Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет являться изучение форм межфирменных отношений и методов регулирования их.
Объектом изучения будет являться совокупность фирм
Предмет исследования – межфирменные отношения
Для достижения цели поставленной в курсовой работе необходимо решить такие задачи как:
определение понятия фирма;
рассмотрение вопроса форм межфирменных отношений;
методов регулирования, определение практических шагов для успешного развития межфирменных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФИРМЫ И ВИДЫ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………5
1.1 Роль фирм в современном обществе………………………………………...5
1.2 Виды межфирменных отношений…………………………………………...8
ГЛАВА 2. МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ..17
Межфирменная интеграция, проблемы взаимодействия фирм…………..17
Регулирование межфирменных отношений……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30
Долевые совместные предприятия. Такие предприятия предусматривают обоюдные финансовые вложения, производимые в деловое предприятие многонациональной компанией и местным партнером. В данном случае существует множество вариаций с точки зрения вложения финансов, передачи технического и другого опыта.
Совместные предприятия обеспечивают участникам бизнеса ряд преимуществ.
• Партнеры могут дополнять друг друга и благодаря этому снижать риск, связанный с ведением бизнеса; примером может быть маленькая компания, которая обладает технологией, но не имеет производственных мощностей. Она, наиболее вероятно, войдет в соглашение с другой компанией, которая такими мощностями располагает.
• Фирма, имеющая ограниченные денежные средства, но значительный международный опыт, может составить команду с компанией, у которой достаточно средств, но мало опыта.
• Обеспечение быстрого доступа к сетям распределения.
• Высокая адаптивность, поэтому их создание является часто используемым средством организации предпринимательства в странах с формируемой рыночной экономикой (например, в России, странах СНГ и Восточной Европы).
Существует множество ситуаций, когда может использоваться лицензирование.
1. Если продукт находится в
стадии зрелости своего
______________________________
¹ Д. Фришманн. Современное управление:
энциклопедический справочник.
Маловероятно, что компания захочет тратить деньги для проникновения на иностранные рынки с этим продуктом.
2. Там, где иностранным правительствам требуются значительные прямые вложения в страну. Компания может избежать постоянных прямых затрат, передав лицензию фирме, которая уже находится там.
3. В случае если
лицензиаром является малая
4. Когда лицензирование может быть очень эффективным методом сбыта услуги в случае наличия барьеров для доступа.
Лицензирование также не лишено своих проблем. Приведенный ниже список освещает некоторые наиболее специфичные из них:
1. Лицензирование предполагает
значительные расходы на
2. Существует необходимость обеспечить использование лицензиатом технологии определенным образом.
3. Лицензиар часто
сталкивается с риском
4. Сложным является
определение преимущества, которое
передается вместе с лицензией,
5. Может и не существовать
фирмы, которая с выгодой
6. Покупатель (лицензиат)
часто детально не знает, что
он приобретает, пока не
7. Расширенное производство
лицензиата может вылиться в
меньшую отдачу с патента там,
где масштабы деятельности
8. Лицензиар предоставляет лицензиату определенные территории для продаж на время действия контракта; однако если соглашение не отвечает ожиданиям сторон, достижение новых соглашений может обойтись дорого.
9. Могут возникать
вопросы, связанные с
Договор о франшизе может принимать множество форм, но в своей основе представляет деловое соглашение, по которому одна сторона разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение. Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе связан со сбытом.
Часто франшиза используется в розничной торговле, работе закусочных, гостиничном деле и широко применяется в международном масштабе (например, McDonald's). Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперед, а затем процентов с прибыли. В обмен на это предоставляющий привилегию обеспечит необходимую помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества¹.
Договор о франшизе дает ряд выгод, в частности:
• обеспечивает предоставляющего франшизу притоком дохода, а ее получившего — товаром (услугой) и маркетинговым комплексом, обеспечивающим быстрое развитие рынка;
• позволяет компании быстро расти в нескольких местах без значительных вложений капитала, который мог бы понадобиться, если бы компания росла иным способом;
• устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой распыленной организацией;
______________________________
¹ М.Бобина «Стратегические межфирменные альянсы»//Вопросы экономики 2009 №4
• является подходящей стратегией для вовлечения в нее малых фирм, при этом риск значительно меньше, чем при независимом начале дела.
Существует несколько факторов риска, связанных с договором о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции с другими торговыми организациями, получившими франшизу.
Оффшорное производство означает, что одна стадия производственного процесса размещается за рубежом для того, чтобы уменьшить затраты. Оффшорная фирма обычно размещается в стране с невысокой стоимостью рабочей силы, а конечный продукт продается на внутреннем рынке страны, в которой зарегистрирована корпорация. Это довольно распространенная стратегия в области, например, электроники и текстиля.
Оффшорное производство целесообразно использовать в случаях, когда:
• продукция требует значительных затрат из-за больших объемов неквалифицированного труда;
• вес продукции относительно мал в сравнении с ее стоимостью — это необходимо для снижения расходов;
• в стране, выбранной для производства продукции, низкие тарифы на сырье и энергию;
• продукция стандартизирована и имеет стандартный производственный процесс.
Оффшорное производство обычно имеет следующие преимущества:
• может являться источником значительного конкурентного преимущества;
• существенно облегчается решение управленческих задач, которые обеспечивают стандартизацию продукции и процесс производства;
• для организации оффшорного производства существует большое количество стран;
• процесс управления может осуществляться на значительных расстояниях с помощью электронной связи, которая намного облегчает его.
Участие в экспортно-импортных операциях часто является единственным выбором для малой фирмы, которая стремится выйти на международный рынок. Это также вариант для более крупных компаний, которые хотят прорваться на международный рынок с минимальным объемом вложений. Выделяются три важных элемента, определяющих успех в области экспорта:
• наличие в организации специалистов по экспортным продажам;
• необходимость концентрации компании на ее важнейших иностранных рынках, а не реализация стратегии нескоординированных продаж за границу;
• необходимость тщательного выбора, подготовки и контроля иностранных посредников и обеспечения наличия эффективной обратной связи с иностранным рынком.
Отметим основные преимущества и недостатки экспортно-импортного варианта международной стратегии.
Преимущества:
• относительно дешевый и не обремененный высокими рисками метод продажи товара за рубеж;
• наличие широкого спектра услуг для компании, которая не обладает специалистами и опытом;
• работа с документацией и иностранной валютой может проводиться экспертами;
• стратегия, открытая для компании любых размеров;
• финансовую помощь по этому варианту могут оказать более подготовленные банки.
Недостатки:
• возможны значительные затраты на адаптацию производства;
• постоянные затраты при продажах в небольших объемах могут быть достаточно значительными;
• если иностранный дистрибьютор работает плохо, фирма не всегда может отказаться от его услуг, так как в некоторых странах существуют строгие законы, создающие препятствия для прекращения отношений с ним;
• может существовать необходимость прямых вложений в маркетинговые структуры без пропорциональных вложений в производственные мощности;
• сама компания на иностранном рынке слабо представлена.
Это всего лишь переходная стратегия, однако, большее вовлечение в международный бизнес требует дополнительной подготовки.
ГЛАВА II. МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1 Межфирменная интеграция, проблемы взаимодействия фирм.
Россия усиливает интеграцию в мировые хозяйственные связи. Мировой опыт показывает: кооперационные взаимосвязи и закономерности объединяют в единой сети управленческие инструменты и идеологию менеджмента как малых так и средних фирм, так и глобальных Транснациональных Корпораций (ТНК). Формы такой работы могут быть различны. Помимо координации производства в рамках отношений «поставщик – получатель» возможна организация выделенных интегрированных производств(ВИП) или участие в совместных проектах, причем в рамках 1 сетевого предприятия могут существовать различные формы кооперации. При всем разнообразии форм фирменной интеграции производственных компаний их крайние варианты могут быть рассмотрены в системе «разделение – объединение», отражены схематически и выступать в качестве примера для анализа моделей выбора и обоснования эффективности интеграционного развития компании.
Характер процесса. Вероятные стратегии в матрице «объем – разделение»
Выбор позиции по каждой из шкал может быть осуществлен, с одной стороны, по абсолютным показателям эффекта, а с другой – по возможной минимизации эффекта, который может быть вызван неправильной оценкой потенций избранной формы интеграционного развития. Подобный подход предусматривает расширение традиционного состава эталонных стратегий группой специализированных интеграционных стратегий¹.
______________________________
¹ В.В. Уваров «Развитие бизнеса на основе межфирменной интеграции и методика определения предпочтений»// Менеджмент в России и за рубежом 2010 №1
Транснационализация хозяйственной деятельности предприятий понимается как такая форма интернационализации, при которой не только интернационализируется товар или услуга, но и создается свое зарубежное производственное, сбытовое или финансовой предприятие. На этой стратегии основывается деятельность и развитие ТНК.
Ко второй группе стратегий интегрированного роста правомерно, наряду со стратегиями вертикальной интеграции, выделить стратегию производственной кооперации, связывающую партнеров единым производственным процессом по созданию совместного продукта. Кооперация труда и производства – объективный исторический процесс, диктуемый законами разделения труда. Он присущ всем способам производства и всем регионам мира.
Производственная кооперация - экономически самая эффективная, ресурсосберегающая стратегия. Организационно она самая сложная. Важнейшими условиями межрегиональной и международной производственной кооперации является долгосрочность, повторяемость операций хозяйственного взаимодействия, направленность на реальное производство материальных благ, технологически увязанное производство.
Третью группу эталонных
стратегий – стратегии
Среди стратегий сокращения выделяют стратегию аутсорсинга. Она выступает как социально – щадящая и наиболее продуктивная форма сокращения непрофильных активов или тех сфер деятельности предприятия в которых оно не достигает уровня технологической конкурентоспособности.
При формировании (выборе) целесообразной модели можно говорить о 4 основополагающих подходах. Если целенаправленно выбрана стратегия интеграции, выбор слияния как одной из форм интеграции может произойти на основе матрицы: