2, с. 355-371].

Рассматривая предложенные методы и изучив различные мнения авторов, можно сделать вывод, что  грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает  построение на предприятии соответствующих  организационно-методических систем обеспечения  этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж.

По мнению, Головко Т.В., Саговой С.В. финансовый леверидж –  это использование предприятием привлеченных средств, которое влияет на изменение доходности собственного капитала и дает возможность получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

 Бланк И.А. характеризует   финансовый рычаг как включение  в структуру капитала предприятия  долга, который дает постоянную прибыль [2, с. 357].

Сухарев П.Н. рассматривает  финансовый леверидж как потенциальную  возможность влиять на прибыль предприятия  путем изменения объема и структуры  долгосрочных пассивов [4, с. 188].

Так, Бригхэм Ю., Эрхард М. определяют, что действие финансового  рычага состоит в том, что предприятие, используя заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственного капитала и свои дивидендные возможности [5, с. 150].

Таким образом, финансовый леверидж измеряет эффект, заключающийся в  повышении рентабельности собственного капитала за счет повышения доли заемного капитала в общей их сумме.

Выше я рассматривал метод  эффекта финансового левериджа для ОАО «Средняя Волга» и получил следующие расчеты:

 

 

Таким образом, на основании  полученных данных, можно сделать  вывод, что чем больше доля заемных  средств в общей структуре  капитала и чем меньше ставка процента за кредит, тем эффективнее используется собственный капитал и повышается эффект финансового левериджа.

Можно сказать, что данный метод оптимизации структуры  капитала является достаточно рискованным. Предприятие привлекая заемные  средства и вкладывая их в собственное  предприятие либо инвестируя в другое, должно точно рассчитать свои возможности, составить эффективный бизнес-план, тщательно планируя свою дальнейшую деятельность.

Однако хотелось бы отметить, что универсальных критериев  формирования оптимальной структуры  капитала нет. Подход к каждой компании должен быть индивидуальным и учитывать  как отраслевую специфику бизнеса, так и стадию развития предприятия. Оптимизация структуры капитала — это часть финансовой стратегии  компании. Каждый руководитель должен самостоятельно определить этапы и  методику оптимизации капитала и  возложить определенные обязанности  на финансово-экономическую службу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Формирование оптимальной  структуры капитала, т.е. установление наиболее выгодного соотношения  между собственными и заемными источниками  финансирования представляет собой "королевскую  проблему" финансового менеджмента. Неудивительно, что ее решению посвящены  работы наиболее авторитетных ученых-финансистов, прежде всего – лауреатов Нобелевской премии Мертона Миллера и Франко Модильяни. Эти ученые сделали парадоксальный вывод о том, что в условиях совершенного рынка, при отсутствии налогов и транзакционных издержек и при наличии равного доступа предприятий и физических лиц к кредитным ресурсам, структура капитала не оказывает влияния на его цену. Обоснование этого заключения состоит в следующем: по мере роста доли заемного финансирования, увеличивается эффект финансового рычага, то есть возрастает финансовый риск предприятия. Соответственно растет цена его капитала и все преимущества заемного финансирования сводятся к нулю. В условиях эффективного рынка никто не мешает акционерам предприятия самим взять ссуду в банке и купить на полученные деньги новые акции.

Руководители большинства  предприятий уделяют значительное внимание оптимизации структуры  капитала, более того, решение этой задачи составляет одну из основных функций  финансового менеджмента. Пока еще  нет абсолютно эффективных рынков, существуют и транзакционные издержки и налоги, а физические лица имеют  более ограниченный доступ к кредитным  ресурсам, чем предприятия. Поэтому  оптимизация структуры капитала вполне может принести предприятию  реальное снижение его цены и сделать  собственников предприятия богаче. Одним из важнейших факторов данного  эффекта является возможность отнесения  процентов за кредит на себестоимость, иными словами – исключение этих сумм из величины базы обложения налогом  на прибыль. Дивиденды по акциям выплачиваются  из чистой прибыли, то есть они не предоставляют  предприятию и его собственникам  подобной "налоговой защиты".

Таким образом, расширение доли заемного финансирования в разумных пределах может приводить к снижению общей цены привлекаемого капитала. Определение конкретной величины этих пределов, то есть выработка целевой  структуры капитала, наиболее выгодной для данного предприятия, и является одной из важнейших задач финансового  менеджмента.

Недостаточное развитие рынков капитала, пробелы в профессиональной подготовке финансовых менеджеров во многих компаниях обусловили слабое внимание отечественных фирм к структуре  капитала. Однако ситуация быстро меняется: улучшается макроэкономическая среда, и российские компании, сумевшие обеспечить устойчивый рост, начинают осознавать необходимость учитывать потенциал  вклада решений о финансировании в достижение роста стоимости  бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. -3-е изд., перераб. и доп. –М.: Финансы и статистика, 2012. -528 с.

2. Бланк И.А. Управление использованием капитала./ И.А. Бланк – К.: «Ника-центр», 2010. –656 с.

3. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: Учебный курс.- К.: "Ника-Центр", Эльга - 2009. – 528 с.

4. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-Х т./ Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2009 г. Т.1. - 497 с.

5. Бригхэм Ю., Эрхардм М. Финансовый менеджмент.10-е изд./Пер. с англ. под ред. к.э.н. Е.А. Дорофеева. – СПб.: Питер, 2010. – 960 с.

6. Васильева Е. C., Якимкина Н. В. Методический подход к оценке кредитоспособности предприятия. / Е. С. Васильева, Н. В. Якимкина // Справочник экономиста, № 12(30), 2012, с. 84-91

Информация о работе Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации финансовой рентабельности (на примере ОАО «Средняя Волга»)