Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа
Нестабильность уровня спроса и предложения, постоянно ужесточающаяся конкуренция, опережающие темпы развития техники и технологии, резкие изменения валютных курсов, неконтролируемая инфляция, непостоянство законодательной базы, а также многие другие негативные факторы, характерные для текущего состояния российской экономики, создают условия, при которых ни одна (даже самым тщательным образом спланированная) коммерческая операция не может быть осуществлена с заведомо гарантированным успехом. Вследствие этого основным и непременным условием нормального функционирования и развития любой современной организации является умение ее высшего руководства на строго научной основе осуществлять прогнозирование, профилактику и управление рисками.
Введение
1. Понятие, сущность и содержание риск – менеджмента
1.1. Понятие и сущность риска
1.2. Источники рисков
1.3. Основные подходы к классификации рисков
1.4. Цель и задачи риск – менеджмента
2. Внешний и внутренний мониторинг рисков
3. Методы управления рисками
3.1.Зоны риска и ситуации неопределенности
3.2. Основные формы политики риск – менеджмента
4. Внешние предпринимательские риски и методы управления ими
4.1 Понятие, сущность и виды внешних рисков
4.2 Виды внутренних рисков
5. Постановка системы управления рисками
5.1. Выбор стандарта риск – менеджмента
5.2. Методы диагностики рисков
5.3. Методы расчета рисков
5.4. Оценка рисков
5.5. Приемлемость риска
5.6. Разработка мероприятий по управлению рисками
5.7. Особенности рассмотрения рисков при принятии решений
5.8. Организационные аспекты управления рисками
Поскольку основная задача предпринимателя — рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск — это угроза полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом.
Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым, — это критический риск. Этот риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, т.е., вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.
Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предприятия.
По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски.
Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.
Страховой риск — это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:
• риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);
• риски, связанные с целенаправленными действиями человека.
В зависимости от возможного экономического результата выделяют чистые и спекулятивные риски. Чистые риски отражают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски означают возможность получения как положительного, так и отрицательного эффекта.
В зависимости от причины возникновения риски делятся на природные, экологические, политические, транспортные, производственные и торговые.
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционный и валютный риски. Наличие инфляционного риска свидетельствует о том, что полученные доходы в результате инфляции обесцениваются быстрее, чем растут. Валютный риск связан с возможными потерями в результате изменения валютных курсов. Этот вид риска чаще всего сопровождает внешнеторговые операции.
Группа инвестиционных рисков наиболее обширна и включает в себя:
♦ структурный риск — риск ухудшения конъюнктуры рынка в целом, не связанный с конкретными видами предпринимательской деятельности;
♦ системный риск — риск потерь из-за неправильного выбора объекта инвестирования;
♦ кредитный риск — риск того, что заемщик окажется не в состоянии выполнить свои обязательства;
♦ региональный риск — связан с экономическим, политическим и социальным положением отдельных административных или географических регионов;
♦ отраслевой риск — связан со спецификой функционирования отдельных отраслей народного хозяйства;
♦ инновационный риск — риск потерь, связанных с неудачной реализацией новых проектов.
Существует также градация рисков по внешнему/ внутреннему признаку.
Среди внешних рисков выделяют:
♦ политические
♦ законодательные
♦ природные
♦ региональные
♦ отраслевые
♦ макроэкономические
Внутренние риски подразделяются на три вида:
♦ производственные
♦ инвестиционные
♦ коммерческие
1.4. Цель и задачи риск – менеджмента
Основную цель риск-менеджмента можно определить как обеспечение максимальной эффективности управления рисками хозяйственной организации.
Как известно, эффективность любой деятельности определяется как отношение эффекта, полученного в результате указанной деятельности, к затратам, понесенным в процессе ее осуществления.
Поскольку риск-менеджмент затрагивает самые разнообразные сферы деятельности организации, то все используемые в расчетах показатели целесообразно приводить в стоимостном выражении. Это позволит унифицировать исходную фактологическую базу и избежать путаницы.
Для достижения поставленной цели в рамках риск-менеджмента решаются следующие основные задачи:
♦ профилактика возникновения рисков;
♦ минимизация ущерба, причиненного рисками;
♦ максимизация дополнительной прибыли, получаемой в результате управления рисками.
Первая задача решается посредством прогнозирования рисков и их своевременной нейтрализации. В рамках решения второй задачи осуществляется создание внешних и внутренних страховых и резервных фондов, за счет средств которых можно частично или полностью компенсировать негативные последствия рисков. Выполнение третьей задачи обеспечивается путем рационального использования ситуаций риска с целью максимизации получаемой фирмой прибыли.
2. Внешний и внутренний мониторинг рисков
Важнейшее место в системе управления рисками занимает их постоянный мониторинг во внешней и внутренней среде организации. С целью выявления рисков во внешней среде применяется маркетинг, а для отслеживания рисков, возникающих внутри организации, используется системный анализ и синтез. Первоначально под маркетингом понималась система внутрифирменного управления, ориентированная на изучение и учет потребностей рынка. Иными словами, основа концепции маркетинга состояла в организации производства тех видов продукции или оказания тех видов услуг, которым заранее обеспечен сбыт.
Кроме того, сейчас в рамках управления рисками выделяют: Социально-этический маркетинг - ориентирован на удовлетворение запросов потребителей, но исходя из необходимости рационального и бережного использования природных ресурсов.
Некоммерческий маркетинг- выявление среди крупных слоев населения спроса на социальные услуги, такие как обеспечение соблюдения общественного порядка, защита жизни и т.п.
Внутренний маркетинг включает в себя местные маркетинговые исследования, проводимые в рамках отдельного региона, и маркетинговые исследования, проводимые на территории всего экономического пространства отдельно взятого государства.
В структуру международного маркетинга входят экспортно-ориентированный, многонациональный и глобальный маркетинг.
Экспортно-ориентированный маркетинг предполагает проведение организацией исследований состояния внешней среды за пределами национального рынка той страны, где эта фирма зарегистрирована и фактически располагается.
Многонациональный маркетинг связан с созданием дочерних предприятий и представительств в различных странах мира.
Глобальный маркетинг основан на предположении о том, что в перспективе станет возможным свободное перемещение по всему мировому рынку товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации и т.д.
Основной целью конверсионного маркетинга является трансформирование негативного спроса на результаты деятельности организации (т.е. товары, услуги и т.д.) в позитивный.
Стимулирующий маркетинг применяется в случаях нулевого спроса на товар, т. е. безразличного отношения к нему потребителей.
Развивающий маркетинг используют в ситуациях, характеризующихся наличием потенциального спроса на товар.
Реанимирующий маркетинг заключается в восстановлении первоначальных объемов снизившегося по каким-либо причинам спроса на товар.
Синхронный маркетинг применяется в условиях колеблющегося спроса с целью стабилизации сбыта.
Поддерживающий маркетинг имеет место тогда, когда наблюдается полное соответствие уровня спроса уровню предложения.
Сдерживающий маркетинг применяется в ситуациях, когда спрос на товар в значительной степени превышает предложение. К этому виду маркетинга прибегают с целью профилактики формирования у потребителей негативного представления о возможностях организации.
Противодействующий маркетинг применяется с целью снижения объемов реализации товаров нерационального спроса, таких как алкогольные напитки, табачные изделия, и т.п.
Основу системы управленческого анализа и синтеза составляет метод постепенного приближения, подробно описанный Э.А. Смирновым. Этот метод включает в себя четыре уровня.
Первый уровень: предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя. Подобный анализ обычно осуществляется консультантами или представителями родственных организаций.
К документам, необходимым для проведения анализа на данном уровне, относятся:
♦ учредительный договор или решение единственного учредителя;
♦ учетная политика предприятия;
♦ бухгалтерский баланс;
♦ документы налоговой отчетности;
♦ бизнес-план;
♦ организационная структура управления.
В результате проведения анализа разрабатываются общие рекомендации системного характера.
Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов организации.
Для этого необходимы следующие документы:
♦ перечень основных нерешенных вопросов;
♦ предварительные рекомендации каждого из специалистов относительно способа решения вышеупомянутых вопросов.
Результирующим документом является перечень согласованных с консультантом ответов на поставленные вопросы.
На третьем уровне осуществляется создание группы развития предприятия и формирование стратегии.
Необходимые документы:
♦ распоряжение руководителя о создании группы развития организации;
♦ план обучения группы развития;
♦ основные отчеты организации.
Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совершенствованию экономической, финансовой и технологической политики предприятия.
Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.
Требуемые документы:
♦ текущие отчетные документы о деятельности организации;
♦ бизнес-план;
♦ результаты маркетинговых исследований.
Результирующими документами являются скорректированный бизнес-план, а также рекомендации по совершенствованию системы производства и управления.
3. Методы управления рисками
Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента. Иными словами, методы менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.
В современной теории менеджмента методы управления классифицируются по самым различным признакам.
В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.
По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и т.п.
Для целей риск-менеджмента наиболее подходит классификация методов управления, обусловленная их содержанием.
В общей совокупности методов управления рисками можно выделить семь основных групп:
1) юридические;
2) административные;
3) экономические;
4) социальные;
5) психологические;
6) производственные;
7) научно-прикладные.
Разумеется, подобный способ деления методов управления на группы является достаточно условным, так как все они имеют множество общих черт и подвержены взаимному влиянию. Только характерные различия в способах воздействия на объект управления позволяют рассматривать каждый из вышеперечисленных методов в отдельности.
3.1.Зоны риска и ситуации неопределенности
Важным элементом принятия управленческих решений в системе риск-менеджмента является процесс балансирования уровней риска и потенциально возможной выгоды. Чем выше процент предполагаемого дохода, тем на больший риск может пойти менеджер, принимая решение.
Для оценки степени риска профессор Максимцов предлагает использовать прием разделения сферы возможной деятельности организации на четыре основные зоны: безрисковую зону, зону допустимого риска, зону критического риска, зону катастрофического риска.