Регурирование межфирменных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет являться изучение форм межфирменных отношений и методов регулирования их.
Объектом изучения будет являться совокупность фирм
Предмет исследования – межфирменные отношения
Для достижения цели поставленной в курсовой работе необходимо решить такие задачи как:
определение понятия фирма;
рассмотрение вопроса форм межфирменных отношений;
методов регулирования, определение практических шагов для успешного развития межфирменных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФИРМЫ И ВИДЫ МЕЖФИРМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………5
1.1 Роль фирм в современном обществе………………………………………...5
1.2 Виды межфирменных отношений…………………………………………...8
ГЛАВА 2. МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ..17
Межфирменная интеграция, проблемы взаимодействия фирм…………..17
Регулирование межфирменных отношений……………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Регурирование межфирменных отношений.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Долевые совместные предприятия. Такие предприятия предусматривают обоюдные финансовые вложения, производимые в деловое предприятие многонациональной компанией и местным партнером. В данном случае существует множество вариаций с точки зрения вложения финансов, передачи технического и другого опыта.

Совместные предприятия обеспечивают участникам бизнеса ряд преимуществ.

• Партнеры могут дополнять друг друга и благодаря этому снижать риск, связанный с ведением бизнеса; примером может быть маленькая компания, которая обладает технологией, но не имеет производственных мощностей. Она, наиболее вероятно, войдет в соглашение с другой компанией, которая такими мощностями располагает.

• Фирма, имеющая ограниченные денежные средства, но значительный международный опыт, может составить команду с компанией, у которой достаточно средств, но мало опыта.

• Обеспечение быстрого доступа к сетям распределения.

• Высокая адаптивность, поэтому их создание является часто используемым средством организации предпринимательства в странах с формируемой рыночной экономикой (например, в России, странах СНГ и Восточной Европы).

Лицензирование - это соглашение, по которому компания получает возможность производить  продукт (услугу), разработанный кем-то и защищенный патентом. В типовом  случае сторона, продающая лицензию, предоставляет разрешение другой стороне использовать патент, торговую марку или патентованную информацию в обмен на лицензионные платежи. Продажа обычно ограничивается пределами конкретного географического района, а также существует ограничение соглашения по времени. Компания, которая предоставляет лицензию, называется лицензиаром, а которая приобретает ее — лицензиатом. Компании, которые расходуют значительные суммы на исследования и разработки, скорее всего, будут лицензиарами, а те, которые этого не делают, будут выступать в роли лицензиатов¹.

Существует множество  ситуаций, когда может использоваться лицензирование.

1. Если продукт находится в  стадии зрелости своего жизненного  цикла, конкуренция сильна и  норма прибыли уменьшается. 

 

__________________________________________________________________

¹ Д. Фришманн. Современное управление: энциклопедический справочник.Т2. –  «М.: Издатцентр» 2010, 576с.

Маловероятно, что компания захочет тратить деньги для проникновения  на иностранные рынки с этим продуктом.

2. Там, где иностранным правительствам требуются значительные прямые вложения в страну. Компания может избежать постоянных прямых затрат, передав лицензию фирме, которая уже находится там.

3. В случае если  лицензиаром является малая инновационная  фирма, которой недостает финансовых и управленческих ресурсов.

4. Когда лицензирование  может быть очень эффективным  методом сбыта услуги в случае  наличия барьеров для доступа.

Лицензирование также  не лишено своих проблем. Приведенный  ниже список освещает некоторые наиболее специфичные из них:

1. Лицензирование предполагает  значительные расходы на контроль.

2. Существует необходимость обеспечить использование лицензиатом технологии определенным образом.

3. Лицензиар часто  сталкивается с риском создания  подобного товара конкурентом.

4. Сложным является  определение преимущества, которое  передается вместе с лицензией,  и, следовательно, стоимость лицензии.

5. Может и не существовать  фирмы, которая с выгодой может  воспринять знание — это препятствие  наиболее характерно для развивающихся стран.

6. Покупатель (лицензиат)  часто детально не знает, что  он приобретает, пока не получит  лицензию.

7. Расширенное производство  лицензиата может вылиться в  меньшую отдачу с патента там,  где масштабы деятельности уменьшаются.

8. Лицензиар предоставляет лицензиату определенные территории для продаж на время действия контракта; однако если соглашение не отвечает ожиданиям сторон, достижение новых соглашений может обойтись дорого.

9. Могут возникать  вопросы, связанные с переводом  средств, например, в случаях ограничения контроля обмена валюты, отказов в оплате и т.п.

Договор о франшизе может  принимать множество форм, но в  своей основе представляет деловое  соглашение, по которому одна сторона  разрешает другой вести деятельность, используя ее товарный знак, логотип, продукцию, а также методы ведения операций в обмен на вознаграждение. Если лицензирование связано с производственным компонентом деятельности, то договор о франшизе связан со сбытом.

Часто франшиза используется в розничной торговле, работе закусочных, гостиничном деле и широко применяется в международном масштабе (например, McDonald's). Договор о франшизе обычно требует выплаты вознаграждения вперед, а затем процентов с прибыли. В обмен на это предоставляющий привилегию обеспечит необходимую помощь и в некоторых случаях может требовать закупки товаров или поставок, чтобы поддерживался уровень качества¹.

Договор о франшизе дает ряд выгод, в частности:

• обеспечивает предоставляющего франшизу притоком дохода, а ее получившего — товаром (услугой) и маркетинговым комплексом, обеспечивающим быстрое развитие рынка;

• позволяет компании быстро расти в нескольких местах без значительных вложений капитала, который мог бы понадобиться, если бы компания росла иным способом;

• устраняет часть потребностей в развитии управленческих навыков, необходимых для того, чтобы справиться с большой распыленной организацией;

__________________________________________________________________

¹ М.Бобина «Стратегические межфирменные альянсы»//Вопросы экономики 2009 №4

 

• является подходящей стратегией для вовлечения в нее малых фирм, при этом риск значительно меньше, чем при независимом начале дела.

Существует несколько  факторов риска, связанных с договором  о франшизе. Сюда входят проблемы контроля качества, плохие показатели собственной сети розничной торговли и в конкуренции с другими торговыми организациями, получившими франшизу.

Оффшорное производство означает, что одна стадия производственного  процесса размещается за рубежом  для того, чтобы уменьшить затраты. Оффшорная фирма обычно размещается в стране с невысокой стоимостью рабочей силы, а конечный продукт продается на внутреннем рынке страны, в которой зарегистрирована корпорация. Это довольно распространенная стратегия в области, например, электроники и текстиля.

Оффшорное производство целесообразно использовать в случаях, когда:

• продукция требует значительных затрат из-за больших объемов неквалифицированного труда;

• вес продукции относительно мал в сравнении с ее стоимостью — это необходимо для снижения расходов;

• в стране, выбранной для производства продукции, низкие тарифы на сырье и энергию;

• продукция стандартизирована и имеет стандартный производственный процесс.

Оффшорное производство обычно имеет следующие преимущества:

• может являться источником значительного конкурентного преимущества;

• существенно облегчается решение управленческих задач, которые обеспечивают стандартизацию продукции и процесс производства;

• для организации оффшорного производства существует большое количество стран;

• процесс управления может осуществляться на значительных расстояниях с помощью электронной связи, которая намного облегчает его.

Участие в экспортно-импортных  операциях часто является единственным выбором для малой фирмы, которая  стремится выйти на международный  рынок. Это также вариант для более крупных компаний, которые хотят прорваться на международный рынок с минимальным объемом вложений. Выделяются три важных элемента, определяющих успех в области экспорта:

• наличие в организации специалистов по экспортным продажам;

• необходимость концентрации компании на ее важнейших иностранных рынках, а не реализация стратегии нескоординированных продаж за границу;

• необходимость тщательного выбора, подготовки и контроля иностранных посредников и обеспечения наличия эффективной обратной связи с иностранным рынком.

Отметим основные преимущества и недостатки экспортно-импортного варианта международной стратегии.

Преимущества:

• относительно дешевый и не обремененный высокими рисками метод продажи товара за рубеж;

• наличие широкого спектра услуг для компании, которая не обладает специалистами и опытом;

• работа с документацией и иностранной валютой может проводиться экспертами;

• стратегия, открытая для компании любых размеров;

• финансовую помощь по этому варианту могут оказать более подготовленные банки.

Недостатки:

• возможны значительные затраты на адаптацию производства;

• постоянные затраты при продажах в небольших объемах могут быть достаточно значительными;

• если иностранный дистрибьютор работает плохо, фирма не всегда может отказаться от его услуг, так как в некоторых странах существуют строгие законы, создающие препятствия для прекращения отношений с ним;

• может существовать необходимость прямых вложений в маркетинговые структуры без пропорциональных вложений в производственные мощности;

• сама компания на иностранном рынке слабо представлена.

Это всего лишь переходная стратегия, однако, большее вовлечение в международный  бизнес требует дополнительной подготовки.

 

 

ГЛАВА II. МЕЖФИРМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

2.1 Межфирменная интеграция, проблемы взаимодействия фирм.

 

Россия усиливает интеграцию в мировые хозяйственные связи. Мировой опыт показывает: кооперационные взаимосвязи и закономерности объединяют в единой сети управленческие инструменты и идеологию менеджмента как малых так и средних фирм, так и глобальных Транснациональных Корпораций (ТНК). Формы такой работы могут быть различны. Помимо координации производства в рамках отношений «поставщик – получатель» возможна организация выделенных интегрированных производств(ВИП) или участие в совместных проектах, причем в рамках 1 сетевого предприятия могут существовать различные формы кооперации. При всем разнообразии форм фирменной интеграции производственных компаний их крайние варианты могут быть рассмотрены в системе «разделение – объединение», отражены схематически и выступать в качестве примера для анализа моделей выбора и обоснования эффективности интеграционного развития компании.

Характер процесса. Вероятные стратегии в матрице «объем – разделение»

Выбор позиции по каждой из шкал может быть осуществлен, с  одной стороны, по абсолютным показателям эффекта, а с другой – по возможной минимизации эффекта, который может быть вызван неправильной оценкой потенций избранной формы интеграционного развития. Подобный подход предусматривает расширение традиционного состава эталонных стратегий группой специализированных интеграционных стратегий¹.

__________________________________________________________________

¹ В.В. Уваров «Развитие бизнеса на основе межфирменной интеграции и методика определения предпочтений»// Менеджмент в России и за рубежом 2010 №1

 

Транснационализация хозяйственной  деятельности предприятий понимается как такая форма интернационализации, при которой не только интернационализируется товар или услуга, но и создается свое зарубежное производственное, сбытовое или финансовой предприятие. На этой стратегии основывается деятельность и развитие ТНК.

Ко второй группе стратегий интегрированного роста правомерно, наряду со стратегиями вертикальной интеграции, выделить стратегию производственной кооперации, связывающую партнеров единым производственным процессом по созданию совместного продукта. Кооперация труда и производства – объективный исторический процесс, диктуемый законами разделения труда. Он присущ всем способам производства и всем регионам мира.

Производственная кооперация - экономически самая эффективная, ресурсосберегающая стратегия. Организационно она самая сложная. Важнейшими условиями межрегиональной и международной производственной кооперации является долгосрочность, повторяемость операций хозяйственного взаимодействия, направленность на реальное производство материальных благ, технологически увязанное производство.

Третью группу эталонных  стратегий – стратегии диверсифицированного роста целесообразно дополнить  стратегией создания совместных производств  или выделенных интегрированных предприятий. Они функционируют в виде самостоятельно юридического лица, формально не подчинены материнским компаниям, но реализуют их долгосрочные стратегии.

Среди стратегий сокращения выделяют стратегию аутсорсинга. Она  выступает как социально – щадящая и наиболее продуктивная форма сокращения непрофильных активов или тех сфер деятельности предприятия в которых оно не достигает уровня технологической конкурентоспособности.

При формировании (выборе) целесообразной модели можно говорить о 4 основополагающих подходах. Если целенаправленно выбрана стратегия интеграции, выбор слияния как одной из форм интеграции может произойти на основе матрицы:

Информация о работе Регурирование межфирменных отношений