Постановка системы управления рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Нестабильность уровня спроса и предложения, постоянно ужесточающаяся конкуренция, опережающие темпы развития техники и технологии, резкие изменения валютных курсов, неконтролируемая инфляция, непостоянство законодательной базы, а также многие другие негативные факторы, характерные для текущего состояния российской экономики, создают условия, при которых ни одна (даже самым тщательным образом спланированная) коммерческая операция не может быть осуществлена с заведомо гарантированным успехом. Вследствие этого основным и непременным условием нормального функционирования и развития любой современной организации является умение ее высшего руководства на строго научной основе осуществлять прогнозирование, профилактику и управление рисками.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и содержание риск – менеджмента
1.1. Понятие и сущность риска
1.2. Источники рисков
1.3. Основные подходы к классификации рисков
1.4. Цель и задачи риск – менеджмента
2. Внешний и внутренний мониторинг рисков
3. Методы управления рисками
3.1.Зоны риска и ситуации неопределенности
3.2. Основные формы политики риск – менеджмента
4. Внешние предпринимательские риски и методы управления ими
4.1 Понятие, сущность и виды внешних рисков
4.2 Виды внутренних рисков
5. Постановка системы управления рисками
5.1. Выбор стандарта риск – менеджмента
5.2. Методы диагностики рисков
5.3. Методы расчета рисков
5.4. Оценка рисков
5.5. Приемлемость риска
5.6. Разработка мероприятий по управлению рисками
5.7. Особенности рассмотрения рисков при принятии решений
5.8. Организационные аспекты управления рисками

Вложенные файлы: 1 файл

УР.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Требования к отчетам о рисках для внешних пользователей для публичных компаний определяются требованиями бирж. К примеру, в России действует Приказ ФСФР «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», в котором указано, что проспект ценных бумаг должен содержать подробный анализ факторов риска, в частности отраслевых, страновых и региональных, финансовых, правовых, а также рисков, связанных с деятельностью эмитента. Кроме того, должна быть описана политика эмитента в области управления рисками.

 

Другие страны задают собственные требования к раскрытию информации о рисках. Стандарт FERMA приводит обобщенные требования, представленные ниже:

                    методы контроля, в особенности касающиеся сферы ответственности в вопросе управления рисками;

                    процессы, использовавшиеся для идентификации рисков, и то, каким образом они рассматриваются в рамках систем управления рисками;

                    первичные системы контроля, предназначенные для управления значительными рисками;

                    существующие системы мониторинга и обзора;

                    любые значительные недостатки, выявленные системой, или недостатки самой системы, вместе с мерами, предпринятыми компанией для исправления ситуации.

 

Таким образом, внутренний отчет должен быть незначительно переработан для соответствия требованиям.

 

5.6. Разработка мероприятий по управлению рисками

 

В соответствии со стандартом FERMA любая система мероприятий по управлению рисками должна быть направлена на достижение следующего минимума:

                    надежность и эффективность работы организации;

                    эффективность внутреннего контроля;

                    соответствие законам и нормативам.

 

Перечислим основные мероприятия по управлению рисками.

1.                    Избегание риска, решение не участвовать в ситуации, связанной с риском, или выйти из такой ситуации. Примеры избегания риска.

                    Продажа актива. Если совет директоров признает какой-либо актив, например, старый завод либо земельный участок, слишком рисковым для владения, то его можно продать, снизив риск до нуля.

                    Отказ от проекта. К примеру, при обнаружении значительного риска (проблематичность достижения заданных параметров при разработке, потенциальное сокращение рынка, невозможность подключения к сетям энергоснабжения и т.д.) отказ от проекта позволит не рисковать денежными средствами.

                    Выход из рынка. Если совет директоров признает какое-либо направление бизнеса либо же какой-либо рынок (региональный, продуктовый) слишком рисковым по причине конкуренции, коррумпированности государственных органов, с которыми обязательно придется взаимодействовать, либо же слишком маленьким (к примеру, розничный рынок каких-либо специфических материалов), то решение о выходе из такого рынка либо же ниши будет очевидно целесообразным.

2.                    Передача риска — разделение с другой стороной бремени убытков или выгод от доходов, относящихся к риску. Приведем примеры передачи риска.

                    Страхование. Основной способ управления рисками опасностей с малой вероятностью, которые могут оказать значительное влияние на деятельность компании: аварии, катастрофы, гражданская ответственность и т.д. При этом далеко не каждый риск опасности может быть застрахован.

                    Хеджирование. Как правило, под хеджированием понимается заключение долгосрочных договоров на поставку по фиксированной цене. Очевидно, что на быстрорастущих рынках компания может значительно сэкономить.

                    Аутсорсинг. Может быть применен практически для любой функции. В России особенно эффективен в строительстве (передача строительства на аутсорсинг даже при больших объемах строительно-монтажных работ передает риски простоев, роста цен, воровства и управления разнообразной рабочей силой подрядчику), транспортировке (риски дорожно-транспортных происшествий, утраты товара, невыхода на работу водителей, превышения расхода горюче-смазочных материалов, поломок и т.д.), производстве (риски аварий на производственных объектах, срыва производственных графиков и т.д.).

3.                    Удержание (принятие) риска — принятие бремени убытков или выгод от доходов, относящихся к определенному риску. Примеры удержания риска.

                    Осознанное принятие. К примеру, когда у компании существует несколько производственных подразделений, риск срыва исполнения обязательств перед контрагентами может быть осознанно принят компанией, потому что даже в случае приостановки деятельности какого-либо из производств, производственная программа может быть выполнена на другом производстве.

                    Самострахование. Представляет создание резервов на покрытие возможных ущербов, к примеру, сверхнормативных выплат по коллективному договору.

4.                    Снижение (смягчение последствий) риска. Снижение риска — действия, направленные на уменьшение вероятности и последствий негативных рисков. Смягчение последствий — ограничение любых негативных последствий события. Приведем примеры снижения и смягчения последствий риска.

                    Эффективное использование капитала. При принятии инвестиционных решений часто возникает необходимость финансировать снижение риска. К примеру, если замена старого оборудования, например, энергетического, позволит обеспечить безопасное функционирование предприятия, то это мероприятие необходимо провести. Подробнее о принятии инвестиционных решений с учетом рисков поговорим в следующем разделе.

                    Совершенствование системы управления. Совершенствование системы управления может означать:

          изменение организационной структуры. К примеру, дополнение организационной структуры отделом стратегического планирования поможет существенно снизить некоторые стратегические риски;

          изменение функциональной структуры. Так, передача функции контроля при отгрузках на проверку правильности цен и условий оплаты от коммерческих подразделений в финансово-экономические значительно снижает риск злоупотреблений со стороны сотрудников сбытовых подразделений;

          изменение процессов в целях совершенствования механизмов принятия решений. Дополнительный контроль качества при приемке, введение коллегиального принятия решений при закупке либо же осуществлении инвестиций, разделение исполнения и учета в подавляющем большинстве случаев приводит к снижению рисков;

          регламентацию нерегламентированных процессов и процедур.

                    Защита имущественных интересов. На примере России — это оформление всей необходимой документации на владение производственными и инфраструктурными объектами, а также объектами, которые можно отнести к интеллектуальной собственности. Отсутствие оформления прав собственности на эти объекты приводит к существенному риску остановки бизнеса в случае какого-либо конфликта.

                    Формирование плана действий в кризисных ситуациях. Данный план регламентирует действия сотрудников в случае возникновения какой-либо кризисной ситуации. Под кризисом должна пониматься не только реализация риска опасности, к примеру, пожара либо же урагана, но и реализация других рисков: усиление конкуренции, рост цен на сырье и материалы, валютный риск, риск потери ликвидности и т.д. В зависимости от риска в план действий в кризисных ситуациях включаются разные мероприятия: от обеспечения эвакуации и скорейшего восстановления работоспособности до PR-мероприятий и управляемого банкротства для сохранения активов.

 

Предлагаемый перечень не является полным. Практически для каждого бизнеса существует возможность использования нетривиального мероприятия по управлению риском. К примеру, практически у каждого крупного бизнеса есть «свои люди» в органах как законодательной, так и исполнительной власти. Это позволяет, к примеру, для строительства получать подряды. Такое представительство позволяет обеспечить защиту от административного давления и т.д. Поэтому при постановке системы управления рисками целесообразно расширить рамки поиска по сравнению с представленными мероприятиями.

Программа мероприятий по управлению рисками не должна включать в себя абсолютно все возможные мероприятия. Многие мероприятия нужно будет отклонить, так как остаточный риск будет не сильно отличаться от текущего значения риска, а стоимость мероприятия будет существенной. Перечень отклоненных мероприятий может быть самым разным: от отказа установки противопожарной сигнализации на круглосуточном складе до отказа от охраны либо же проведения НИОКР.

 

По итогам разработки программы мероприятий в совет директоров необходимо представить расширенную форму отчета о рисках. Пример такой формы отчета приведен в следующей таблице.

 

Таблица 6. Форма отчета о рисках

Номер на легенде

Наименование риска

Возможные мероприятия по управлению риском

Ориентировочная стоимость мероприятий, млн.  руб.

Текущее значение риска, млн. руб.

Остаточный риск, млн. руб.

Изменение математического ожидания, млн. руб.

Отношение изменения к стоимости мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

В идеале в совет директоров должны предоставляться разные варианты реализации мероприятий по управлению риском, причем с достаточно точно рассчитанной стоимостью и изменением математического ожидания риска. Решение об управлении риском должен принимать совет директоров. Также стоит отметить, что одно мероприятие, к примеру, реализация инвестиционной программы реконструкции производства, может снижать значительное количество рисков: усиления конкуренции, нехватки квалифицированного персонала, потери качества продукции, аварий и т.д. В этом случае сравнивается не один риск, а изменение суммы математических ожиданий независимых друг от друга рисков, которые снижаются в результате реализации программы.

 

Для наглядности в совет директоров также можно представить потенциальную карту рисков. В подавляющем большинстве случаев над линией толерантности остается незначительное количество рисков.

Рис. 7. Потенциальная карта рисков

 

Заключительный этап постановки системы управления рисками — это внедрение мониторинга. Основной целью мониторинга должен стать контроль результатов реализации программы мероприятий по управлению рисками.

 

В соответствии со стандартом FERMA, мониторинг должен дать ответ на следующие вопросы.

                    Привели ли принятые меры к планируемым результатам?

                    Являлись ли адекватными проведенные процедуры и собранная для оценки информация?

                    Нужны ли изменения в существующую систему управления рисками?

 

Последний вопрос связан с тем, что компании динамичны и существуют в динамичной среде. При изменениях во внутренней или внешней среде требуется внести соответствующие изменения в существующие системы.

 

Как правило, мониторинг возлагается на подразделение внутреннего аудита.

 

5.7. Особенности рассмотрения рисков при принятии решений

 

Принятие управленческих решений с учетом результатов анализа рисков основано на их оценке для каждого проекта. Под проектом может пониматься практически любое управленческое действие. Причем рассматриваются как негативные, так и позитивные риски.

Примеры.

                    Маркетологи оценивают потенциал нового продукта и на основании цены и его ожидаемых потребительских свойств рассчитывают ожидаемые продажи. Однако новый продукт может как «провалиться», так и «выстрелить». Соответственно, провал продукта будет негативным, а успешность — позитивным риском. Вероятность и последствия каждого такого риска можно рассчитать и учесть при принятии решений.

Информация о работе Постановка системы управления рисками