Руководитель социальной службы как организатор и администратор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Одним из главных механизмов социальной поддержки и обеспечения населения является социальная работа. В современных условиях социальные службы являются конечным звеном в системе социального обеспечения, и именно они взаимодействуют с людьми, а также предоставляют социальные услуги. В связи с этим проблема повышения эффективности работы социальных учреждений имеет огромное значение. Важнейшим фактором в работе социальной службы является деятельность ее руководителя, так как именно он определяет эффективность социальной службы по оказанию услуг определенным категориям клиентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РУКОВОДИТЕЛЮ-ПРОФЕССИОНАЛУ ……………………………………………………………. 6
1.1.Компетентность руководителя ……………………………………………... 6
1.2.Организаторские способности ……………………………………………... 8
1.3.Качества хорошего администратора ……………………………………….. 9
1.4.Руководитель – социальный лидер ……………………………………….. 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ …………………………………………………………………………………… 14
2.1.Профессиональная характеристика руководителя ………………………. 14
2.2.Личностные модели руководителя ……………………………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….... 26

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсяк.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

ГОТОВЫЙ КУРСЯК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РУКОВОДИТЕЛЮ-ПРОФЕССИОНАЛУ ……………………………………………………………. 6

1.1.Компетентность руководителя ……………………………………………... 6

1.2.Организаторские способности ……………………………………………... 8

1.3.Качества хорошего администратора ……………………………………….. 9

1.4.Руководитель – социальный лидер ……………………………………….. 11

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ …………………………………………………………………………………… 14

2.1.Профессиональная характеристика руководителя ………………………. 14

2.2.Личностные  модели руководителя ……………………………………….. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….... 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Одним  из  главных  механизмов  социальной  поддержки  и  обеспечения  населения  является  социальная  работа.  В  современных  условиях  социальные  службы  являются  конечным  звеном  в  системе  социального  обеспечения,  и  именно  они  взаимодействуют  с  людьми,  а  также  предоставляют  социальные  услуги.  В  связи  с  этим  проблема  повышения  эффективности  работы  социальных  учреждений  имеет  огромное  значение.  Важнейшим  фактором  в  работе  социальной  службы  является  деятельность  ее  руководителя,  так  как  именно  он  определяет  эффективность  социальной  службы  по  оказанию  услуг  определенным  категориям  клиентов.  Следовательно,  исследование  особенностей  содержания  управленческой  деятельности  руководителя  социальной  службы  является  актуальной  проблемой.

Необходимо  уточнить,  какой смысл  мы  вкладываем  в  понятие  «управленческая  деятельность  руководителя  социальной  службы»,  определить  понятия  субъекта  и  объекта,  предмета,  средств  и  условий  его  управленческой  деятельности [1, с. 3].

Анализ  научной  литературы  показал,  что  термин  «управленческая  деятельность»  в  общекультурном  своем  значении  определяется  следующим  образом:  «Управленческая  деятельность  —  это  тип  профессиональной  деятельности,  специфика  которого  определена  её  основной  и  наиболее  общей  задачей  —  необходимостью  «организации  деятельности  других  людей  в  направлении  достижения  общих  целей,  а  также  опорой  при  этом  на  принцип  иерархии»  [2].  Соответственно,  понятие  «управленческая  деятельность  руководителя»  можно  рассмотреть  как  «совокупность  действий  руководителя  или  работников  аппарата  управления  по  отношению  к  человеку  или  коллективу,  являющемуся  объектом  управления,  которая  включает  в  себя  постановку  цели  управления,  сбор  и  переработку  информации,  подготовку,  принятие  и  реализацию  управленческого  решения»  [3].  В  социальных  службах  цель  управления,  сбор  и  переработка  информации,  подготовка,  принятие  и  реализация  управленческого  решения  вытекают  из  специфики  профессиональной  социальной  работы,  основной  миссией  которой  является  общественное  благо,  достигаемое  через  квалифицированное  оказание  социальных  услуг  клиентам,  находящимся  в  трудной  ситуации  жизнедеятельности.

Объектом исследования в данной работе является руководитель социальной службы.

Предметом исследования выступают особенности руководителя социальной службы и его характеристика.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть руководителя социальной службы как организатора и администратора.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- рассмотреть  компетентность руководителя;

- раскрыть организаторские  способности руководителя;

- осмотреть качества  хорошего администратора;

- обозначить  руководителя как социального  лидера;

- проанализировать  профессиональную характеристику  руководителя социальной службы;

- распознать  личностные модели руководителя  социальной службы.

При написании работы была использована совокупность общенаучных методов исследования: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном исследование работы руководителя социальной службы. Автор проанализировала теоретические аспекты работы руководителя, обозначив его особенности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы могут содействовать совершенствованию процесса управления руководителя в социальных службах. Материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности различных организационных структур, сталкивающихся с проблемами руководства.

Источниковую базу исследования составили данные статистики и социологических исследований, периодические, монографические, учебные издания и сборники научных трудов.

С точки зрения структуры, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РУКОВОДИТЕЛЮ - ПРОФЕССИОНАЛУ

1.1. Компетентность руководителя

Компетенция играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом. В частности в сфере труда она решающим образом обуславливает успех руководящих кадров.

Что по настоящему определяет успех организации или предприятия - структура, сотрудники, материальные ресурсы, сильная корпоративная культура, цели или что-то другое? [9, с. 31].

Конечно, все названные факторы и многие другие являться неотъемлемым элементом процветания и развития предприятия.

Тем нем менее, многие теоретики и практики недооценивают решающего значения руководителя высшего звена управления, сильно влияющего на деятельность организации, так как менеджеры среднего звена устанавливают основные правила и нормы поведения, основываясь на мнении руководителей и их реакции на складывающуюся ситуацию. Перечень эти правил и норм далее опускается на более низкие уровни.

"Современный  руководитель должен глубоко  разбираться в научно-технических  основах производства, его организации  и экономике, владеть методами борьбы за высокую производительность труда и качество продукции, сочетать профессиональную компетентность с широким идейно-политическим кругозором, умением работать с людьми.

Для него, как никогда, важна деловитость, способность видеть перспективу, энергия и настойчивость, социалистическая предприимчивость" [7, с. 73].

Хозяйственный руководитель должен иметь тонкое политическое чутье, постоянно видеть перспективу и направлять усилия коллектива на выполнение конкретных производственных задач с позиции общенародных интересов и интересов предприятия, сохранения и приумножения общенародной и коллективной собственности.

Успех работы руководителя во многом зависит от его компетентности, от того, в какой степени он изучил дело, обладает ли необходимым запасом знаний, пополняет ли их [9, с. 23].

Современный руководитель должен иметь широкий кругозор, глубокие знания общих проблем развития сельского хозяйства в современных условиях и на перспективу, знать технику и технологию на уровне новейших достижений науки, иметь специальную экономическую подготовку, хорошо разбираться в вопросах организации и управления производством.

Усложнение процессов управления и изменение квалификационно-профессиональной структуры трудовых коллективов требует от руководителей специальных знаний по вопросам трудового законодательства, социологии, психологии, производственной педагогики, логики, этики и др.

Квалификация и профессиональное мастерство руководителя зависит от диапазона методов, которыми он владеет, и умения использовать их в практической работе [4, с. 74].

Руководитель должен хорошо знать специфику каждой функции управления производством, иметь четкое представление о возможностях хозяйства, его производственных подразделений и отдельных категорий работников с тем, что бы наилучшим образом их использовать. С квалификацией связаны и такие ванные качества руководителя, как его организаторские способности и деловитость [13, с. 63].

Руководитель должен быть хорошим администратором и организатором, обеспечивать постоянную жизнеспособность управляемой системы и ее готовность к достижению постеленных целей, умело мобилизовать коллектив на решение поставленных задач, распределять задания и работу среди исполнителей соответственно опыту, квалификации и индивидуальным особенностям каждого из них [3, с. 19].

Итак, для руководителя очень важно уметь предвидеть последствия принимаемых решений и возможности возникновения новых проблем, иметь развитое организаторское чутье, уметь решать внеочередные вопросы и т.п.

1.2. Организаторские способности

Ученый П.М. Керженцев - автор книги "Принципы организации", писал: "Плох тот организатор, который делает все своими собственными руками. Поступая таким образом, организатор переводит себя в положение обыкновенного исполнителя и, таким образом, не выполняет своего назначения. Хороший организатор ничего не делает сам. Он умеет заставлять других выполнять свою работу, оставляя себе лишь руководство и общий контроль. Таким образом, организатору, после того как он выработал план работы, нужно уметь разложить работу на других и лишь контролировать выполнение работы по заданному плану [32, с. 74].

Уметь освободиться от бремени мелочей - вот существенное качество руководителя, организатора. Если руководитель тонет в мелочах, это гибельно для дела. Если он просто отмахивается от мелочей, это точно так же губительно. Задача заключается не в том, что бы руководитель был способен сам выполнять работу своих подчиненных, а том, чтобы каждого подчиненного поместить на подобающие место" [7, с. 74].

Организация труда - система мероприятий, обеспечивающих рациональное использование рабочей силы, которая включает соответствующую расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, методы, нормирование и стимулирования труда, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия туда [8, с. 35].

Руководитель должен обладать известными административными способностями, то есть умением заставить других людей выполнять порученные им задания. Обычно этому способствует известная твердость характера, настойчивость, энергия. Он так же должен проявлять инициативу - уметь находить новые подходы к делу. Наконец, он должен обладать склонностью к систематической плановой работ, то есть уметь представлять себе задание в целом, разделить его на составные элементы и т.д. [4, с. 85].

Рационально организовать свой труд без плана невозможно; планирование - это выражение воли к действию. Оно отражает способность руководителя думать с опережением и действовать последовательно. В отличии от импровизации планирование требует аналитического мышления.

Планирование рабочего времени дает возможность более продуктивно его использовать, создает определенную систему в работе руководителей и специалистов, позволяет лучше организовать взаимодействие между работниками аппарата управления. Всякая организационная работа должна быть строго распределена во времени [15, с. 76].

Каждому руководителю и специалисту необходимо планировать свое время, причем такой план должен быть гибким. Для этого определенные моменты каждодневной программы должны быть внесены в распорядок дня (регулярные совещания, прием посетителей, выдача нарядов, выполнение общественных поручений и др.).

Одна из важных форм планирования работы руководителей и специалистов - составление личных творческих планов, в которых предусматриваются мероприятия по повышению эффективности производства [10, с. 76].

Таким образом организация, организаторы и организационные методы обладают организационной эффективностью, то есть способностью за счет создания и поддержания порядка, честности, своевременности, процедурной технологичности обеспечивать необходимые результаты - производственные, социальные, сервисные, жилищно-бытовые и др.

1.3. Качества хорошего администратора

Администратор (от латин. administrator - управитель) - должностное лицо, уполномоченное по управлению чем-либо или кем-либо.

Существует много соображений относительно методологии и практики определения требований к качествам руководящих работников [20, с. 186].

Хороший руководитель - это человек:

открытый, экстравертивный (обращенный вовне);

любознательный, восприимчивый;

решительный, ориентированный на результат;

опытный, критически настроенный, терпеливо относящийся к ошибкам;

обаятельный, спокойный, внушающий доверие;

внимательный и добросердечный, готовый выслушать других;

смелый, невозмутимый, гибкий, свободный от предрассудков;

готовый способствовать развитию других.

Все многообразие требований к руководителям может быть сведено в три группы: мировоззренческие, деловые, нравственно-психологические.

Под мировоззренческими качествами руководителя понимаются его идейные убеждения и взгляды, его преданность делу, его жизненная позиция (жизненная философия), которая образует определенную систему ценностей и идеалов. Ценности человека - это его точка зрения, которой он готов твердо придерживаться, за нее бороться и ее совершенствовать [3, с. 13].

Под деловыми качествами понимается наличие у руководителя следующих способностей:

способности находить кратчайший путь к достижению цели;

способности к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений;

способности к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения;

способности высвобождать человеческую энергию (инициативу, энтузиазм).

Обладающий деловыми качествами руководитель должен:

уметь проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке;

точно воспринимать предписания вышестоящих руководителей;

разрабатывать альтернативные решения с последующим выбором наиболее результативного;

своевременно определить содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем;

ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения;

проявлять волю и настойчивость в преодолении возникающих трудностей;

Информация о работе Руководитель социальной службы как организатор и администратор