Особенности потребительского кредитования в россии на примере ВТБ 24

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:21, дипломная работа

Краткое описание

Кредит играет важную роль в рыночной экономике. Кредит – предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Через кредитную систему проходит банковский объем денежных расчетов и платежей, при помощи кредита мобилизуются свободные денежные средства населения, предприятий, государства и перераспределяются в качестве кредитов и ссуд населению, предприятиям, нуждающимся в них.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования
1.1. Понятие и сущность потребительского кредита.
1.2. Виды банковского потребительского кредитования.
1.3. Законодательная и нормативная база, регулирующая потребительское кредитование в РФ.
Глава 2. Анализ потребительского кредитования на примере ЗАО "ВТБ24"
2.1. Кредитная политика банка в области потребительского кредитования.
2.2. Анализ кредитного портфеля банка.
2.3. Анализ эффективности потребительского кредитования.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России
3.1. Основные проблемы потребительского кредитования в России.
3.2. Новые направления развития потребительского кредитования в российских банках.
3.3. Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО "ВТБ24".
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ВТБ 24.docx

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Возврат размещенных банком денежных средств и уплата процентов по ним производится путем перечисления средств со счетов клиентов – заемщиков – физических лиц на основании их письменных распоряжений, перевода денежных средств клиентов – заемщиков – физических лиц через органы связи или другие кредитные организации, взноса последними наличных денег в кассу банка – кредитора на основании приходного кассового ордера, а также удержания из сумм, причитающихся на оплату труда клиентам – заемщикам, являющимся работниками банка – кредитора (по их заявлениям или на основании договора).

ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 года № 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011).

В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 года № 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011). Данный ФЗ устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)" № 102-ФЗ от 16.07.1998 (ред. от 06.12.2011).

Существует также федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)" № 102-ФЗ от 16.07.1998 (ред. от 06.12.2011). Данный документ регламентирует все вопросы и условия предоставления ипотечного кредита в РФ.

ФЗ от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О кредитных историях".

Особое значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет принятие ФЗ от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О кредитных историях". Целью данного ФЗ является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами. Федеральный закон направлен на снижение затрат банков при оценке кредитоспособности заемщиков и позволит снизить стоимость выдаваемых кредитов. Важную роль в реализации данного Федерального закона играет Банк России, структурное подразделение которого – Центральный каталог кредитных историй – призвано выполнять функцию единого информационного центра, в котором можно будет бесплатно получить информацию о том, в каком бюро кредитных историй находится информация о конкретном субъекте кредитных историй. Участниками отношений обмена информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами, помимо самих заемщиков и кредиторов, Центрального каталога кредитных историй выступают кредитные бюро. Основная цель бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита), и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц для ее последующей передачи лицам, получившим согласие на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).

Инструкция ЦБР от 03.12.2012г. № 139 – И "Об обязательных нормативах банков" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N 26104).

Настоящая Инструкция устанавливает числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков (далее – обязательные нормативы): достаточности собственных средств (капитала) банка; ликвидности банков; максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимального размера крупных кредитных рисков; максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам); совокупной величины риска по инсайдерам банка; использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

Проект федерального закона "О потребительском кредите".

Сложившаяся в России практика кредитования показывает, что отдельные элементы международного права в данной сфере необходимо закрепить в законодательстве РФ, которое не учитывает принятых в международной практике специальных прав заемщика, возникающих у него в связи с получением потребительского кредита.

Необходимо отметить, что банковская сфера за рубежом относится к числу наиболее регулируемых, а также подлежащих контролю как со стороны органов государственной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля, так и со стороны негосударственных организаций, осуществляющих независимый финансовый контроль.

Несмотря на весьма детальное регулирование банковской деятельности, как на уровне федеральных законов, так и на уровне подзаконных актов, банковская сфера постоянно находится в центре внимания. Среди проблем, возникающих в банковской сфере, можно выделить проблемы невозврата банкам потребительских кредитов и недобросовестность банков.

За последние три года объем ежегодных потребительских кредитов вырос в семь раз. Их доля в банковских портфелях приближается к 25%, что вызывает проблемы в части:

- повышения финансовой  грамотности населения, умения планировать  личные финансы;

- защиты заемщиков при  общении с банками, обеспечения  граждан всей необходимой информацией  на этапе заключения договора;

- предотвращения невозвратов кредитов и защиты кредиторов, в том числе путем сбора информации, кредитных историй, повышения действенности залога и обеспечения;

- создания системы работы  с плохой задолженностью (call-центры, коллекторские агентства и т.д.)

Основной особенностью правового регулирования потребительского кредитования в России является отсутствие специального закона, предусматривающего ключевые характеристики потребительского кредитования: статус субъектов потребительского кредитования, его условия, правовые гарантии и пр. Кроме того, понятие "потребительский кредит" в законодательстве Российской Федерации не раскрыто.

При этом общие положения ГК РФ о займе (кредите) и Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. 28.07.2012) "О защите прав потребителей", регулирующего правоотношения с участием потребителей, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, не учитывают всей специфики правового регулирования потребительского кредитования, что приводит к неопределенным правовым последствиям.

В целях правового регулирования отношений, связанных с потребительским кредитованием, был разработан проект федерального закона "О потребительском кредите", в соответствии с которым при определении прав заемщика в качестве основополагающего закрепляется право на получение от кредитора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита, в том числе о платежах по потребительскому кредиту, к которым отнесены проценты годовых по потребительскому кредиту, порядок их начисления и изменения, а также дополнительные платежи по потребительскому кредиту, связанные с предоставлением, использованием и возвратом потребительского кредита, позволяющей заемщику сделать осознанный выбор. При этом закрепляется корреспондирующая указанным правам обязанность кредитора предоставить данную информацию.

Указанный законопроект вводит требования к перечню существенных условий договора потребительского кредита, предусматривает запрет на включение в договор условий, ущемляющих права заемщика, а также определяет особенности заключения договора потребительского кредита.

Для устранения правового пробела в законодательстве, а также учитывая международную практику регулирования отношений потребительского кредитования, законопроектом предусмотрено предоставление заемщику права на отказ от использования предоставленного потребительского кредита без объяснения причин кредитору с уплатой процентов в течение 14 дней со дня наступления срока кредитования, а также предоставляется право на досрочный возврат всей суммы потребительского кредита или ее части без изменения каких-либо санкций, но с уплатой процентов годовых по кредиту за фактический срок кредитования.

Для реализации положений законопроекта, предусматривающих право заемщика на досрочный возврат потребительского кредита, потребуется внесение изменений в ГК РФ.

Данные законодательные ограничения, в конечном счете, будут выгодны и самим банкам, поскольку они будут способствовать привлечению свободных денежных средств граждан.

Кроме того, закрепление указанных положений будет способствовать оздоровлению положения на рынке потребительского кредитования, развитию конкуренции и увеличению доверия потребителей к системе банковского кредитования.

Выводы по первой главе дипломной работы

1. Потребительское кредитование  – наиболее динамичное направление  развития банковского сектора.

2. С помощью потребительского  кредитования можно приобрести  не только квартиру, дом, автомобиль, но и получить образование, приобрести  мебель, бытовую технику и другие  товары народного потребления, совершить  туристическую поездку, оплатить  медицинскую операцию.

3. Основное преимущество  от внедрения системы потребительского  кредитования – повышение уровня  жизни населения страны, стимулирование  эффективности труда, уменьшение  текучести кадров, и, как следствие, снижение социальной напряженности  в обществе.

4. Несмотря на существующие  наработки в области нормативно-правового  регулирования потребительского  кредитования, основное регулирование  потребительского кредитования  связано с принятием законопроекта "О потребительском кредитовании". Целями этого законопроекта являются  защита прав и законных интересов  заемщиков – физических лиц  и кредиторов, укрепление доверия  к банковской системе Российской  Федерации, повышение устойчивости  финансовой системы, создание условий  для предотвращения недобросовестной  конкуренции в сфере потребительского  кредитования.

Глава 2. Анализ потребительского кредитования на примере ЗАО "ВТБ24".

2.1. Кредитная  политика банка в области потребительского  кредитования.

Кредитная политика коммерческого банка – это комплекс мероприятий банка, цель которых – повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска, по словам И. В. Пещанской.

Кредитная политика – это определение направлений деятельности банка в области кредитноинвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков.

Сущность кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск. Таким образом, кредитная политика – это определение того уровня риска, который может взять на себя банк.

Кредитная политика банка определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика обычно оформляется в виде документа и включает в себя положения, регламентирующие предварительную работу по выдаче кредита, а также процесс кредитования.

Каждый банк должен четко формулировать политику предоставления ссуд, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем кредитного портфеля, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно предоставлять кредит. Ответственность за осуществление кредитной политики лежит на Совете директоров банка, который делегирует функции по практическому предоставлению кредитов на более низкие уровни и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики.

В последнее время все больше крупных банков письменно фиксирует эти принципы, составляя Меморандум о кредитной политике, структура которого различна для разных банков, но основные моменты содержат следующую информацию:

- формулируется общая  цель политики, определяются предельные  суммы кредитов, выдачу которых  администрация банка считает  желательной, а также кредиты, от  которых рекомендуется воздержаться;

- определяются географические  районы, где желательна кредитная  экспансия банка;

- содержатся правила о  порядке выдачи кредитов, о контроле  качества кредитов, о процедуре  взыскания просроченной задолженности  и т.д.

При формировании кредитной политики банку следует тщательно проанализировать следующие факторы:

- наличие собственного  капитала (чем больше капитал, тем  более длительные и рискованные  кредиты может предоставить банк);

- степень рискованности  и прибыльности различных видов  кредитов;

- стабильность депозитов (банк вправе предоставлять кредиты  после того, как образованы достаточные  первичные и вторичные резервы. Учет стабильности депозитов важен в случае не предсказуемых колебаний спроса, если вдруг все вкладчики захотят ликвидировать свои депозиты);

Информация о работе Особенности потребительского кредитования в россии на примере ВТБ 24